Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.09.2017 ПО ДЕЛУ N А60-30167/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2017 г. по делу N А60-30167/2017


Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2017 года
Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.В. Парамоновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.С. Самохваловой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-30167/2017 по заявлению Акционерного общества "Уральский университетский комплекс" (ИНН 6670175818, ОГРН 1076670017380) к Территориальному управлению РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) третьи лица: Министерство управления государственным имуществом Свердловской области (ИНН 665809160), Министерство промышленности и науки Свердловской области (ИНН 6671143248) о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тюленев И.П. представитель по доверенности N 1 от 10.01.2017 г.,
от заинтересованного лица: не явился,
от третьих лиц: от МУГИСО: не явился, от Министерства промышленности и науки Свердловской области: Польшина Ю.В., представитель по доверенности N 16 от 12.12.2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Акционерное общество "Уральский университетский комплекс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании незаконным действия, выразившегося в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. В. Высоцкого - Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога, на праве аренды. Просит также возложить на заинтересованного лица обязанность устранить нарушение прав заявителя.
От заявителя поступили дополнительные документы, которые были приобщены судом к материалам дела.
От заинтересованного лица поступил письменный отзыв, который был приобщен судом к материалам дела.
От Министерства промышленности и науки СО поступили дополнительные документы (договор безвозмездного пользования земельным участком от 13.07.2016 г.), которые были приобщены судом к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Заявитель - Акционерное общество "Уральский университетский комплекс" является собственником следующих объектов недвижимости: Здание для размещения инновационно-технологического центра, литера А, кадастровый номер 66:41:0712042:8; Сети водоснабжения, кадастровый номер 66:41:0712042:4; Сети канализации, кадастровый номер 66:41:0712042:6; Сети дождевой канализации, кадастровый номер 66:41:0000000:90437; Сооружение, кадастровый номер 66:41:0000000:90527; Сети электроснабжения (0,4 кВ), кадастровый номер 66:410712042:7; Сети электроснабжения (10 кВ), кадастровый номер 66:41:0712042:7; Сети теплоснабжения, кадастровый номер 66:41:0712042:5; Сети электроосвещения, кадастровый номер кадастровый номер 66:41:0000000:90526; Подъездная автомобильная дорога, кадастровый номер 66:41:0000000:90532, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.05.2017 г.
Ранее перечисленные объекты принадлежали на праве собственности Свердловской области в лице Министерства управления государственным имуществом Свердловской области и "25" июля 2016 г. в соответствии с договором отчуждения размещаемых акций их первому владельцу, Свердловская область, в лице МУГИСО, передала вышеперечисленные объекты государственного казенного недвижимого имущества Заявителю в счет оплаты ценных бумаг Заявителя (обыкновенных, бездокументарных, именных акций).
Указанные объекты находятся на земельном участке с кадастровым номер 66:41:0000000:1230 площадью 512365 кв. м, который был предоставлен на праве безвозмездного пользования Министерству промышленности и науки Свердловской области для строительства указанных выше объектов.
"24" мая 2017 года, АО "УУК" обратилось в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Ответчик, "ТУ Росимущества в Свердловской области") с заявлением от 23 мая 2017 г. N 164-1, о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Владимира Высоцкого - Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога, на праве аренды, сроком на 10 лет.
Письмом N АР-6066/07 от "29" мая 2017 года, ТУ Росимущество вынесено решение об отказе в предоставлении Заявителю в аренду вышеуказанного земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
Полагая действия ТУ Росимущества в Свердловской области, выразившиеся в отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230 на праве аренды, незаконными, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие такого отказа законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, на праве оперативного управления.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
"12" мая 2017 года Заявитель зарегистрировал право собственности на следующие объекты государственного казенного недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке: Здание для размещения инновационно-технологического центра, литера А, кадастровый номер 66:41:0712042:8; Сети водоснабжения, кадастровый номер 66:41:0712042:4; Сети канализации, кадастровый номер 66:41:0712042:6; Сети дождевой канализации, кадастровый номер 66:41:0000000:90437; Сети связи, кадастровый номер 66:41:0000000:90527.
