Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.05.2017 ПО ДЕЛУ N 33-7841/2017

Требование: О признании незаконным распоряжения главы муниципального образования.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Распоряжением муниципальному служащему предписано устранить выявленное нарушение посредством направления гражданину письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги; служащий полагал, что нарушены его права, поскольку обязанность по направлению письма на функциональный орган местного самоуправления не возложена, административный регламент предоставления муниципальной услуги противоречит закону, имеющему большую юридическую силу.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2017 г. по делу N 33-7841/2017


Судья Загидулина О.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковелина Д.Е.,
судей Седых Е.Г., Хазиевой Е.М.,
при секретаре В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23.05.2017 гражданское дело по иску начальника органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа Д. к Главе Полевского городского округа о признании незаконным распоряжения и возложении обязанности отменить распоряжение,
поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Полевского городского суда Свердловской области от 29.12.2016.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения представителя ответчика Я., судебная коллегия

установила:

начальник органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа Д. обратилась в суд с иском к Главе Полевского городского округа о признании незаконным распоряжения Главы Полевского городского округа от 05.09.2016 N 37-р "О принятии решения об удовлетворении жалобы", которым была удовлетворена жалоба К. в части ненаправления ему письма, содержащего в себе сведения об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Данным распоряжением начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа предписано устранить выявленное нарушение посредством направления К. письма, содержащего в себе сведения об отказе в предоставлении муниципальной услуги не позднее пяти рабочих дней с момента получения настоящего распоряжения. Истец полагает, что оспариваемым распоряжением нарушены права, свободы и законные интересы ее, как начальника органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, а также незаконно на нее возложены обязанности, поскольку обязанность по направлению письма на названный орган местного самоуправления не возложена. Считает, что административный регламент предоставления указанной муниципальной услуги в части направления письма противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Решением Полевского городского суда Свердловской области от 29.12.2016 исковые требования Д. удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Главы Полевского городского округа от 05.09.2016 N 37-р "О принятии решения об удовлетворении жалобы". На Главу Полевского городского округа возложена обязанность отменить распоряжение от 05.09.2016 N 37-р "О принятии решения об удовлетворении жалобы".
Оспаривая законность и обоснованность принятого решения, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Я. доводы апелляционной жалобы поддержала.
В заседание судебной коллегии истец не явилась. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 23.05.2017, лица, участвующие в деле, извещены о дате и времени рассмотрения дела 14.04.2017 простым почтовым извещением. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что истец извещена надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщила суду о причинах неявки, не ходатайствовала об отложении судебного заседания, не представила доказательств об уважительности причин неявки, не ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о разрешении спора с нарушением норм материального права, что является основанием к отмене решения суда (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что распоряжением Главы Полевского городского округа от 21.10.2013 N 261-лп Д. назначена на должность муниципальной службы начальником органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа с 22.10.2013.
21.04.2016 <...>10 обратился в Управление Муниципальным имуществом Полевского городского округа с заявлением с просьбой предварительного согласования предоставления земельного участка, расположенного в <...>, район домов N и N.
Постановлением Главы Полевского городского округа от 17.05.2016 N принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка <...>5, копию которого заявитель получил <...>.
17.08.2016 <...>5 обратился к Главе Полевского городского округа с жалобой, в которой указал, что по его заявлению от 21.04.2016 своевременно и полно не была оказана муниципальная услуга "Предварительное согласование земельных участков, находящихся в собственности Полевского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Полевского городского округа". Указывал, что ему до настоящего времени не направлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, основания отказа в предоставлении муниципальной услуги не названы, и как результат, муниципальная услуга ему не оказана, поэтому его заявление является нерассмотренным. Он просил провести внеплановую проверку по изложенным фактам нарушения законодательства.
На основании распоряжения Главы Полевского городского округа от 22.08.2016 N 31-р "О проведении внеплановой проверки" в период до 01.09.2016 комиссией, созданной этим распоряжением, проведена внеплановая документарная проверка действий (бездействия) начальника органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
По результатам проверки 02.09.2016 комиссией составлен акт N 6 о том, что в ходе проведения проверки установлено, что срок оказания муниципальной услуги не был нарушен, поскольку <...>5 подал заявление 21.04.2016, а результат муниципальной услуги заявителем получен 19.05.2016. Одновременно установлено, что процедура оказана не в полном объеме, а именно: не было подготовлено письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, в нарушение пункта 51 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование земельных участков, находящихся в собственности Полевского городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Полевского городского округа", утвержденного постановлением Администрации Полевского городского округа от 16.09.2015 N 448-ПА.
На основании указанного акта внеплановой проверки и.о. Главы Полевского городского округа принято распоряжение от 05.09.2016 N 37-р "О принятии решения об удовлетворении жалобы", которым жалоба <...>5 в части ненаправления ему письма, содержащего в себе сведения об отказе в предоставлении муниципальной услуги удовлетворена, начальнику органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа предписано устранить выявленное нарушение посредством направления <...>5 письма, содержащего в себе сведения об отказе в предоставлении муниципальной услуги не позднее пяти рабочих дней с момента получения настоящего распоряжения, комиссии предписано направить <...>5 мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы. Данное распоряжение оспаривает истец.
Удовлетворяя требования Д. и признавая указанное распоряжение незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что порядок оказания муниципальной услуги <...>5 не нарушен истцом, все необходимые действия были выполнены, и пришел к выводу о том, что обязанность направления заявителю ответа об отказе в предоставлении земельного участка у органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа отсутствовала, заявителю вручена копия постановления Главы Полевского городского округа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они являются ошибочными, противоречащими требованиям закона и обстоятельствам дела.
