Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "11" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (садоводческого некоммерческого товарищества "Бугач"): Ильина А.С., представителя по доверенности от 20.05.2013,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" февраля 2014 года по делу N А33-15973/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Бугач" (ИНН 2460224170, ОГРН 1102468033876) (далее - СНТ "Бугач", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) (далее - Департамент горимущества, Департамент) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 26.04.2013 N 17501, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 24396 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, район Бугача, для ведения дачного хозяйства, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, об обязании в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдать ее заявителю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2014 года заявление удовлетворено. Суд признал несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента горимущества в письме от 26.04.2013 N 17501 в утверждении схемы расположения земельного участка, обязал Департамент горимущества устранить допущенные нарушения, утвердить схему расположения земельного участка по заявлению СНТ "Бугач" от 16.04.2013.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Департамент горимущества обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнительными пояснениями, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент горимущества указывает следующее:
- - в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска (Решение Красноярского городского Совета от 29.05.2007 N В-306) испрашиваемый земельный участок относится к зоне перспективного развития. В указанной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения садоводства;
- - судом не принято во внимание, что в границах земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, размещаются земельные участки, которые находятся в собственности физических лиц, не являющихся членами СНТ "Бугач".
- документы по оформлению прав на земельные участки, а также проект схемы организации земельного участка на кадастровом плане территории, расположенный в районе Бугача в Департаменте горимущества отсутствуют.
- порядок предоставления земельных участков садоводческим и дачным объединениям регулируются специальным законом.
СНТ "Бугач" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, по следующим основаниям:
- - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в соответствии с общими правилами, закрепленными в Земельном кодексе Российской Федерации;
- - в границах испрашиваемого земельного участка действительно размещаются земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, вместе с тем товарищество просит так утвердить схему испрашиваемого земельного участка, чтобы исключить занятые собственниками земельные участки;
- - из информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) следует, что ведение дачного хозяйства относится к основному виду использования спорного земельного участка, поэтому у Департамента горимущества не было оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.06.2014 объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 11.06.2014. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Департаментом горимущества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 10.02.2014 N 06/943-дг.
В соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство, приобщил представленный документ к материалам дела, как необходимый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для проверки правомерности отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
16 апреля 2013 года СНТ "Бугач" обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 24396 кв. м, расположенного по адресу г. Красноярск, район Бугача согласно проекту на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства.
В заявлении СНТ "Бугач" просило утвердить схему расположения земельного участка и после его формирования предоставить в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства. В заявлении указано, что в случае нахождения на испрашиваемой территории земельных участков, права на которые зарегистрированы либо ранее учтены, заявитель просит их исключить из испрашиваемой территории. К заявлению приложены (согласно списку приложений) устав, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о регистрации, протокол собрания участников СНТ "Бугач" от 15.04.2013 N 5, постановление от 15.04.2013, проект организации.
Письмом от 26.04.2013 N 17501 Департамент горимущества отказал СНТ "Бугач" в утверждении схемы расположения земельного участка.
Департамент горимущества в письме от 26.04.2013 N 17501 указал, что в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4986 испрашиваемый земельный участок вошел в состав Муниципального образования город Красноярск в 2006 году.
Земельные участки садоводческим объединениям предоставляется из фонда перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих объединений. В связи с отсутствием фонда перераспределения земель на территории города Красноярска и невозможностью его создания, предоставить испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным.
В пределах границ города Красноярска размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено, действующими нормативными актами предоставление подобных участков возможно в пригородных зонах территории города.
Документы, подтверждающие отвод земельного участка общей площадью 24 396 кв. м. СНТ "Бугач", не представлены, при этом права, возникшие до перехода в состав Муниципального образования - город Красноярск являются действующими. Также не представлен проект организации и застройки территории СНТ либо другой устанавливающий распределение земельных участков документ.
Согласно представленным документам на испрашиваемой территории расположены земельные участки, права на которые зарегистрированы.
По вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного в районе Бугача, СНТ "Бугач", Департамент горимущества также сообщил, что в соответствии пунктом 16 распоряжения администрации г. Красноярска от 07.11.2011 311-ж "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории за исключением земельных участков предоставляемых под строительство и реконструкцию" основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие в департаменте документов по оформлению прав на земельный участок с проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, технической и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества, расположенные на таком земельном участке, а также топографо-геодезических данных земельного участка.
На основании вышеизложенного Департамент горимущества указал, что утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в СНТ "Бугач" и предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду на 49 лет СНТ "Бугач" не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка указанному в письме от 26.04.2013 N 17501 СНТ "Бугач" обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Далее, согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельный участок предоставляется в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Таким образом, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но, как обоснованно указал суд первой инстанции, не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Исходя из положений частей 1, 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для ведения садоводства, огородничества в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, сведения о наличии земель в котором являются общедоступными.
Судом на основании пояснений представителя Департамента установлено, что в городе Красноярске фонд перераспределения земель не создан в установленном законом порядке.
По мнению апелляционного суда, неисполнение муниципальным образованием предусмотренной законом обязанности по созданию фонда перераспределения земель не может являться основанием для отказа в реализации законного права на получение земельного участка для целей садоводства и огородничества.
Соответственно, в случае отсутствия фонда перераспределения земель, земельный участок может быть предоставлен на основании общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Иное толкование статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются верными, суд апелляционной инстанции соглашается с толкованием норм права, данных судом первой инстанции.
Так же апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что основание отказа, на которое указано в письме от 26.04.2013 N 17501, что согласно представленным документам на испрашиваемой территории расположены земельные участки, права на которые зарегистрированы, не могло являться основанием для отказа, в силу следующего.
Из проектов организации земельного участка, схемы, представленной товариществом, следует, что товарищество просит так утвердить земельный участок, так, чтобы исключить занятые садоводами собственниками садовые участки.
При рассмотрении дела и принятии решения судом первой инстанции также было учтено, что Департамент горимущества ссылался на отсутствие проекта схемы организации земельного участка, но как следует из представленного в дело заявления СНТ "Бугач" от 16.04.2013 такой проект к заявлению был приложен.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования товарищества, в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент горимущества не доказал все обстоятельства на которые ссылается в качестве основания для отказа утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления земельного участка.
Как следует из письма от 26.04.2013 N 17501, Департамент горимущества в обоснование отказа указал, что в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4986 указанный земельный участок вошел в состав Муниципального образования город Красноярск в 2006 году.
В пределах границ города Красноярска размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено, действующими нормативными актами предоставление подобных участков возможно в пригородных зонах территории города. При этом документы, подтверждающие отвод СНТ "Бугач" земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, не представлены.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие в департаменте документов по оформлению прав на земельный участок с проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, технической и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества, расположенные на таком земельном участке, а также топографо-геодезических данных земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент горимущества также указывает, что в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска (Решение Красноярского городского Совета от 29.05.2007 N В-306) испрашиваемый земельный участок относится к зоне перспективного развития. В указанной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения садоводства.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" также предусмотрено, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Таким образом, предоставление земельного участка Товариществу для ведения садоводства, возможно только в том случае если это соответствует цели использования земли.
В соответствии с представленным в суд апелляционной инстанции сведениями из информационной системы (ИСОГД) земельный участок по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, СНТ "Бугач", в границах испрашиваемого земельного участка, попадает в зону городской рекреации и зону перспективного развития с наложением на санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Правила землепользования и застройки города Красноярска утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306.
Статьей 19 (Зоны городской рекреации) Правил землепользования и застройки города Красноярска установлено, что зоны городской рекреации включают в себя участки городских территорий, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них объектами для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также занятые скверами, парками, городскими садами, бульварами, набережными, пляжами.
Статьей 48 (Зоны перспективного развития) Правил землепользования и застройки города Красноярска установлено, что зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для последующего градостроительного освоения.
В зонах перспективного развития с целью их последующего градостроительного освоения допускается размещение линейных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов аварийно-спасательных служб.
Ни статьей 19, ни статьей 48 Правил землепользования и застройки города Красноярска не предусмотрена возможность использования спорного земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в качестве основного, вспомогательного или условно разрешенного вида использования.
