Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При образовании спорного участка путем раздела земельного участка не получено согласие его собственника, нарушен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.Н. Новиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Гончаренко С.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01-01-01/9/17
от Министерства обороны Российской Федерации - Фаст К.Ю., представитель по доверенности от 27.01.2017 N 69
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Червенко К.Г., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 17
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 30.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017
по делу N А24-2194/2016
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - Ю.С. Скрипник, в апелляционном суде - судьи С.Б. Култышев, А.С. Шевченко, Е.Н. Номоконова
по иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании права муниципальной собственности на земельный участок и о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим
третьи лица: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17 им. В.С. Завойко" Петропавловск-Камчатского городского округа
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН 4101036106, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России), федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007, место нахождения: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 9) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:2415, площадью 21 881+/-52 кв. м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева; о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена ответчика - Минобороны России на Российскую Федерацию в лице Минобороны России.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - управление Росреестра по Камчатскому краю), территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "261 ОМИС"), федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17 им. В.С. Завойко" Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.01.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 указанное решение изменено, признано право муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на спорный земельный участок, в остальном в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, Минобороны России просит отменить постановление от 27.04.2017 в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что при образовании спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88 не получено согласие его собственника (Минобороны России), как следствие этому, решение уполномоченного органа не принималось, то есть, нарушен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. Указывает на то, что размер спорного земельного участка несоразмерен площади расположенного на нем объекта.
В свою очередь, в своей кассационной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, не соглашаясь с указанным апелляционным постановлением и приводя аналогичные доводы, что и Минобороны России, просит также его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В судебном заседании Минобороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в лице своих представителей поддержали доводы, приведенные в жалобах, дав суду пояснения.
Администрация в отзывах на кассационные жалобы и в судебном заседании в лице представителя, возражая относительно изложенных в них доводов, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобы - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Камчатскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятого постановления с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено по материалам дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.04.2008 серии 41-АВ N 018899 (регистрационная запись N 41-41-01/013/2008-702) Петропавловск-Камчатскому городскому округу принадлежит на праве собственности объект недвижимости - здание средней школы, назначение: средняя школа N 17, 3-этажный (подземных этажей 1), общая площадь 10 679,5 кв. м, инв. N 8676, лит. А, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева, 80.
Основанием для регистрации права собственности послужили постановление градоначальника от 20.02.1996 N 311 и акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15.02.1996.
В целях оформления права собственности на земельный участок, занимаемый названным объектом недвижимости, в результате выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка площадью 21 881 /-52 кв. м путем раздела земельного участка площадью 417 988 кв. м, с кадастровым номером 41:01:0010132:88, адрес (место положение) которого установлен относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир - жилой дом; почтовый адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Обороны 1854 года, д. 22.
Земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88 поставлен на кадастровый учет 28.10.2008 и принадлежит на праве собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 41-41-01/032/2009-423 от 08.12.2009).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 23.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "261 ОМИС".
Вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет 18.04.2014 с присвоением кадастрового номера 41:01:0010132:2415.
Истец обратился за государственной регистрацией права собственности в управление Росреестра по Камчатскому краю. Сообщением от 28.04.2016 N 41/001/002/2016-3576 управление уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный участок, сославшись на положения абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указав на противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, поскольку земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:2415 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88, в отношении которого собственником является Российская Федерация.
Администрация, полагая, что в силу закона спорный земельный участок на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Петропавловск-Камчатского городского округа, а государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
При рассмотрении дела установлено, что на спорном земельном участке с 1996 года расположен объект недвижимости - здание средней школы, находящийся в муниципальной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе постановлением градоначальника от 20.02.1996 N 311 и актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15.02.1996.
Право на указанное имущество возникло у истца до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и было зарегистрировано в установленном порядке 28.04.2008 (регистрационная запись 41-41-01/013/2008-702).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, земельный участок, занятый зданием школы, находится в муниципальной собственности с 1 июля 2006 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) с момента законодательного разграничения государственной собственности, следовательно, последующая регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88, в площадь которого вошла территория, занимаемая объектом муниципальной собственности, произведена в этой части в нарушение положения пункта 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда относительно признания требования администрации права собственности на спорный земельный участок за муниципалитетом, что явилось основанием для его удовлетворения, является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные заявителями в кассационных жалобах, о несоблюдении истцом порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, поскольку при образовании спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88 не получено согласие его собственника (Минобороны России), как следствие этому, решение уполномоченного органа не было принято, подлежат отклонению.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 от 25.10.2001 N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения специальных процедур по передаче участков, на которых находятся объекты, принадлежащие муниципальному образованию, в его собственность.
