Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2016 N Ф04-3843/2016 ПО ДЕЛУ N А46-10768/2015

Требование: Об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по неразмещению информации о координатах красных линий и сведений о публичных сервитутах в системе координат, обязании осуществить необходимые мероприятия.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество указало на отсутствие на сайте сведений, необходимых для проектирования линейного объекта и получения необходимых разрешений.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2016 г. по делу N А46-10768/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 11 ноября 2016 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юза-Газ" на решение от 11.04.2016 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) по делу N А46-10768/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юза-Газ" (644007, Омская область, город Омск, улица Яковлева - улица Гусарова, 163/45, корпус 1, ИНН 5506039509, ОГРН 1025501246132) к администрации города Омска (644043, Омская область, город Омск, улица Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259) об обязании разместить на официальном сайте точки координат красных линий и сведения о публичных сервитутах.
Другие лица, участвующие в деле: Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы омской области, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Юза-Газ" (далее - ООО "Юза-Газ", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Омска (далее - администрация) о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в не размещении на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" информации, предусмотренной частью 6 статьи 41, статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно: информации о координатах красных линий и сведений о публичных сервитутах в системе координат, которая используется для ведения государственного кадастра недвижимости; о возложении на администрацию обязанности осуществить мероприятия в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, опубликовать и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" проекты планировки территорий и проекты межевания территорий в соответствии с требованиями, установленными частью 6 статьи 41, статьями 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - управление) и Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска (далее - департамент).
Решением от 11.04.2016 Арбитражного суда Омской области требования общества оставлены без удовлетворения.
Определениями от 14.06.2016 и от 04.07.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда возвращена апелляционная жалоба ООО "Юза-Газ" на указанное решение суда первой инстанции.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 11.04.2016 Арбитражного суда Омской области и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
По мнению ООО "Юза-Газ", пунктом 3 статьи 42 и пунктом 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требованием к содержанию проекта планировки территории и проекта межевания территории является наличие в проекте планировки территории и проекте межевания территории чертежей межевания территории и чертежей планировки территории с указанием красных линий, а также отображение границ зон действия публичных сервитутов.
Между тем обществу отказано в размещении на сайте администрации сведений о публичных сервитутах, при этом в решение суда отсутствует обоснование данного вывода; градостроительная документация, размещенная в сети Интернет на сайтах других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, содержит информацию о красных линиях.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, просит оставить обжалуемый заявителем судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО "Юза-Газ" является строительство линейных объектов газопровода. Общество имеет все необходимые допуски саморегулируемой организации на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий и проектированию объектов газоснабжения.
ООО "Юза-Газ" заключило с ООО "ЮЗА-Инвест" договор подряда от 01.09.2014 N 756/13 (далее - Договор) на выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических изысканий, сдачи документов для прохождения экспертизы проекта по объекту "Газоснабжение ЛАО г. Омска. Подводящий газопровод к массиву в границах улиц Ушинского, Блусевич, Горького, Новгородская, Ростовская, 8-я Чередовая, Радищева, 14-я Чередовая, Д. Бедного".
Для выполнения работ, являющихся предметом данного Договора, обществу необходимы сведения (проект планировки и проект межевания), которые должны располагаться/находиться в свободном доступе.
Отсутствие на сайте администрации сведений, необходимых для проектирования линейного объекта, получения разрешения на строительство линейного объекта и выдачи разрешения на ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию линейного объекта, явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных ООО "Юза-Газ" требований, суд первой инстанции исходил из того, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 названного Кодекса).
Согласно статье 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации относится к полномочиям их органов государственной власти.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территории, выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (статьи 41, 42, 43, 44, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (пункт 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории в графической форме содержат:
1) схему расположения элемента планировочной структуры;
2) схему использования территории в период подготовки проекта планировки территории;
3) схему организации улично-дорожной сети, которая может включать схему размещения парковок (парковочных мест), и схему движения транспорта на соответствующей территории;
4) схему границ территорий объектов культурного наследия;
5) схему границ зон с особыми условиями использования территорий;
6) схему вертикальной планировки и инженерной подготовки территории;
7) иные материалы в графической форме для обоснования положений о планировке территории.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
4) границы территорий объектов культурного наследия;
5) границы зон с особыми условиями использования территорий;
6) границы зон действия публичных сервитутов.
В проекте межевания территории также должны быть указаны:
1) площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;
2) образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;
3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Из содержания пункта 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что глава местной администрации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанций установил, что в опубликованных на сайте администрации в сети "Интернет" проектах планировки и проектах межевания содержится информация о красных линиях и публичных сервитутах.
Таким образом, у общества и иных лиц имеется возможность предварительно определить возможное место запланированного к строительству линейного объекта.
Исходя из смысла и содержания указанных норм права в их взаимосвязи с положениями статей 56 - 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у администрации обязанности по размещению соответствующей информации с указанием точек координат.
Кроме того, из содержания статей 56 - 57 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - организованный в соответствии с требованиями названного Кодекса систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.
Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем).
Целью ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.
Ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности осуществляется органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов путем сбора, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления муниципальных районов обязаны предоставлять сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц.
Предоставление сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности осуществляется бесплатно или за плату.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого заявителем судебного акта.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 11.04.2016 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-10768/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.И.ИЛЬИН

Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)