Таким образом, в пределах испрашиваемого земельного участка размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено.
Суд первой инстанции исследовал данный вопрос и основывал свои выводы о том что земли являются землями сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства на выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, где вышеуказанное назначение земельных участков указано в отношении участков права на которые уже зарегистрированы.
По мнению суда апелляционной инстанции, этот вывод был сделан на основе ненадлежащих доказательств.
Согласно части 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. В статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сказано, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения именно о правах на недвижимое имущество. Этот Реестр не является документом, предусмотренным земельным законодательством или градостроительным законодательством и не является источником сведений о цели использования земли. Сведения о назначении объекта вносятся в этот реестр при регистрации права на объект недвижимости, в том виде, как это назначение было определено на момент внесения сведений, и не обновляется в дальнейшем.
Статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
з) о геодезических и картографических материалах;
и) о создании искусственного земельного участка;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы (часть 4).
Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8).
Таким образом, информация о территориальном планировании муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки подлежит учету в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Следовательно, сведения из ИСОГД являются надлежащими доказательствами, соответствующими правилу допустимости, которые позволяют достоверно установить назначение земельного участка, возможность его использования для тех или иных целей.
Апелляционный суд так же учитывает, что Распоряжением администрации г. Красноярска от 27.03.2012 N 578-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", то есть получение данной информации возможно, сведения являются доступными.
Кроме того, как верно указал Департамент в оспариваемом отказе, документы, подтверждающие предоставление СНТ "Бугач" земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, не представлены.
Представленные в материалы дела выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах собственности физических лиц (в том числе членов СНТ "Бугач") на земельные участки, предназначенные для садоводства, не подтверждают то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время предназначен для ведения садоводства. То есть указанные выписки, вопреки доводам товарищества и выводам суда первой инстанции, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа.
При таких обстоятельствах основания для признания несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказа Департамента горимущества, изложенного в письме от 26.04.2013 N 17501 отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии отказа Департамента горимущества, изложенного в письме от 26.04.2013 N 17501, сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому решение суда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы товарищества по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на СНТ "Бугач".
Так как апелляционная жалоба Департамента горимущества подлежит удовлетворению, податель апелляционной жалобы в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенного в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 4.1), государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" февраля 2014 года по делу N А33-15973/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2014 ПО ДЕЛУ N А33-15973/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А33-15973/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "11" июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" июня 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чистяковой Н.С.,
при участии:
от заявителя (садоводческого некоммерческого товарищества "Бугач"): Ильина А.С., представителя по доверенности от 20.05.2013,
от ответчика (Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска): Аксаментова Д.М., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" февраля 2014 года по делу N А33-15973/2013, принятое судьей Петроченко Г.Г.,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Бугач" (ИНН 2460224170, ОГРН 1102468033876) (далее - СНТ "Бугач", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (ИНН 2466010657, ОГРН 1032402940800) (далее - Департамент горимущества, Департамент) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 26.04.2013 N 17501, в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка общей площадью 24396 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, район Бугача, для ведения дачного хозяйства, как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации, об обязании в месячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и выдать ее заявителю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 февраля 2014 года заявление удовлетворено. Суд признал несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказ Департамента горимущества в письме от 26.04.2013 N 17501 в утверждении схемы расположения земельного участка, обязал Департамент горимущества устранить допущенные нарушения, утвердить схему расположения земельного участка по заявлению СНТ "Бугач" от 16.04.2013.
Не согласившись с решением арбитражного суда, Департамент горимущества обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и дополнительными пояснениями, в которых просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Департамент горимущества указывает следующее:
- - в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска (Решение Красноярского городского Совета от 29.05.2007 N В-306) испрашиваемый земельный участок относится к зоне перспективного развития. В указанной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения садоводства;
- - судом не принято во внимание, что в границах земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, размещаются земельные участки, которые находятся в собственности физических лиц, не являющихся членами СНТ "Бугач".
- документы по оформлению прав на земельные участки, а также проект схемы организации земельного участка на кадастровом плане территории, расположенный в районе Бугача в Департаменте горимущества отсутствуют.
