Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2017 N Ф08-8647/2017 ПО ДЕЛУ N А15-518/2017

Требование: О понуждении к восстановлению в государственном кадастре недвижимости аннулированных и исключенных сведений (записей) о земельном участке.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Управление Росимущества считало, что в государственном кадастре недвижимости на основании решения суда по делу о признании отсутствующим права собственности на участок должны быть восстановлены кадастровые сведения о спорном участке.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. по делу N А15-518/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. в отсутствие представителей заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (ИНН 0562076424, ОГРН 1090562002662), органов, осуществляющих публичные полномочия: федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Дагестан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (ИНН 0561051226, ОГРН 1040502524391), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, - Гаджимагомедовой З.А., Рамазанова А.М., надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.06.2017 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 (судьи Джамбулатов С.И., Макарова Н.В., Сомов Е.Г.) по делу N А15-518/2017, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Дагестан (далее - управление Росимущества) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республике Дагестан (далее - кадастровая палата) о понуждении к восстановлению в государственном кадастре недвижимости аннулированных и исключенных сведений (записей) о земельном участке площадью 1500 кв. м с кадастровым номером 05:42:000082:431, расположенном по адресу (местоположение): Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Сальмана (далее - земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431).
Определением от 28.04.2017 к участию в деле в качестве органа, осуществляющего публичные полномочия, и соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан (далее - управление Росреестра), а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, - Гаджимагомедов З.А., Рамазанов А.М. (далее - физические лица).
Управлению Росимущества отказано в принятии к рассмотрению требования об отмене решения кадастровой палаты от 01.03.2017 N 06-659-ДМ/17 об отказе в восстановлении в государственном кадастре недвижимости аннулированных и исключенных сведений о земельном участке с кадастровым номером 05:42:000082:431 ввиду возникновения обстоятельств, на которых данное требование основано, после принятия к производству первоначального заявления и недопустимости одновременного изменения предмета и основания заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017, в удовлетворении заявления отказано ввиду наличия зарегистрированных прав физических лиц на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431 и пропуска Управлением Росимущества процессуального срока оспаривания действий (бездействия) кадастровой палаты и управления Росреестра.
Управление Росимущества обжаловало решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.06.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов судов первой и апелляционной инстанций. Право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431 признано вступившими в законную силу судебными актами по делу N А15-2929/2014. Выводы об отсутствии у администрации муниципального образования городской округ город Дербент (далее - администрация, муниципальное образование) полномочий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 05:42:000082:431 содержатся во вступивших в законную силу судебных актах по делам N А15-1807/2006, А15-212/2007, А15-1526/2007. Государственная регистрация права собственности физических лиц на земельные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431, осуществлена незаконно.
В отзывах на кассационную жалобу кадастровая палата и управление Росреестра выразили мотивированные мнения об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431 произведен 24.07.2013 (кадастровый паспорт от 24.07.2013 N 005-201/13-60741). Постановлением администрации от 07.08.2013 N 484 управлению имущественных отношений администрации предписано внести земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431 в реестр муниципальных земель. На основании выписки из реестра муниципального имущества от 07.08.2013 N 667 и постановления администрации от 07.08.2013 N 484 управлением Росреестра в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственный реестр прав) внесена запись от 19.08.2013 с номером регистрации 05-05-01/503/2013-893 о праве собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431. В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431 на три земельных участка с кадастровыми номерами 05:42:000082:508, 05:42:000082:509, 05:42:000082:510 в государственный реестр прав на основании выписок из реестра муниципального имущества от 03.12.2013 N 690 внесены записи от 10.12.2013 о праве муниципальной собственности на образованные земельные участки с номерами регистрации 05-05-03/024/2013-753, 05-05-03/024/2013-754, 05-05-03/024/2013-755, а земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431 снят с кадастрового учета (кадастровые сведения о нем аннулированы).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.09.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2015 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.04.2015 по делу N А15-2929/2014, удовлетворен иск управления Росимущества к администрации о признании отсутствующим права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431. Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 одному из физических лиц (Гаджимагомедовой З.А.) отказано в пересмотре названного решения по новым (вновь открывшимся) обстоятельствам. На основании представленных доказательств, в том числе заключения эксперта от 04.06.2014 N 466/14, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431 образован в границах земельного участка с кадастровым номером 05:07:000111:0001, находящегося в собственности Российской Федерации и закрепленного на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным научным учреждением "Дагестанская селекционная опытная станция виноградарства и овощеводства" Дагестанского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук (в государственный реестр прав внесены соответствующие записи от 13.06.2006, 21.09.2007 с номерами регистрации 05-05-01/037/2006-796, 05-05-01/078/2007-214). Муниципальное образование документально не подтвердило правовые основания для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431.
