Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.06.2017 N 15АП-7304/2017 ПО ДЕЛУ N А32-38450/2016

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июня 2017 г. N 15АП-7304/2017

Дело N А32-38450/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Карнауховой В.В.
при участии:
от заявителя: представитель Осипов Е.Г. по доверенности от 11.05.2017 N 119/10-431,
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 12.04.2017 по делу N А32-38450/2016,
принятое судьей Миргородской О.П.,
по заявлению публичного акционерного общества "Кубаньэнерго"
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи
о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в аренду,
установил:

публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Сочи (далее - департамент) о признании незаконными решений об отказе в заключении договоров аренды земельных участков, выраженных в письмах от 28.07.2016 N,N 19333/02.05.16, 19334/02.05.16, 19335/02.05.16, 19336/02.05.16; об обязании в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить проекты договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204001:1009, 23:49:0204001:1010, 23:49:0204001:1011, 23:49:0204001:1013, расположенных по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Конституции СССР, д. 42.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано недоказанностью доводов администрации о резервировании испрашиваемых земельных участков.
Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивированна тем, что представленные обществом документы не позволяют идентифицировать объекты недвижимости, поскольку уникальные характеристики объектов в них не указаны.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя департамента, уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ПАО "Кубаньэнерго" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:12, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Конституции СССР, д. 42 общей площадью 15 021 кв. м, что подтверждается постановлением администрации города Сочи от 31.08.1995 N 734/2 и свидетельством о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком от 06.03.1996 N 312.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Сочи от 24.05.2011 г. N 1000-р земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:12 площадью 15021 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Конституции СССР, д. 42 включен в реестр объектов муниципальной собственности города-курорта Сочи. 28 июня 2011 года зарегистрировано право собственности на вышеуказанный земельный участок за муниципальным образованием город-курорт Сочи.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:12 были образованы пять земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0204001:1009, площадью 1 кв. м, 23:49:0204001:1010, площадью 20 кв. м, 23:49:0204001:1011, площадью 17 кв. м, 23:49:0204001:1012 площадью 332 кв. м, 23:49:0204001:1013 площадью 14 653 кв. м.
Распоряжением Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 N 693 - р земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204001:1012 площадь 332 кв. м был изъят у ПАО "Кубаньэнерго" для федеральных нужд в целях размещения олимпийского объекта федерального значения.
Распоряжением Главы Администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.11.2012 N 1113-р в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:1013 площадью 14 653 кв. м был изъят для федеральных нужд путем прекращения права постоянного бессрочного пользования образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204001:1403 площадью 31 кв. м.
30.06.2016 ПАО "Кубаньэнерго" обратилось в МАУ МФЦ с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги: "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов", в соответствии с которыми просило предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0204001:1009 площадью 1 кв. м, 23:49:0204001:1010, площадью 20 кв. м, 23:49:0204001:1011, площадью 17 кв. м, 23:49:0204001:1013 площадью 14 653 кв. м.
28.07.2016 Департамент имущественных отношений Администрации города Сочи в письмах N, N 19333/02.05.16, 19334/02.05.16, 19335/02.05.16, 19336/02.05.16 отказал в предоставлении муниципальной услуги, мотивировав наличием ограничений, установленных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, в том числе ограничениями в связи с резервированием участков для муниципальных и государственных нужд.
Посчитав свои права нарушенными, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к переоценке выводов суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований ввиду следующего.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 Земельного кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: 1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); 2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; 4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; 5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав; 6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд; 7) цель использования земельного участка; 8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом; 9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения; 10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 Земельного кодекса к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса предусмотрено предоставление с заявлением документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Состав указанных документов утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
В соответствии пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16.
Пунктом 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд при условии, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
Отказы департамента в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду мотивированны тем, что в отношении них имеются записи об ограничении прав согласно статьям 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 56.1 Земельного кодекса РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 70.1 Земельного кодекса РФ установлено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 70.1 ЗК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 2 Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Поскольку доказательств того, что в отношении спорных участков такое решение принималось не представлено, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования о признании незаконными отказов департамента, выраженных в письмах от 28.07.2016 N,N 19333/02.05.16, 19334/02.05.16, 19335/02.05.16, 19336/02.05.16.
Отнесение спорных земельных участков к охранной зоне электросетевого комплекса не является резервированием земельных участков и не поименовано в качестве основания отказа в предоставлении муниципальной услуги, предусмотренного статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что общество представило департаменту все необходимые документы, подтверждающие право на аренду земельных участков без проведения торгов, в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1.
Так, обществом были представлены кадастровые выписки испрашиваемых земельных участков, позволяющие идентифицировать объекты недвижимости и их уникальные характеристики (сведения о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территории).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, который расширительному толкованию не подлежит.
На основании изложенного у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2017 по делу N А32-38450/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Р.Р.ИЛЮШИН
Судьи
О.Ю.ЕФИМОВА
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)