- порядок предоставления земельных участков садоводческим и дачным объединениям регулируются специальным законом.
СНТ "Бугач" в отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к нему не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, по следующим основаниям:
- - Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством в соответствии с общими правилами, закрепленными в Земельном кодексе Российской Федерации;
- - в границах испрашиваемого земельного участка действительно размещаются земельные участки, находящиеся в собственности физических лиц, вместе с тем товарищество просит так утвердить схему испрашиваемого земельного участка, чтобы исключить занятые собственниками земельные участки;
- - из информации Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) следует, что ведение дачного хозяйства относится к основному виду использования спорного земельного участка, поэтому у Департамента горимущества не было оснований для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 04.06.2014 объявлялся перерыв до 11 часов 00 минут 11.06.2014. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей лиц, участвующих в деле.
Департаментом горимущества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) от 10.02.2014 N 06/943-дг.
В соответствии со статьями 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая положения пункта 26 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" суд апелляционной инстанции удовлетворил заявленное ходатайство, приобщил представленный документ к материалам дела, как необходимый в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации для проверки правомерности отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка и в целях полного и всестороннего исследования обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
16 апреля 2013 года СНТ "Бугач" обратилось в администрацию города Красноярска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 24396 кв. м, расположенного по адресу г. Красноярск, район Бугача согласно проекту на кадастровом плане территории для ведения дачного хозяйства.
В заявлении СНТ "Бугач" просило утвердить схему расположения земельного участка и после его формирования предоставить в аренду на 49 лет для ведения дачного хозяйства. В заявлении указано, что в случае нахождения на испрашиваемой территории земельных участков, права на которые зарегистрированы либо ранее учтены, заявитель просит их исключить из испрашиваемой территории. К заявлению приложены (согласно списку приложений) устав, свидетельство о постановке на учет, свидетельство о регистрации, протокол собрания участников СНТ "Бугач" от 15.04.2013 N 5, постановление от 15.04.2013, проект организации.
Письмом от 26.04.2013 N 17501 Департамент горимущества отказал СНТ "Бугач" в утверждении схемы расположения земельного участка.
Департамент горимущества в письме от 26.04.2013 N 17501 указал, что в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4986 испрашиваемый земельный участок вошел в состав Муниципального образования город Красноярск в 2006 году.
Земельные участки садоводческим объединениям предоставляется из фонда перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих объединений. В связи с отсутствием фонда перераспределения земель на территории города Красноярска и невозможностью его создания, предоставить испрашиваемый земельный участок не предоставляется возможным.
В пределах границ города Красноярска размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено, действующими нормативными актами предоставление подобных участков возможно в пригородных зонах территории города.
Документы, подтверждающие отвод земельного участка общей площадью 24 396 кв. м. СНТ "Бугач", не представлены, при этом права, возникшие до перехода в состав Муниципального образования - город Красноярск являются действующими. Также не представлен проект организации и застройки территории СНТ либо другой устанавливающий распределение земельных участков документ.
Согласно представленным документам на испрашиваемой территории расположены земельные участки, права на которые зарегистрированы.
По вопросу утверждения схемы расположения земельного участка, расположенного в районе Бугача, СНТ "Бугач", Департамент горимущества также сообщил, что в соответствии пунктом 16 распоряжения администрации г. Красноярска от 07.11.2011 311-ж "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории за исключением земельных участков предоставляемых под строительство и реконструкцию" основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие в департаменте документов по оформлению прав на земельный участок с проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, технической и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества, расположенные на таком земельном участке, а также топографо-геодезических данных земельного участка.
На основании вышеизложенного Департамент горимущества указал, что утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в СНТ "Бугач" и предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду на 49 лет СНТ "Бугач" не представляется возможным.
Не согласившись с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка указанному в письме от 26.04.2013 N 17501 СНТ "Бугач" обратилось в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет" включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (пункт 2).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4).
Далее, согласно пункту 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
Пунктом 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельный участок предоставляется в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Таким образом, Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" закрепляет порядок предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства из фонда перераспределения земель, но, как обоснованно указал суд первой инстанции, не исключает применение общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, при рассмотрении заявлений дачных некоммерческих объединений граждан, созданных не путем утверждения списка граждан-членов товарищества органом местного самоуправления, а по иному принципу.
