Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 24.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-11346/2015

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 марта 2016 г. по делу N А26-11346/2015


Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 24 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрел в судебном заседании с участием заявителя, представителя заявителя: Балашовой Л.Г. (доверенность от 21.09.2015), представителя ответчика: Михеевой Н.А. (доверенность от 02.02.2016) - дело по заявлению индивидуального предпринимателя Костиной Анны Витальевны (ОГРН: 304100111000098; далее - предприниматель, ИП Костина А.В.) к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия (ОГРН: 1091001009285; далее - ТУ Росимущества в РК) о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, изложенного в письме от 10.11.2015 N 3945.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284; далее - министерство); федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны (ОГРН: 1027810323342; далее - управление)
Суд

установил:

следующее.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 10АО928255 от 03.10.2002 ИП Костиной А.В. на праве собственности принадлежит здание насосной общей площадью 15,7 кв. м, расположенное в Прионежском районе Республики Карелия, м. Новое Лососинное.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.11.2014 по делу N А26-1394/2014, вступившим в законную силу, удовлетворен иск Костиной А.В. к министерству, образован земельный участок с кадастровым номером 10:20:0052001:213 общей площадью 3021 квадратных метра, путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 10:20:0000000:99, площадью 295589200 квадратных метра, находящегося в федеральной государственной собственности, право распоряжения которым предоставлено Министерству обороны Российской Федерации.
ИП Костина А.В. обратилась в ТУ Росимущества в РК с заявлением о предоставлении на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 10:20:0052001:213, на котором расположено здание насосной.
В письме от 10.11.2015 N 3945 ТУ Росимущества в РК сообщило предпринимателю об отказе в предоставлении земельного участка на основании подпункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, указав, что вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для строительства объектов части, однако целью использования земельного участка предпринимателем является эксплуатация здания насосной.
Заявитель считает отказ ТУ Росимущества в РК незаконным по тем основаниям, что, как собственник здания, имеет исключительное право на приобретение земельного участка, необходимого для его эксплуатации; несоответствие вида разрешенного использования земельного участка назначению объекта недвижимости, расположенного на нем, не может служить препятствием для приобретения права собственности в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; ответчик не предпринимает мер по изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В отзыве ТУ Росимущества в РК с требованием не согласно; считает, что несоответствие цели использования земельного участка разрешенному использованию является безусловным основанием для отказа в его предоставлении; ответчик не обладает полномочиями по изменению вида разрешенного использования спорного земельного участка, который расположен вне населенных пунктов поселения и на который не распространяются Правила землепользования и застройки поселения; вид разрешенного использования влияет на кадастровую стоимость, на основании которой определяется выкупная стоимость земельного участка.
В отзыве министерство поддерживает позицию ТУ Росимущества в РК; указывает, что разрешенный вид использования спорного земельного участка - строительство объектов войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации, полномочиями на осуществление которого заявитель не обладает.
Отзыва на заявление управление не представило.
В отношении доводов участников процесса по существу спора суд приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела А26-1394/2014 судами установлено, что насосная станция, принадлежащая предпринимателю, расположена на земельном участке с кадастровым номером 10:20:000000:0099, который находится в собственности Российской Федерации и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за управлением. Из указанного земельного участка путем выдела решением суда образован земельный участок с кадастровым номером 10:20:0052001:213.
Статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с этим же Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ предусмотрено, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Карелия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, ТУ Росимущества в РК осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе по его приватизации (отчуждению).
Согласно пункту 4.6 названного Положения ТУ Росимущества в РК заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно действовавшей до 01.03.2015 статье 36 ЗК РФ и действующей в настоящее время статье 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14, 39.17 ЗК РФ.
Пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю. В этом решении должны быть указаны все основания отказа (подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ).
В силу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно кадастровому паспорту от 21.05.2015 N 1000/240/15-49720 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 10:20:0052001:213 - для строительства объектов части. В отзыве министерство поясняет, что участок предоставлен для строительства объектов войсковых частей Министерства обороны Российской Федерации.
ИП Костина А.В. указывает, что испрашивает данный земельный участок для использования расположенного на нем здания насосной станции и скважины, расположенной под зданием, для осуществления предпринимательской деятельности в сфере недропользования.
Таким образом, разрешенное использование спорного земельного участка не соответствует целям его использования, указанным предпринимателем.
Следовательно, ТУ Росимущества в РК правомерно приняло решение об отказе в предоставлении земельного участка.
С доводом заявителя о том, что положения статьи 39.16 ЗК РФ не подлежат применению в случае реализации собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельном участке, исключительного права на приобретение такого земельного участка, суд не соглашается, поскольку указанный вывод не следует из положений статей 39.16, 39.17, 39.20 ЗК РФ.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
При этом исключительный характер данного права не означает, что при его реализации не должны соблюдаться условия, невыполнение которых является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в силу статьи 39.16 ЗК РФ.
В отношении доводов заявителя об отсутствии у него возможности самостоятельно изменить вид разрешенного использования земельного участка, а также о том, что ответчик не предпринимает действий по его изменению, суд отмечает, что предметом настоящего спора являются не действия (бездействие) ответчика по изменению вида разрешенного использования, а решение ТУ Росимущества в РК, изложенное в письме от 10.11.2015 N 3945, требование заявлено в порядке главы 24 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого решения незаконным является установление судом двух обстоятельств: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае решение ТУ Росимущества в РК об отказе в предоставлении земельного участка соответствует указанным выше положениям Земельного кодекса Российской Федерации, поэтому основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.
Судебные расходы суд относит на заявителя. Излишне уплаченная при подаче заявления государственная пошлина в соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления отказать.
2. Возвратить индивидуальному предпринимателю Костиной Анне Витальевне из федерального бюджета 2700 руб. государственной пошлины, перечисленной по платежному поручению N 129 от 08.12.2015.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

О.В.ИЛЬЮЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)