По договорам купли-продажи от 07.11.2014 N Д-82/508, от 07.11.2014 N Д-82/509, от 27.01.2015 N 123350 земельные участки с кадастровыми номерами 05:42:000082:508, 05:42:000082:509, 05:42:000082:510 отчуждены муниципальным образованием физическим лицам (Гаджимагомедовой З.А., Рамазанову А.М.). В государственный реестр прав внесены записи о соответствующих переходах прав от 30.11.2014, 06.03.2015, 18.03.2016 с номерами регистрации 05-05/003-05/003/001/2015-284/1, 05-05/003-05/142/002/2015-549/2, 05-05/003-05/003/001/2016-585/3. Вступившими в законную силу решениями Дербентского городского суда Республики Дагестан от 28.07.2016, 10.02.2017 управлению Росимущества отказано в признании прав собственности физических лиц на земельные участки с кадастровыми номерами 05:42:000082:508, 05:42:000082:509, 05:42:000082:510 отсутствующими, а договоров купли-продажи от 07.11.2014 N Д-82/508, от 07.11.2014 N Д-82/509, от 27.01.2015 N 123350 - недействительными с применением соответствующих последствий.
Считая, что в государственном кадастре недвижимости на основании решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.09.2014 по делу N А15-2929/2014 должны быть восстановлены кадастровые сведения о земельном участке с кадастровым номером 05:42:000082:431, управление Росимущества обратилось в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции. Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании решения, действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, его должностного лица незаконным возможно при установлении несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). В случае удовлетворения таких требований в резолютивной части решения должно быть указано на признание оспариваемого акта недействительным (незаконным) и обязанность органа, должностного лица совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201).
В заявлении управления Росимущества отсутствуют требования о признании незаконными каких-либо решения, действия (бездействия) управления Росреестра и кадастровой палаты, что само по себе исключает возможность понуждения названных органов, осуществляющих публичные полномочия, к совершению каких-либо действий, к принятию решения или к устранению иным образом допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в порядке, определенном нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса, на которые ссылается заявитель.
Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним определялась как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом. Государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2). Не допускалось осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с законодательством о кадастре недвижимости (пункт 1.2 статьи 20).
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в действовавшей до 01.01.2017 редакции (далее - Закон N 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признавались действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества (часть 3 статьи 1). Органу кадастрового учета предписывалось снимать с кадастрового учета преобразуемый земельный участок после государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки (часть 4 статьи 24, часть 2 статьи 25).
Статус кадастровых сведений о вновь образованных объектах недвижимости "временные" изменялся на статус "учтенные", а сведениям о преобразуемых объектах недвижимости присваивался статус "архивные" в случае поступления в порядке информационного взаимодействия от органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, документов о зарегистрированных вещных правах на все вновь образованные объекты недвижимости (пункт 53 действовавшего до 01.01.2017 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42).
Положениями действующего с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе вступившие в законную силу судебные акты (пункт 5 части 2 статьи 14). Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав допускается в исключительных случаях (часть 5 статьи 14). Осуществление государственного кадастрового учета недопустимо, если земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также, если имеются противоречия между сведениями о земельном участке, содержащимися в представленных заявителем документах и в Едином государственном реестре недвижимости (пункты 33, 49 части 1 статьи 26, статья 27).
В пунктах 52, 56 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснили, что, поскольку при оспаривании зарегистрированного права суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 24 Кодекса, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431 когда-либо был образован по инициативе органов, уполномоченных действовать от имени Российской Федерации, а также того, что в отношении него было зарегистрировано право федеральной собственности. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 05.09.2014 по делу N А15-2929/2014, которым признано отсутствующим право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:42:000082:431, орган кадастрового учета не понуждался к восстановлению кадастрового учета этого участка. Действия органа кадастрового учета по снятию земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431 с кадастрового учета соответствовали части 4 статьи 24, части 2 статьи 25 Закона N 221-ФЗ, пункту 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42. Восстановление кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 05:42:000082:431 должно повлечь кадастровый учет прекращения земельных участков с кадастровыми номерами 05:42:000082:508, 05:42:000082:509, 05:42:000082:510, что недопустимо без разрешения в порядке искового производства спора о праве на них между физическими лицами и Российской Федерацией. Доказательства разрешения такого спора в судебном порядке управление Росимущества не представило. Выводы судов первой и апелляционной инстанций об избрании заявителем ненадлежащего способа судебной защиты следует признать соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Поскольку управление Росимущества не заявило требование о признании незаконными каких-либо решения, действия (бездействия) управления Росреестра и кадастровой палаты, у судов отсутствовали основания для вывода о пропуске заявителем без уважительных причин установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса срока. Но соответствующий вывод не повлек принятие незаконных судебных актов.
Соответствие, в основном, выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 02.06.2017 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А15-518/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
В.Е.ЕПИФАНОВ
И.В.СИДОРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)