Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
при участии представителя истца Гончарова А.Э. (доверенность от 02.06.2017),
генерального директора ЗАО "Автотранзит" Голеницкого Ю.В. (выписка), представителя третьего лица Ивановой О.К. (доверенность от 17.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.08.2017 по делу N А53-31488/2016 (судья Великородова И.А.),
по иску департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова
к закрытому акционерному обществу "Азовтранзит"
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства морского и речного транспорта,
о взыскании задолженности, неустойки,
установил:
департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к закрытому акционерному обществу "Азовтранзит" (далее - ответчик, ЗАО "Азовтранзит") о взыскании задолженности в размере 19 785 576 руб. 98 коп., в том числе, недоимки в размере 14 890 771 руб. 36 коп., неустойки в размере 4 894 805 руб. 62 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2016 по 01.10.2016 в размере 545 002 руб. 23 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по внесению арендных платежей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - третье лицо, агентство).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2017 дела N А53-31488/2016, А53-34938/2016 и А53-34761/2016 объединены в одно производство с присвоением ему N А53-31488/2016.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований департамента, поскольку спорный земельный участок относится к федеральной собственности как находящийся в границах морского порта Азов. При таких обстоятельствах надлежащим арендодателем выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов, но не муниципалитет. Таким образом, департамент не является надлежащим истцом по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Содержание апелляционной жалобы сводится к следующему. Истец настаивает на удовлетворении исковых требований, поскольку полагает законным заключение спорного договора аренды на основании постановления мэра города Азова от 01.08.2003 N 1128 "О предоставлении ООО "Азовская территориальная эксплуатационная компания" в аренду земельных участков в районе Северо-Западной промзоны г. Азова".
На основании изложенного истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыва третьего лица на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. В свою очередь, представители ответчика, третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.05.2009 N 1632, в силу которого арендодатель обязался передать во временное владение и пользование арендатора земельный участок общей площадью 222 524,60 кв. м, с кадастровым номером 61:45:0000094:8, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, пр. Портовой, 10 (далее - договор аренды).
Договор аренды заключен на основании постановлений мэра города Азова от 24.09.2008 N 1528 "О предоставлении ЗАО "Азовтранзит" в аренду земельного участка под строительство комплекса по транспортировке газа по пр. Портовому, 10 в г. Азове", от 27.05.2009 N 948 "О внесении изменений в постановление мэра города от 24.09.2008 N 1528".
На основании постановления администрации города Азова от 07.06.2011 N 890 "О продлении ЗАО "Автотранзит" срока аренды земельных участков в г. Азове" заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым срок действия последнего продлен до 01.06.2016.
В соответствии с заявлением департамента о прекращении ограничения (обременения) права аренды земельного участка от 17.08.2016 N 61/002/008/2016-5835, писем от 27.05.2016 N 14/1123, от 27.09.2016 N 50/14/1282, от 13.10.2016 N 50/14/1389 межмуниципальным отделом по г. Азову и Азовскому району, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области погашена регистрационная запись N 61-61-02/040/2009-151 о государственной регистрации договора аренды, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2016 N 61/002/008/2016-7865.
В период до 01.06.2016 ответчик не вносил арендные платежи, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 19 875 576 руб. 36 коп., в том числе, недоимка в размере 14 890 771 руб. 36 коп., неустойка в размере 4 894 805 руб.
62 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 545 002 руб. 23 коп.
Письмами от 17.10.2016 N 50/14/1420, от 03.11.2016 N 50/1/1610 департамент потребовал от ответчика погасить образовавшуюся задолженность и уплатить неустойку.
Неисполнение ответчиком указанного требования и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает действующие с 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункт 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признает территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 данного Закона).
В соответствии со статьей 5 Закона о морских портах границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.
Согласно письмам капитана морского порта Азов Брагина В.А. от 28.03.2017 N 236/22, от 05.04.2017 N 268/22 земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 расположены в границах морского порта Азов.
Согласно указанной согласованной схеме границ территории морского порта Азов земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 входят в границы морского порта Азов.
В этой связи в 2009 году Управлением Федерального агентства кадастра объектов Роснедвижимости по Ростовской области году была согласована схема границ территории морского порта Азов в части их соответствия с имеющимся в государственном кадастре недвижимости описанием местоположения границ земельных участков.