Указанное обстоятельство подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 12.05.2017 г.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:1230.
В силу пункта 7 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания Заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ); 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение Заявителю.
Согласно пункту 2 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав.
По смыслу п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 3 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение. Лица, которым согласно 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок на праве безвозмездного пользования предоставляться не может, при приобретении объектов недвижимости обязаны приобрести соответствующий земельный участок в собственность или аренду по своему выбору.
Учитывая, что с момента регистрации права на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0000000:1230 (с 12.05.2017 г.) к заявителю перешло право пользования данным земельным участком, то по сути, с заявлением обратился именно обладатель прав на землю, в связи с чем у ТУ Росимущества не было оснований для отказа в предоставлении земельного участка согласно п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ.
При наличии у собственника объекта недвижимости исключительного права на приобретение соответствующего земельного участка в собственность или в аренду, прекращение права постоянного (бессрочного) пользования или безвозмездного пользования предыдущего пользователя не требуется (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 года N 12955/11).
Более того, в соответствии с письменной позицией третьего лица, Минпром СО подтверждает отсутствие возражений против передачи земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230 Заявителю на праве аренды, т.к. строительство технопарка высоких технологий "Университетский" (целевое назначение предоставления земельного участка Минпром СО в безвозмездное пользование) выполнено, а сам договор безвозмездного пользования от 13.07.2016 г. N АЗФ-92/0717 прекратил свое действие с истечением срока с 01.07.2017 г.
Что касается возражений территориальное управление на отсутствие у него полномочий по самостоятельному принятию решений о передаче земельных участков площадью более 10 га, то оно подлежит отклонению. Исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение) Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (п. 4 Положения).
Полномочия территориальных органов определены в Типовом положении о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение), утв. приказом Минэкономразвития от 01.11.2008 N 374.
Согласно п. 4.1, 4.1.1 Типового положения территориальный орган Росимущества осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Таким образом, представителями Российской Федерации в спорных материальных правоотношениях выступают именно территориальные органы Росимущества. Согласование предоставления земельных участков является внутренним ведомственным вопросом органов Росимущества. Вопрос о наличии соответствующего поручения Росимущества не является препятствием для передачи земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росимущества в предоставлении земельного участка в аренду является незаконным.
Нарушенные права и законные интересы заявителя подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном ст. 39.20 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя в размере 3000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
2. Признать незаконным отказ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. В. Высоцкого - Екатеринбургская кольцевая автомобильная дорога на праве аренды Акционерному обществу "Уральский университетский комплекс".
Обязать ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении Акционерному обществу "Уральский университетский комплекс" земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:1230 на праве аренды.
3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОСИМУЩЕСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу Акционерного общества "Уральский университетский комплекс" 3000 рублей, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
6. С информацией о дате и времени выдачи исполнительного листа канцелярией суда можно ознакомиться в сервисе "Картотека арбитражных дел" в карточке дела в документе "Дополнение". В случае неполучения взыскателем исполнительного листа в здании суда в назначенную дату, исполнительный лист не позднее следующего рабочего дня будет направлен по юридическому адресу взыскателя заказным письмом с уведомлением о вручении. Взыскатель может обратиться в арбитражный суд с заявлением о выдаче исполнительного листа нарочно в иную дату. Указанное заявление должно поступить в суд не позднее даты, указанной в карточке дела в документе "Дополнение".
В случае если до вступления судебного акта в законную силу поступит апелляционная жалоба, (за исключением дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства) исполнительный лист выдается только после вступления судебного акта в законную силу. В этом случае дополнительная информация о дате и времени выдачи исполнительного листа будет размещена в карточке дела "Дополнение".
Судья
В.В.ПАРАМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)