Исходя из положений частей 1, 4 статьи 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для ведения садоводства, огородничества в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель, сведения о наличии земель в котором являются общедоступными.
Судом на основании пояснений представителя Департамента установлено, что в городе Красноярске фонд перераспределения земель не создан в установленном законом порядке.
По мнению апелляционного суда, неисполнение муниципальным образованием предусмотренной законом обязанности по созданию фонда перераспределения земель не может являться основанием для отказа в реализации законного права на получение земельного участка для целей садоводства и огородничества.
Соответственно, в случае отсутствия фонда перераспределения земель, земельный участок может быть предоставлен на основании общих правил предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Иное толкование статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" противоречило бы самому смыслу закона, означая невозможность предоставления земельных участков для ведения дачного хозяйства на землях поселений вообще и невозможность предоставления их для этих целей в том случае, если фонд перераспределения земель не сформирован.
Выводы суда первой инстанции в данной части являются верными, суд апелляционной инстанции соглашается с толкованием норм права, данных судом первой инстанции.
Так же апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что основание отказа, на которое указано в письме от 26.04.2013 N 17501, что согласно представленным документам на испрашиваемой территории расположены земельные участки, права на которые зарегистрированы, не могло являться основанием для отказа, в силу следующего.
Из проектов организации земельного участка, схемы, представленной товариществом, следует, что товарищество просит так утвердить земельный участок, так, чтобы исключить занятые садоводами собственниками садовые участки.
При рассмотрении дела и принятии решения судом первой инстанции также было учтено, что Департамент горимущества ссылался на отсутствие проекта схемы организации земельного участка, но как следует из представленного в дело заявления СНТ "Бугач" от 16.04.2013 такой проект к заявлению был приложен.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования товарищества, в силу следующего.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент горимущества не доказал все обстоятельства на которые ссылается в качестве основания для отказа утвердить схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории и предоставления земельного участка.
Как следует из письма от 26.04.2013 N 17501, Департамент горимущества в обоснование отказа указал, что в соответствии с Законом Красноярского края от 06.07.2006 N 19-4986 указанный земельный участок вошел в состав Муниципального образования город Красноярск в 2006 году.
В пределах границ города Красноярска размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено, действующими нормативными актами предоставление подобных участков возможно в пригородных зонах территории города. При этом документы, подтверждающие отвод СНТ "Бугач" земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, не представлены.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является отсутствие в департаменте документов по оформлению прав на земельный участок с проектом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, технической и правоустанавливающей документации на объекты недвижимого имущества, расположенные на таком земельном участке, а также топографо-геодезических данных земельного участка.
В апелляционной жалобе Департамент горимущества также указывает, что в соответствии с генеральным планом и Правилами землепользования и застройки города Красноярска (Решение Красноярского городского Совета от 29.05.2007 N В-306) испрашиваемый земельный участок относится к зоне перспективного развития. В указанной зоне не предусмотрено размещение земельных участков для ведения садоводства.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам (пункт 1).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений (пункт 2).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3).
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" также предусмотрено, что разработка проектов организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения осуществляется в соответствии с установленными земельным и градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки, системой государственных градостроительных нормативов и правил.
Таким образом, предоставление земельного участка Товариществу для ведения садоводства, возможно только в том случае если это соответствует цели использования земли.
В соответствии с представленным в суд апелляционной инстанции сведениями из информационной системы (ИСОГД) земельный участок по адресу г. Красноярск, Октябрьский район, СНТ "Бугач", в границах испрашиваемого земельного участка, попадает в зону городской рекреации и зону перспективного развития с наложением на санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Правила землепользования и застройки города Красноярска утверждены решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306.
Статьей 19 (Зоны городской рекреации) Правил землепользования и застройки города Красноярска установлено, что зоны городской рекреации включают в себя участки городских территорий, используемые и предназначенные для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, с расположенными на них объектами для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом, а также занятые скверами, парками, городскими садами, бульварами, набережными, пляжами.