Границы морского порта Азов установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2122-р "Об установлении границ морского порта Азов (Ростовская область)".
Границы морского порта установлены в государственной системе координат, то есть в градусах, минутах, секундах. Земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 имеют координаты МСК-61, то есть в местной системе координат в метрах.
Кроме того, в 2011 году ФГУП "Южное аэрогеодезическое предприятие" была составлена схема границ морского порта Азов с указанием перечня морских терминалов, куда вошли и земельные участки ЗАО "Азовтранзит".
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 находятся на территории морского порта, они отнесены к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на них разграничена, вне зависимости от наличия либо отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена вне зависимости от наличия либо отсутствия в ЕГРП регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации.
С момента издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1160-р от 14.07.2010 права арендодателя по спорному договору аренды в силу положений статьи 387, пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли к Российской Федерации, следовательно, право на получение арендных платежей с указанного момента у муниципалитета и Ростовской области было прекращено.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что у Федерального агентства морского и речного транспорта отсутствуют полномочия на осуществление прав и обязанностей в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2016 N 308-ЭС16-13863 по делу N А53-19682/2015, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-23698/2013, N А53-3026/2015, N А53-3025/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал департаменту в удовлетворении исковых требований. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2017 по делу N А53-31488/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.09.2017 N 15АП-14496/2017 ПО ДЕЛУ N А53-31488/2016
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 сентября 2017 г. N 15АП-14496/2017
Дело N А53-31488/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ильиной М.В., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой А.О.,
при участии представителя истца Гончарова А.Э. (доверенность от 02.06.2017),
генерального директора ЗАО "Автотранзит" Голеницкого Ю.В. (выписка), представителя третьего лица Ивановой О.К. (доверенность от 17.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.08.2017 по делу N А53-31488/2016 (судья Великородова И.А.),
по иску департамента имущественно-земельных отношений администрации города Азова
к закрытому акционерному обществу "Азовтранзит"
при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального агентства морского и речного транспорта,
о взыскании задолженности, неустойки,
установил:
департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к закрытому акционерному обществу "Азовтранзит" (далее - ответчик, ЗАО "Азовтранзит") о взыскании задолженности в размере 19 785 576 руб. 98 коп., в том числе, недоимки в размере 14 890 771 руб. 36 коп., неустойки в размере 4 894 805 руб. 62 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.06.2016 по 01.10.2016 в размере 545 002 руб. 23 коп.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по внесению арендных платежей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - третье лицо, агентство).
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2017 дела N А53-31488/2016, А53-34938/2016 и А53-34761/2016 объединены в одно производство с присвоением ему N А53-31488/2016.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований департамента, поскольку спорный земельный участок относится к федеральной собственности как находящийся в границах морского порта Азов. При таких обстоятельствах надлежащим арендодателем выступает Российская Федерация в лице уполномоченных органов, но не муниципалитет. Таким образом, департамент не является надлежащим истцом по настоящему делу.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Содержание апелляционной жалобы сводится к следующему. Истец настаивает на удовлетворении исковых требований, поскольку полагает законным заключение спорного договора аренды на основании постановления мэра города Азова от 01.08.2003 N 1128 "О предоставлении ООО "Азовская территориальная эксплуатационная компания" в аренду земельных участков в районе Северо-Западной промзоны г. Азова".
На основании изложенного истец просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Отзыва третьего лица на апелляционную жалобу в материалы дела не поступило.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. В свою очередь, представители ответчика, третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между департаментом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 27.05.2009 N 1632, в силу которого арендодатель обязался передать во временное владение и пользование арендатора земельный участок общей площадью 222 524,60 кв. м, с кадастровым номером 61:45:0000094:8, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Азов, пр. Портовой, 10 (далее - договор аренды).
Договор аренды заключен на основании постановлений мэра города Азова от 24.09.2008 N 1528 "О предоставлении ЗАО "Азовтранзит" в аренду земельного участка под строительство комплекса по транспортировке газа по пр. Портовому, 10 в г. Азове", от 27.05.2009 N 948 "О внесении изменений в постановление мэра города от 24.09.2008 N 1528".
На основании постановления администрации города Азова от 07.06.2011 N 890 "О продлении ЗАО "Автотранзит" срока аренды земельных участков в г. Азове" заключено дополнительное соглашение к договору аренды, в соответствии с которым срок действия последнего продлен до 01.06.2016.
