Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: Гаенко М.В., представитель по доверенности от 09.01.2017, Цургуева Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2017;
- от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Чернухина Юрия Леонидовича: Мальфанов С.А., представитель по доверенности от 28.03.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 по делу N А48-7023/2016 (судья Карасев В.В.) по заявлению Индивидуального предпринимателя главы КФХ Чернухина Юрия Леонидовича (ОГРНИП 304573232000042) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212) о признании незаконным отказа в государственной регистрации, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289 и обязании осуществить регистрационные действия (с учетом уточнения требований),
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович (далее - Глава КФХ Чернухин Ю.Л.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, 2 вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289 (с учетом уточнения требований). Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое сообщение регистрирующего органа признано незаконным. Ответчик обязан зарегистрировать право собственности на спорный объект.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Росреестра по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов податель жалобы указывает, что в ЕГРП отсутствуют сведения о том, что на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0010101:80 расположен какой-либо объект недвижимого имущества, который можно отнести к основному объекту недвижимости, по отношению к которому заявленный к регистрации ангар N 2 выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Обращает внимание, что у Управления отсутствуют полномочия по установлению принадлежности объектов недвижимого имущества к основным или вспомогательным, а из представленных на государственную регистрацию права собственности документов на спорный ангар не следует, что он имеет вспомогательное значение. Управление отказало в государственной регистрации прав на спорный объект, так как не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Считает, что к объектам сезонного назначения, не являющимися при этом объектами вспомогательного использования, нельзя применять норму п. 3. ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Представители Управления в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, соглашается со всеми выводами суда первой инстанции. Полагает, что судебная практика, на которую ссылается Управление не может быть применима к рассматриваемому спору, поскольку в указанных судебных актах оценивается только один критерий отнесения объекта капитального строительства к объектам вспомогательного использования. Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чернухин Юрий Леонидович зарегистрирован в Едином государственном реестре физических лиц в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства с 21.07.2011.
Чернухину Ю.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 5731 кв. м, кадастровый номер 57:09:0340101:80, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, о чем в ЕГРП 26.08.2015 сделана запись о регистрации.
На указанном земельном участке находится ряд объектов недвижимого имущества Чернухина Ю.Л. В отношении двух объектов (баня и бытовка) им зарегистрировано право собственности в порядке пункта 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав.
Представитель по доверенности Сафонова Надежда Григорьевна от имени Чернухина Ю.Л. 14.06.2016 обратилась в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80, приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимого имущества, квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрационные действия и доверенность на представителя.
Управление Росреестра 22.06.2016 приостановило регистрационные действия на срок до 22.07.2016, указав, что Чернухину Ю.Л. необходимо представить декларацию по форме, соответствующей действующему законодательству.
Кроме этого, государственный регистратор указал, что у него имеются сомнения, что заявленный к регистрации в "упрощенном порядке" ангар общей площадью 989 кв. м является объектом вспомогательного назначения для бани и бытовки и на его возведение не требуется получать разрешение на строительство.
22.06.2016 Глава КФХ Чернухин Ю.Л. дополнительно представил в регистрационный орган декларацию об объекте недвижимого имущества от 14.06.2016 и письменные пояснения от 21.06.2016.
Сообщением от 27.07.2016 57/003/005/2016-289 Управление Росреестра по Орловской области отказало Чернухину Ю.Л. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, 2 вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80.
Основанием для отказа в государственной регистрации, как следует из указанного сообщения, послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих, что ангар является вспомогательным объектом для строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям действовавшего до 01.01.2017 года Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о незаконности оспариваемого сообщения регистрирующего органа.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта и при рассмотрении дела исходит из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) (в редакции действовавшей до 01.01.2017), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона, в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В порядке, установленном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как усматривается из материалов дела, Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на ангар N 2 как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требовалось получения разрешения на строительство. Управлением Росреестра Чернухину Ю.Л. отказано в регистрации права, поскольку не были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
Признавая отказ в регистрации незаконным, суд пришел к выводу, что заявителем на регистрацию представлены документы, свидетельствующие исходя из требований действующих норм, о вспомогательном характере спорного объекта.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области.
В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Перечень объектов недвижимого имущества, относящихся к строениям и сооружением вспомогательного использования законодательно четко не определен, в связи с чем суд принял во внимание разъяснения, данные Минрегионом России в письме от 25.06.2009 N 19669-ИЛ/08, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.01.2016 N 14-00484/16, согласно которым под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Также, в соответствии с утвержденным Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Следует отметить, что применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.3 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Установив, что Глава КФХ Чернухин Ю.Л. на государственную регистрацию права собственности объекта вспомогательного использования представил декларацию об объекте недвижимого имущества, согласно которой заявленное к государственной регистрации недвижимое имущество имеет наименование - ангар N 2, не имеет каких-либо инженерных коммуникаций, является складом временного содержания сельскохозяйственной продукции, постоянное размещение людей в указанном здании ангара не предусмотрено, то есть является зданием пониженного уровня ответственности.