Статьей 48 (Зоны перспективного развития) Правил землепользования и застройки города Красноярска установлено, что зоны перспективного развития включают в себя участки территории города, предназначенные для последующего градостроительного освоения.
В зонах перспективного развития с целью их последующего градостроительного освоения допускается размещение линейных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, объектов аварийно-спасательных служб.
Ни статьей 19, ни статьей 48 Правил землепользования и застройки города Красноярска не предусмотрена возможность использования спорного земельного участка для ведения садоводства и дачного хозяйства в качестве основного, вспомогательного или условно разрешенного вида использования.
Таким образом, в пределах испрашиваемого земельного участка размещение садовых и дачных земельных участков не предусмотрено.
Суд первой инстанции исследовал данный вопрос и основывал свои выводы о том что земли являются землями сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства на выписках из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, где вышеуказанное назначение земельных участков указано в отношении участков права на которые уже зарегистрированы.
По мнению суда апелляционной инстанции, этот вывод был сделан на основе ненадлежащих доказательств.
Согласно части 1 статьи 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу. В статье 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сказано, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает что права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела правоустанавливающих документов, открываемые на каждый объект недвижимости, и книги учета документов, содержащие данные о принятых на регистрацию документах.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения именно о правах на недвижимое имущество. Этот Реестр не является документом, предусмотренным земельным законодательством или градостроительным законодательством и не является источником сведений о цели использования земли. Сведения о назначении объекта вносятся в этот реестр при регистрации права на объект недвижимости, в том виде, как это назначение было определено на момент внесения сведений, и не обновляется в дальнейшем.
Статьей 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями настоящего Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений (часть 1).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (часть 3).
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя:
1) сведения:
а) о документах территориального планирования Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
б) о документах территориального планирования субъектов Российской Федерации в части, касающейся территорий муниципальных образований;
в) о документах территориального планирования муниципальных образований, материалах по их обоснованию;
г) о правилах землепользования и застройки, внесении в них изменений;
д) о документации по планировке территории;
е) об изученности природных и техногенных условий на основании результатов инженерных изысканий;
ж) о резервировании земель и об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
з) о геодезических и картографических материалах;
и) о создании искусственного земельного участка;
2) дела о застроенных и подлежащих застройке земельных участках;
3) иные документы и материалы (часть 4).
Сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа (часть 8).
Таким образом, информация о территориальном планировании муниципальных образований, о правилах землепользования и застройки подлежит учету в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
Следовательно, сведения из ИСОГД являются надлежащими доказательствами, соответствующими правилу допустимости, которые позволяют достоверно установить назначение земельного участка, возможность его использования для тех или иных целей.
Апелляционный суд так же учитывает, что Распоряжением администрации г. Красноярска от 27.03.2012 N 578-ж утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности", то есть получение данной информации возможно, сведения являются доступными.
Кроме того, как верно указал Департамент в оспариваемом отказе, документы, подтверждающие предоставление СНТ "Бугач" земельного участка общей площадью 24 396 кв. м, не представлены.
Представленные в материалы дела выписки из ЕГРП о зарегистрированных правах собственности физических лиц (в том числе членов СНТ "Бугач") на земельные участки, предназначенные для садоводства, не подтверждают то обстоятельство, что испрашиваемый земельный участок в настоящее время предназначен для ведения садоводства. То есть указанные выписки, вопреки доводам товарищества и выводам суда первой инстанции, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа.
При таких обстоятельствах основания для признания несоответствующим Земельному кодексу Российской Федерации отказа Департамента горимущества, изложенного в письме от 26.04.2013 N 17501 отсутствовали.
Выводы суда первой инстанции о несоответствии отказа Департамента горимущества, изложенного в письме от 26.04.2013 N 17501, сделаны при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, поэтому решение суда в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы товарищества по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в сумме 2000 рублей подлежат отнесению на СНТ "Бугач".
Так как апелляционная жалоба Департамента горимущества подлежит удовлетворению, податель апелляционной жалобы в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенного в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 4.1), государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" февраля 2014 года по делу N А33-15973/2013 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
Г.Н.БОРИСОВ
Г.А.КОЛЕСНИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)