Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-162/2014

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей; Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 января 2014 г. по делу N 33-162/2014


Судья: Зонина И.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.,
судей: Зеленского А.М., Алферовой Г.П.,
при секретаре Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Е. - М. на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 октября 2013 г. которым Е. отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в предоставлении в аренду земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности по предоставлению в аренду без проведения торгов земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения Е. - М., поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия

установила:

Е. обратилась в суд с иском к администрации ГО "Город Калининград" с требованиями о признании отказа в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для ИЖС незаконным, понуждении к предоставлению в первоочередном порядке без проведения торгов земельного участка в аренду с последующим исключительным правом оформления в собственность по адресу: <адрес> рядом с участками с кадастровыми номерами N и N и напротив участка с кадастровым номером N, либо равноценного пригодного для ИЖС участка в этом же районе, с возложением на ответчика обязанности предоставить ей указанный земельный участок в собственность на безвозмездной основе.
В обоснование иска ссылается на то, что является матерью несовершеннолетнего ребенка - инвалида Е. В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Для реализации данного права она 17.05.2013 года обратилась с заявлением в администрацию ГО "Город Калининград", в котором просила предоставить ей на безвозмездной основе земельный участок вблизи места проживания, на которое получен ответ, что предоставление земельного участка возможно только с торгов.
В этой связи истица полагала, что действиями администрации ГО "Город Калининград" нарушено ее право на получение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в первоочередном порядке на безвозмездной основе.
Рассмотрев дело, суд вынес изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Е. - М. просит решение суда отменить. Ссылается на неправильное применение судом норм материального права. Продолжает настаивать на изложенных в иске доводах.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что Е. и ее дочь не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, ребенок-инвалид не имеет права на предоставление в собственность земельного участка без проведения торгов. Данные выводы суда сделаны на основании подробного анализа действующего законодательства.
Государственная политика Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в свобод, а также вопросы применения мер социальной поддержки инвалидов определены Федеральным законом от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон).
Согласно ст. 2 Федерального закона, социальная поддержка инвалидов включает систему мер, обеспечивающих социальные гарантии инвалидам. К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона, закрепляющие как право инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, быть обеспеченными жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, так и право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов Постановлением Правительством Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 были утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 названных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил. То есть данным пунктом Правил четко установлено, что перечисленные в нем льготы предоставляются инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета (п. п. 2, 3, 4 Правил).
В соответствии с пунктом 17 Правил, обеспечение инвалидов в первоочередном порядке земельным участком, предназначенным для индивидуального жилищного строительства, осуществляется органом местного самоуправления и реализуется посредством подачи соответствующего заявления с приложением справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы.
Поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из гарантий в жилищной сфере, направлено на улучшение жилищных условий инвалида в целях повышения уровня его социальной защищенности и фактически выступает одной из форм обеспечения жильем, то при реализации такой меры социальной поддержки учитывается нуждаемость указанной категории лиц в улучшении жилья.
Содержащиеся в жалобе ссылки на то, что обеспечение инвалидов земельными участками осуществляется по нормам земельного законодательства и такая мера не является улучшением жилищных условий инвалида, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в силу положений п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. То есть предоставление земельного участка для жилищного строительства является мерой улучшения жилищных условий. Вышеперечисленными нормами законодательства о социальной защите инвалидов установлен единый порядок защиты жилищных прав инвалидов, применяемый как к предоставлению жилых помещений, так и к предоставлению земельных участков для жилищного строительства.
Тем самым, из системного толкования приведенных выше норм законодательства, следует, что для первоочередного предоставления инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид должен состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако истица и ее дочь на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят.
То есть права на предоставление земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов они не имеют.
Кроме того, иск не может быть удовлетворен и по другим основаниям.
Согласно пункту 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность и в аренду.
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из положений ч. 2 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации "О государственном кадастре недвижимости" с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов или любые лица.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, учитывая, что испрашиваемый земельный участок как объект недвижимости не сформирован, на кадастровом учете не состоит, что и не оспаривается представителем истицы на заседании судебной коллегии, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований следует признать правильными.
Решение суда законно и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 30 октября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)