Земельный участок, на котором расположено спорное имущество, принадлежит Главе КФХ Чернухину Ю.Л на праве собственности, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, соответственно, объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке носят вспомогательный характер, в частности, спорный объект имеет целью хранение и первичную переработку сельскохозяйственной продукции, что соответствует пункту 1.5 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о вспомогательном использовании недвижимого имущества и отсутствии необходимости получения на объект разрешения на строительство.
При этом отсутствие на земельном участке "основного" объекта - иного недвижимого имущества для обслуживания которого предназначен ангар не имеет значения для осуществления регистрационных действий.
Декларация, поданная заявителем при заявлении к государственной регистрации права собственности на спорное здание, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости. Иного Управлением Росреестра по Орловской области не доказано. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что отказ Управления Росреестра по Орловской области в государственной регистрации права собственности Чернухина Юрия Леонидовича на объект недвижимого имущества: ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80 не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы Главы КФХ Чернухина Ю.Л.,в связи с чем является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда области, а направлены на несогласие с ними. Они были предметом оценки суда первой инстанции. Апелляционная коллегия не находит оснований для их переоценки.
Ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы, приведенные в иных судебных актах, сделаны исходя из других фактических обстоятельств.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 по делу N А48-7023/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.04.2017 N 19АП-1795/2017 ПО ДЕЛУ N А48-7023/2016
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2017 г. по делу N А48-7023/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 апреля 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области: Гаенко М.В., представитель по доверенности от 09.01.2017, Цургуева Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2017;
- от индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства Чернухина Юрия Леонидовича: Мальфанов С.А., представитель по доверенности от 28.03.2017.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 по делу N А48-7023/2016 (судья Карасев В.В.) по заявлению Индивидуального предпринимателя главы КФХ Чернухина Юрия Леонидовича (ОГРНИП 304573232000042) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212) о признании незаконным отказа в государственной регистрации, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289 и обязании осуществить регистрационные действия (с учетом уточнения требований),
установил:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович (далее - Глава КФХ Чернухин Ю.Л.) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (далее - Управление Росреестра по Орловской области, регистрирующий орган) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, 2 вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80, содержащегося в сообщении от 27.07.2016 N 57/003/005/2016-289 (с учетом уточнения требований). Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое сообщение регистрирующего органа признано незаконным. Ответчик обязан зарегистрировать право собственности на спорный объект.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Росреестра по Орловской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов податель жалобы указывает, что в ЕГРП отсутствуют сведения о том, что на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0010101:80 расположен какой-либо объект недвижимого имущества, который можно отнести к основному объекту недвижимости, по отношению к которому заявленный к регистрации ангар N 2 выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Обращает внимание, что у Управления отсутствуют полномочия по установлению принадлежности объектов недвижимого имущества к основным или вспомогательным, а из представленных на государственную регистрацию права собственности документов на спорный ангар не следует, что он имеет вспомогательное значение. Управление отказало в государственной регистрации прав на спорный объект, так как не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Считает, что к объектам сезонного назначения, не являющимися при этом объектами вспомогательного использования, нельзя применять норму п. 3. ч. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ.
Представители Управления в судебном заседании просили обжалуемый судебный акт отменить, а жалобу удовлетворить.
Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Чернухин Юрий Леонидович в представленном отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, соглашается со всеми выводами суда первой инстанции. Полагает, что судебная практика, на которую ссылается Управление не может быть применима к рассматриваемому спору, поскольку в указанных судебных актах оценивается только один критерий отнесения объекта капитального строительства к объектам вспомогательного использования. Считает решение суда области законным и обоснованным.
Представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения участников процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Чернухин Юрий Леонидович зарегистрирован в Едином государственном реестре физических лиц в качестве Главы крестьянского фермерского хозяйства с 21.07.2011.
Чернухину Ю.Л. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 5731 кв. м, кадастровый номер 57:09:0340101:80, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, о чем в ЕГРП 26.08.2015 сделана запись о регистрации.
На указанном земельном участке находится ряд объектов недвижимого имущества Чернухина Ю.Л. В отношении двух объектов (баня и бытовка) им зарегистрировано право собственности в порядке пункта 3 статьи 25.3 Закона о государственной регистрации прав.
Представитель по доверенности Сафонова Надежда Григорьевна от имени Чернухина Ю.Л. 14.06.2016 обратилась в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80, приложив к заявлению декларацию об объекте недвижимого имущества, квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрационные действия и доверенность на представителя.
Управление Росреестра 22.06.2016 приостановило регистрационные действия на срок до 22.07.2016, указав, что Чернухину Ю.Л. необходимо представить декларацию по форме, соответствующей действующему законодательству.