Поскольку земельный участок не предоставлялся муниципальному образованию, а на него распространялось правило о разграничении государственной собственности на землю, в связи с которым установлена неправомерность включения территории спорного земельного участка, относящегося в силу закона к муниципальной собственности, в границы земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88, то отсутствуют основания считать, что существовала вообще какая-либо необходимость для получения согласия собственника данного земельного участка в лице Минобороны России.
Указание в кассационных жалобах на то, что размер спорного земельного участка несоразмерен площади расположенного на нем объекта также не принимается судом округа.
Судом учтено, что согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:2415, являющейся приложением к межевому плану, и согласованной врио начальника ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, его площадью составила 21 881+/-52 кв. м, которая занята не только расположенной на ней недвижимостью, но и составляет часть территории, необходимой для ее использования.
Между тем ответчики в силу части 1 статьи 65 АПК не представили доказательств того, что площадь спорного земельного участка несоразмерно больше необходимой.
Что касается вывода апелляционного суда об отказе в иске о признании права федеральной собственности на спорный земельный участок отсутствующим ввиду избрания истцом ненадлежащего способа защиты права, то в этой части судебный акт не обжалуется.
Поскольку судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к рассматриваемым отношениям сторон, установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены принятого постановления от 27.04.2017 и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А24-2194/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2017 N Ф03-2539/2017 ПО ДЕЛУ N А24-2194/2016
Требование: О признании права муниципальной собственности на земельный участок и о признании права собственности Российской Федерации на него отсутствующим.Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: При образовании спорного участка путем раздела земельного участка не получено согласие его собственника, нарушен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2017 г. N Ф03-2539/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: В.А. Гребенщиковой
Судей: С.Н. Новиковой, О.В. Цирулик
при участии:
от администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - Гончаренко С.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 N 01-01-01/9/17
от Министерства обороны Российской Федерации - Фаст К.Ю., представитель по доверенности от 27.01.2017 N 69
от федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Червенко К.Г., представитель по доверенности от 23.01.2017 N 17
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 30.01.2017, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017
по делу N А24-2194/2016
Арбитражного суда Камчатского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья - Ю.С. Скрипник, в апелляционном суде - судьи С.Б. Култышев, А.С. Шевченко, Е.Н. Номоконова
по иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о признании права муниципальной собственности на земельный участок и о признании права собственности Российской Федерации на земельный участок отсутствующим
третьи лица: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю, территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации, федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17 им. В.С. Завойко" Петропавловск-Камчатского городского округа
Администрация Петропавловск-Камчатского городского округа (ОГРН 1024101022010, ИНН 4101036106, место нахождения: 683000, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 14; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Камчатского края с иском к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261, место нахождения: 119019, г. Москва, ул. Знаменка, 19; далее - Минобороны России), федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, ИНН 7715033007, место нахождения: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 62, стр. 9) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на объект недвижимости: земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:2415, площадью 21 881+/-52 кв. м, имеющий местоположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева; о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок.
В соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом произведена замена ответчика - Минобороны России на Российскую Федерацию в лице Минобороны России.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Камчатскому краю (далее - управление Росреестра по Камчатскому краю), территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Камчатском крае, федеральное государственное казенное учреждение "261 Отделение морской инженерной службы" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "261 ОМИС"), федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России), муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17 им. В.С. Завойко" Петропавловск-Камчатского городского округа.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 30.01.2017 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 указанное решение изменено, признано право муниципальной собственности Петропавловск-Камчатского городского округа на спорный земельный участок, в остальном в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Дальневосточного округа, Минобороны России просит отменить постановление от 27.04.2017 в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, а также несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит доводы о том, что при образовании спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88 не получено согласие его собственника (Минобороны России), как следствие этому, решение уполномоченного органа не принималось, то есть, нарушен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности. Указывает на то, что размер спорного земельного участка несоразмерен площади расположенного на нем объекта.
В свою очередь, в своей кассационной жалобе ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, не соглашаясь с указанным апелляционным постановлением и приводя аналогичные доводы, что и Минобороны России, просит также его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
В судебном заседании Минобороны России, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в лице своих представителей поддержали доводы, приведенные в жалобах, дав суду пояснения.
Администрация в отзывах на кассационные жалобы и в судебном заседании в лице представителя, возражая относительно изложенных в них доводов, просит судебные акты оставить без изменения как законные и обоснованные, а жалобы - без удовлетворения.
Управление Росреестра по Камчатскому краю заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив законность принятого постановления с учетом доводов кассационной жалобы и возражений на нее, заслушав пояснения присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как установлено по материалам дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.04.2008 серии 41-АВ N 018899 (регистрационная запись N 41-41-01/013/2008-702) Петропавловск-Камчатскому городскому округу принадлежит на праве собственности объект недвижимости - здание средней школы, назначение: средняя школа N 17, 3-этажный (подземных этажей 1), общая площадь 10 679,5 кв. м, инв. N 8676, лит. А, адрес объекта: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Петра Ильичева, 80.