В соответствии с заявлением департамента о прекращении ограничения (обременения) права аренды земельного участка от 17.08.2016 N 61/002/008/2016-5835, писем от 27.05.2016 N 14/1123, от 27.09.2016 N 50/14/1282, от 13.10.2016 N 50/14/1389 межмуниципальным отделом по г. Азову и Азовскому району, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области погашена регистрационная запись N 61-61-02/040/2009-151 о государственной регистрации договора аренды, о чем внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2016 N 61/002/008/2016-7865.
В период до 01.06.2016 ответчик не вносил арендные платежи, в связи с чем за ним образовалась задолженность в размере 19 875 576 руб. 36 коп., в том числе, недоимка в размере 14 890 771 руб. 36 коп., неустойка в размере 4 894 805 руб.
62 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 545 002 руб. 23 коп.
Письмами от 17.10.2016 N 50/14/1420, от 03.11.2016 N 50/1/1610 департамент потребовал от ответчика погасить образовавшуюся задолженность и уплатить неустойку.
Неисполнение ответчиком указанного требования и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Проверяя законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает действующие с 01.07.2006 критерии разграничения государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункт 13 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признает территорией морского порта земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Границами морского порта являются границы его территории и акватории (часть 1 статьи 5 данного Закона).
В соответствии со статьей 5 Закона о морских портах границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона N 261-ФЗ от 08.11.2007 земельные участки в границах действующего морского порта могут относиться к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта.
В силу пункта 4 статьи 87 Земельного кодекса земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
Из системного анализа указанных норм следует, что территория морского порта является федеральной собственностью. Расположение на территории морского порта отдельных объектов инфраструктуры, находящихся в частной собственности, не изменяет принадлежность земель порта Российской Федерации.
Согласно письмам капитана морского порта Азов Брагина В.А. от 28.03.2017 N 236/22, от 05.04.2017 N 268/22 земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 расположены в границах морского порта Азов.
Согласно указанной согласованной схеме границ территории морского порта Азов земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 входят в границы морского порта Азов.
В этой связи в 2009 году Управлением Федерального агентства кадастра объектов Роснедвижимости по Ростовской области году была согласована схема границ территории морского порта Азов в части их соответствия с имеющимся в государственном кадастре недвижимости описанием местоположения границ земельных участков.
Границы морского порта Азов установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 2122-р "Об установлении границ морского порта Азов (Ростовская область)".
Границы морского порта установлены в государственной системе координат, то есть в градусах, минутах, секундах. Земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 имеют координаты МСК-61, то есть в местной системе координат в метрах.
Кроме того, в 2011 году ФГУП "Южное аэрогеодезическое предприятие" была составлена схема границ морского порта Азов с указанием перечня морских терминалов, куда вошли и земельные участки ЗАО "Азовтранзит".
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1 находятся на территории морского порта, они отнесены к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на них разграничена, вне зависимости от наличия либо отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации.
С учетом изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером находится на территории морского порта, он отнесен к собственности Российской Федерации в силу прямого указания закона, соответственно, государственная собственность на него разграничена вне зависимости от наличия либо отсутствия в ЕГРП регистрационной записи о праве собственности Российской Федерации.
С момента издания распоряжения Правительства Российской Федерации N 1160-р от 14.07.2010 права арендодателя по спорному договору аренды в силу положений статьи 387, пункта 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации перешли к Российской Федерации, следовательно, право на получение арендных платежей с указанного момента у муниципалитета и Ростовской области было прекращено.
При таких обстоятельствах подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы о том, что у Федерального агентства морского и речного транспорта отсутствуют полномочия на осуществление прав и обязанностей в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 61:45:0000119:4, 61:45:0000094:8, 61:45:0000094:1.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного суда Российской Федерации от 28.10.2016 N 308-ЭС16-13863 по делу N А53-19682/2015, постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-23698/2013, N А53-3026/2015, N А53-3025/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал департаменту в удовлетворении исковых требований. Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, носят формальный характер и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2017 по делу N А53-31488/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК
И.Н.ГЛАЗУНОВА
Судьи
М.В.ИЛЬИНА
Н.Н.МИСНИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)