Кроме этого, государственный регистратор указал, что у него имеются сомнения, что заявленный к регистрации в "упрощенном порядке" ангар общей площадью 989 кв. м является объектом вспомогательного назначения для бани и бытовки и на его возведение не требуется получать разрешение на строительство.
22.06.2016 Глава КФХ Чернухин Ю.Л. дополнительно представил в регистрационный орган декларацию об объекте недвижимого имущества от 14.06.2016 и письменные пояснения от 21.06.2016.
Сообщением от 27.07.2016 57/003/005/2016-289 Управление Росреестра по Орловской области отказало Чернухину Ю.Л. в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, 2 вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80.
Основанием для отказа в государственной регистрации, как следует из указанного сообщения, послужило непредставление заявителем документов, подтверждающих, что ангар является вспомогательным объектом для строений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям действовавшего до 01.01.2017 года Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области пришел к выводу о незаконности оспариваемого сообщения регистрирующего органа.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта и при рассмотрении дела исходит из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации, Закон N 122-ФЗ) (в редакции действовавшей до 01.01.2017), государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона (ст. 4 Закона N 122-ФЗ).
В силу ст. 16 Закона о государственной регистрации, государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним установлен в статье 17 указанного Закона и является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации).
В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона, в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии со ст. 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (пункт 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации).
В порядке, установленном статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", осуществляется государственная регистрация прав на следующие объекты недвижимого имущества:
1) объект индивидуального жилищного строительства (жилой дом), создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке);
2) создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;
5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Как усматривается из материалов дела, Глава КФХ Чернухин Ю.Л. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на ангар N 2 как объекта вспомогательного назначения, на создание которого не требовалось получения разрешения на строительство. Управлением Росреестра Чернухину Ю.Л. отказано в регистрации права, поскольку не были представлены документы, необходимые в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ для государственной регистрации прав.
Признавая отказ в регистрации незаконным, суд пришел к выводу, что заявителем на регистрацию представлены документы, свидетельствующие исходя из требований действующих норм, о вспомогательном характере спорного объекта.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области.
В силу пункта 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Перечень объектов недвижимого имущества, относящихся к строениям и сооружением вспомогательного использования законодательно четко не определен, в связи с чем суд принял во внимание разъяснения, данные Минрегионом России в письме от 25.06.2009 N 19669-ИЛ/08, письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 27.01.2016 N 14-00484/16, согласно которым под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Также, в соответствии с утвержденным Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1059-ст национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 54257-2010 "Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования" к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Следует отметить, что применительно к государственной регистрации в упрощенном порядке права собственности на строения и сооружения вспомогательного использования (объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство) статья 25.3 Закона о регистрации не предъявляет требования к виду разрешенного использования земельного участка, на котором создан такой объект недвижимого имущества.
Пунктом 3 статьи 25.3 Закона о регистрации установлено, что документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.
Установив, что Глава КФХ Чернухин Ю.Л. на государственную регистрацию права собственности объекта вспомогательного использования представил декларацию об объекте недвижимого имущества, согласно которой заявленное к государственной регистрации недвижимое имущество имеет наименование - ангар N 2, не имеет каких-либо инженерных коммуникаций, является складом временного содержания сельскохозяйственной продукции, постоянное размещение людей в указанном здании ангара не предусмотрено, то есть является зданием пониженного уровня ответственности.
Земельный участок, на котором расположено спорное имущество, принадлежит Главе КФХ Чернухину Ю.Л на праве собственности, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, соответственно, объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке носят вспомогательный характер, в частности, спорный объект имеет целью хранение и первичную переработку сельскохозяйственной продукции, что соответствует пункту 1.5 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 540.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о вспомогательном использовании недвижимого имущества и отсутствии необходимости получения на объект разрешения на строительство.
При этом отсутствие на земельном участке "основного" объекта - иного недвижимого имущества для обслуживания которого предназначен ангар не имеет значения для осуществления регистрационных действий.
Декларация, поданная заявителем при заявлении к государственной регистрации права собственности на спорное здание, соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития России от 03.11.2009 N 447 и содержит надлежащее описание о заявленном к регистрации объекте недвижимости. Иного Управлением Росреестра по Орловской области не доказано. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с судом первой инстанции, что отказ Управления Росреестра по Орловской области в государственной регистрации права собственности Чернухина Юрия Леонидовича на объект недвижимого имущества: ангар N 2, общей площадью 989,0 кв. м, расположенный по адресу: Орловская область, Кромской район, с/п Стелецкое, вблизи п. Ясная Поляна, на земельном участке с кадастровым номером 57:09:0340101:80 не соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы Главы КФХ Чернухина Ю.Л.,в связи с чем является незаконным.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда области, а направлены на несогласие с ними. Они были предметом оценки суда первой инстанции. Апелляционная коллегия не находит оснований для их переоценки.
Ссылки на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку выводы, приведенные в иных судебных актах, сделаны исходя из других фактических обстоятельств.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2017 по делу N А48-7023/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)