Основанием для регистрации права собственности послужили постановление градоначальника от 20.02.1996 N 311 и акт государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15.02.1996.
В целях оформления права собственности на земельный участок, занимаемый названным объектом недвижимости, в результате выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка площадью 21 881 /-52 кв. м путем раздела земельного участка площадью 417 988 кв. м, с кадастровым номером 41:01:0010132:88, адрес (место положение) которого установлен относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, ориентир - жилой дом; почтовый адрес ориентира: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Обороны 1854 года, д. 22.
Земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88 поставлен на кадастровый учет 28.10.2008 и принадлежит на праве собственности Российской Федерации (регистрационная запись N 41-41-01/032/2009-423 от 08.12.2009).
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 23.09.2016 земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "261 ОМИС".
Вновь образованный земельный участок поставлен на кадастровый учет 18.04.2014 с присвоением кадастрового номера 41:01:0010132:2415.
Истец обратился за государственной регистрацией права собственности в управление Росреестра по Камчатскому краю. Сообщением от 28.04.2016 N 41/001/002/2016-3576 управление уведомило заявителя об отказе в государственной регистрации права собственности на спорный участок, сославшись на положения абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и указав на противоречия между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, поскольку земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:2415 образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88, в отношении которого собственником является Российская Федерация.
Администрация, полагая, что в силу закона спорный земельный участок на праве собственности принадлежит муниципальному образованию Петропавловск-Камчатского городского округа, а государственная регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок нарушает права и законные интересы муниципального образования, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В пунктах 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации.
При рассмотрении дела установлено, что на спорном земельном участке с 1996 года расположен объект недвижимости - здание средней школы, находящийся в муниципальной собственности, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе постановлением градоначальника от 20.02.1996 N 311 и актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 15.02.1996.
Право на указанное имущество возникло у истца до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и было зарегистрировано в установленном порядке 28.04.2008 (регистрационная запись 41-41-01/013/2008-702).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, земельный участок, занятый зданием школы, находится в муниципальной собственности с 1 июля 2006 года (дата вступления в силу Федерального закона от 17.04.2006 N 53-ФЗ) с момента законодательного разграничения государственной собственности, следовательно, последующая регистрация права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 41:01:0010132:88, в площадь которого вошла территория, занимаемая объектом муниципальной собственности, произведена в этой части в нарушение положения пункта 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда относительно признания требования администрации права собственности на спорный земельный участок за муниципалитетом, что явилось основанием для его удовлетворения, является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные заявителями в кассационных жалобах, о несоблюдении истцом порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности, поскольку при образовании спорного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88 не получено согласие его собственника (Минобороны России), как следствие этому, решение уполномоченного органа не было принято, подлежат отклонению.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 от 25.10.2001 N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения специальных процедур по передаче участков, на которых находятся объекты, принадлежащие муниципальному образованию, в его собственность.
Поскольку земельный участок не предоставлялся муниципальному образованию, а на него распространялось правило о разграничении государственной собственности на землю, в связи с которым установлена неправомерность включения территории спорного земельного участка, относящегося в силу закона к муниципальной собственности, в границы земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:88, то отсутствуют основания считать, что существовала вообще какая-либо необходимость для получения согласия собственника данного земельного участка в лице Минобороны России.
Указание в кассационных жалобах на то, что размер спорного земельного участка несоразмерен площади расположенного на нем объекта также не принимается судом округа.
Судом учтено, что согласно схеме расположения земельного участка с кадастровым номером 41:01:0010132:2415, являющейся приложением к межевому плану, и согласованной врио начальника ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, его площадью составила 21 881+/-52 кв. м, которая занята не только расположенной на ней недвижимостью, но и составляет часть территории, необходимой для ее использования.
Между тем ответчики в силу части 1 статьи 65 АПК не представили доказательств того, что площадь спорного земельного участка несоразмерно больше необходимой.
Что касается вывода апелляционного суда об отказе в иске о признании права федеральной собственности на спорный земельный участок отсутствующим ввиду избрания истцом ненадлежащего способа защиты права, то в этой части судебный акт не обжалуется.
Поскольку судом апелляционной инстанции правильно применены нормы материального права, подлежащие применению к рассматриваемым отношениям сторон, установлены все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену принятого по делу судебного акта в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не допущено, то основания для отмены принятого постановления от 27.04.2017 и удовлетворения кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 по делу N А24-2194/2016 Арбитражного суда Камчатского края оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Судьи
С.Н.НОВИКОВА
О.В.ЦИРУЛИК
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Судьи
С.Н.НОВИКОВА
О.В.ЦИРУЛИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)