Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.07.2017 N 11АП-7370/2017 ПО ДЕЛУ N А55-28835/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2017 г. по делу N А55-28835/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2017 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от ГУ МВД РФ по Самарской области - Бобров С.В., доверенность от 31.12.2016 г.,
от министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Михеева Е.Я., доверенность от 23.12.2016 г.,
от ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Перегудова В.С., доверенность от 28.03.2017 г.,
от Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.17 года по делу N А55-28835/2016 (судья Лихачев А.А.), принятое по заявлению ГУ МВД Российской Федерации по Самарской области,
к министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ТУ ФАУГИ в Самарской области,
Правительства Самарской области,
о признании недействительным приказа от 15 июня 2016 года N 178 и обязании,
установил:

Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, в котором просило:
- - отменить приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.06.2016 N 178, в части включения участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873 в состав земель, зарезервированных для нужд Самарской области;
- - внести изменения в проект строительства автомагистрали "Центральная" в части исключения из пятна застройки земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ГУ Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Самарской области от 17.04.2017 без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ГУ МВД РФ по Самарской области и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области доводы жалобы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Правительство Самарской области о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 26.11.2015 N 718-р Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, 166а, общей площадь. 5963 кв. м с разрешенным использованием: "фактически занимаемый производственным зданием по сервисному обслуживанию и ремонту легковых автомобилей с прилегающей территорией", кадастровый номер: 63:01:0902002:873.
Право постоянного (бессрочного) пользования зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.2015 N 63-63/001-63/001/821/2015-4257/1.
На указанном земельном участке находится здание, приобретенное 12.12.2012 Главным управлением Министерства внутренних дел по Самарской области для нужд Российской Федерации, общей площадью 1821 кв. м, состоящее из 2-х этажей, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Советский район, ул. Советской Армии, 166а, что подтверждается государственным контрактом N 1005.
Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.06.2016 N 178 для государственных нужд Самарской области в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара зарезервированы сроком на 7 лет земельные участки, в том числе участок с кадастровым номером 63:01:0902002:873.
Полагая, что приказ Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 15.06.2016 N 178 "О резервировании земель для государственных нужд Самарской области в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара" в части включения участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873 в состав земель, зарезервированных для нужд Самарской области, является незаконным, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому решение о резервировании земель для муниципальных нужд принимается уполномоченным исполнительным органом местного самоуправления (пункт 2).
Согласно пункту 3 Положения о резервировании решение о резервировании земель принимается на основании следующих документов: а) документация по планировке территории; б) документы территориального планирования в случаях создания особо охраняемых природных территорий, размещения объектов обороны и безопасности; в) государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.
Пунктом 5 названного постановления предусмотрено, что решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса РФ. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов регионального значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных нужд территорий. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, в том числе связанным со строительством, реконструкцией объектов регионального значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов, а именно линейных объектов регионального значения.
Решение о резервировании земель для государственных нужд Самарской области принято министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области как уполномоченным исполнительным органом государственной власти Самарской области в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной распоряжением Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара" и распоряжением Правительства Самарской области от 10.12.2015 N 1008-р "Об утверждении проекта межевания территории в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара" в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара, являющейся автомобильной дорогой общего пользования в Самарской области, то есть линейным объектом регионального значения.
Резервирование земель для государственных нужд следует отличать от других форм ограничения в праве пользования земельными участками, а именно от изъятия земель для государственных нужд.
Резервирование земель, по своей сути, представляет собой юридическое закрепление (путем регистрации ограничения прав на земельный участок в уполномоченном органе) возможности использования данного земельного участка в определенных общественных, государственных целях.
Ссылки ГУ МВД России по Самарской области на нормы земельного законодательства об изъятии суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку решения об изъятии земельных участков и объектов недвижимого имущества, расположенных на них, не принималось уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, а приказ министерства от 15.06.2016 N 178 не является решением об изъятии земельных участков.
Также не находит своего подтверждения довод заявителя относительно совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса РФ, статей 49, 55, 63 Земельного кодекса РФ, исходя из которого правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Согласно пункту 7 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии не может быть принято в случае, если:
1) земельные участки являются выморочным имуществом и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
2) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимого имущества, являющиеся частной собственностью или находящиеся в пользовании третьих лиц;
3) земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 07.12.2015 N 63-63/001-63/001/821/2015-4257/1 земельный участок с кадастровым номером 63:01:0902002:873 предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования заявителю. Указанный земельный участок относится к собственности Российской Федерации.
Кроме того, как следует из чертежа межевания территории, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0902002:873 расположен в границах красных линий.
В соответствии с п. 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Таким образом, учитывая размещение земельного участка с кадастровым номером 63:01:0902002:873 в границах красных линий и наличие документации по планировке территории, устанавливающей красные линии, указанный участок относится к земельным участкам общего пользования и может быть занят автомобильной дорогой.
Приказ N 178 от 15.06.2016 принят в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", распоряжения Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что Приказ N 178 от 15.06.2016 принят в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле", распоряжения Правительства Самарской области от 25.11.2015 N 958-р "Об утверждении основной части проекта планировки территории в целях строительства проспекта Карла Маркса на участке от улицы Набережная реки Самары до проспекта Кирова в городском округе Самара".
С учетом изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 апреля 2017 года по делу N А55-28835/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Б.КОРНИЛОВ
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)