Постановлением Администрации Полевского городского округа от 16.09.2015 N 448-ПА утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности Полевского городского округа, и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Полевского городского округа".
Пункт 34 Административного регламента (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:
1) прием и регистрация документов;
2) проведение экспертизы документов;
3) формирование и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в государственные органы и иные органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги;
4) опубликование извещения о предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом Полевского городского округа и размещение извещение на официальном сайте Управления в сети Интернет (при необходимости);
5) подготовка ответа заявителю об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и осуществление комплекса мероприятий по подготовке земельного участка к торгам;
6) подготовка схемы расположения земельного участка в форме электронного документа (при необходимости);
7) подготовка и согласование проекта постановления Главы Полевского городского округа о предварительном согласовании предоставления земельного участка или письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги;
8) выдача заявителю заверенной копии постановления Главы Полевского городского округа о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка (если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка) или письменного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с п. 51 Административного Регламента результатом административной процедуры является подписание Главой Полевского городского округа постановления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или подписание письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Истец, указывая на наличие противоречий п. 51 Регламента действующему законодательству, ссылается на п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 101 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Полевского городского округа, утвержденного решением Думы данного округа от 10.12.2015 N, в соответствии с которыми отсутствуют требования о необходимости направления письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги. С такой позицией истца согласился суд первой инстанции.
Так, согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п. 101 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Полевского городского округа в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Управление рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Направляет обращения в отдел архитектуры и градостроительства Администрации Полевского городского округа для рассмотрения в рамках его компетенции. По результатам данного рассмотрения и проверки Управление готовит проект постановления Главы Полевского городского округа о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Постановление Главы Полевского городского округа об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Позиция истца об отсутствии в вышеприведенном законодательстве требований о необходимости направления письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги, не свидетельствует об обоснованности исковых требований, поскольку в силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами. Административным же регламентом от 16.09.2015 N <...>, действующим на территории Полевского городского округа по предоставлению муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков предусмотрено только два варианта результата административной процедуры - это либо постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, либо подписание письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (п. п. 34, 51 Административного регламента). Постановление Администрации Полевского городского округа от 16.09.2015 N 448-ПА, которым утвержден названный Административный регламент, на момент возникновения спорных правоотношений не отменено, не изменено, являлось действующим.
Исходя из положений п. п. 1 - 10 названного Административного регламента, указанную муниципальную услугу предоставляет орган местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа.
Начальник органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа, должность которого занимала истец на момент предоставления муниципальной услуги <...>5 при его обращении с заявлением 21.04.2016, в соответствии со своей должностной инструкцией обязана: выполнять поручения и указания Главы Полевского городского округа по вопросам, входящим в компетенцию начальника Управления; соблюдать Конституцию, федеральные законы, законы субъекта Российской Федерации, муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (подп. 23, 24, 26 п. 10 Должностной инструкции).
В связи с вышеизложенным, выводы суда о ненарушении истцом порядка оказания муниципальной услуги <...>5, а также об отсутствии обязанности у Управления муниципальным имуществом Полевского городского округа по направлению заявителю ответа об отказе в предоставлении земельного участка, являются ошибочными, противоречащими требованиям закона и обстоятельствам дела.
При установленных по делу обстоятельствах, принимая во внимание вышеназванные нормы права, судебная коллегия полагает, что факт вручения <...>5 19.05.2016 копии постановления Главы Полевского городского округа от 17.05.2016 N об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не является безусловным основанием для освобождения истца от обязанности совершить действия по подготовке ответа <...>5 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по выдаче данного ответа непосредственно заявителю в соответствии с требованиями Административного регламента. В связи с чем обжалуемое истцом распоряжение Главы Полевского городского округа от 05.09.2016 N <...>, обязывающее истца устранить выявленное нарушение, вынесено обоснованно.
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для признания незаконным распоряжения Главы Полевского городского округа от 05.09.2016 N <...> "О принятии решения об удовлетворении жалобы".
В связи с указанным выше судебная коллегия не может признать решение суда об удовлетворении исковых требований Д. законным и обоснованным в связи с неправильным применением норм материального права. Решение подлежит отмене по п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Начальника органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа Д. к Главе Полевского городского округа о признании незаконным распоряжения от 05.09.2016 N <...> и о возложении обязанности отменить указанное распоряжение в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Полевского городского суда <...> от <...> отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований начальника органа местного самоуправления Управление муниципальным имуществом Полевского городского округа Д. к Главе Полевского городского округа о признании незаконным распоряжения от 05.09.2016 N <...> и о возложении обязанности отменить указанное распоряжение - отказать в полном объеме.
Председательствующий
Д.Е.КОВЕЛИН

Судьи
Е.Г.СЕДЫХ
Е.М.ХАЗИЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)