Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2016 N Ф06-9091/2016 ПО ДЕЛУ N А72-10484/2015

Требование: О признании незаконными решений регистрирующего органа, об обязании осуществить кадастровый учет объектов недвижимости.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Общество считало, что действия регистрирующего органа по приостановлению и отказу в осуществлении кадастрового учета земельных участков, полученных в результате раздела исходного земельного участка, являются незаконными.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. N Ф06-9091/2016

Дело N А72-10484/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Кудашевой Е.П. (доверенность от 24.12.2015 N 162),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле - извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015 (судья Семенова М.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А., Попова Е.Г.)
по делу N А72-10484/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт" (ОГРН 1027301171094, ИНН 7325007322), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, о признании незаконными решений, обязании совершить определенные действия, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Землеустроительное предприятие "Меридиан", муниципального учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", муниципального учреждение "Администрация муниципального образования "Ундоровское сельское поселение" Ульяновского района", муниципальное учреждение "Администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", Правительство Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области,

установил:

открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт" (далее - ОАО "Ульяновсккурорт") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными решения федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") от 14.04.2015 N 73-00/2015-29434 приостановлении осуществления кадастрового учета в части пункта 1-го указанных в нем оснований приостановления регистрации; от 24.06.2015 N 73-00/2015-46237 об отказе в снятии приостановления осуществления кадастрового учета; от 14.07.2015 N 73-00/2015-51575 об отказе в осуществлении кадастрового учета; обязании кадастровой палаты осуществить кадастровый учет объекта недвижимости (двух земельных участков) по заявлению N 30-2046174.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Землеустроительное предприятие "Меридиан", муниципальное учреждение "Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Ундоровское сельское поселение" Ульяновского района, муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Ульяновский район" Ульяновской области", правительство Ульяновской области, Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Ульяновсккурорт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив заявленные исковые требования, мотивируя неправильным применением судами норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, какие-либо нормативно-правовые акты органов государственной власти или органов местного самоуправления о придании статуса земельному участку - земли особо охраняемых территорий и объектов - лечебно-оздоровительных местностей и курортов отсутствуют. При разделе спорного земельного участка площади образованных земельных участков рассчитаны исходя из актуальных координат границ земельного участка, содержащегося в ГКН, в связи с чем общие границы его не изменяются.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании перечня ранее учтенных земельных участков в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 73:19:011101:4 площадью 11,3 га, категория земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под размещение санатория им. Ленина, постоянное разрешенное использование - под размещение санатория им. Ленина, постоянное бессрочное пользование Ульяновского областного совета по управлению курортами профсоюзов (гос. акт от 10.04.1975).
На основании заявления от 26.01.2004 N 19/04-92, распоряжения от 24.02.2004 N 311 "Об утверждении фактической площади", описания земельного участка от 21.01.2004, подготовленного кадастровым инженером Насыровым Н.Ш., уточнены местоположение границ и площадь земельного участка, которая составила 90 656 кв. м.
По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, на земельный участок зарегистрировано право аренды за ОАО "Ульяновсккурорт".
Главой администрации МО "Ундоровское сельское поселение" 19.05.2015 было издано постановление N 97 "О разделе земельного участка", которым (п. 1): земельный участок с кадастровым номером 73:19:011101:4 площадью 90 656 кв. м, категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: юго-восточная окраина с. Ундоры (ул. Нижняя Лесная), участок находится примерно в 650 м от ориентира по направлению на юг, разделяется на два земельных участка: 1.1) 73:19:011101:4:ЗУ1 - площадью 15 505 кв. м, местоположение: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий им. В.И.Ленина, строение N 1. Разрешенное использование - под размещение санатория им. В.И.Ленина. Территориальная зона Р-4; 1.2) 73:19:011101:4:ЗУ2 - площадью 75 143 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир: юго-восточная окраина с. Ундоры (ул. Нижняя Лесная). Участок находится примерно в 650 м от ориентира по направлению на юг. Разрешенное использование - под размещение санатория им. В.И.Ленина. Территориальная зона Р-4.
В кадастровую палату 31.03.2015 поступили заявление N 30-2046174, межевой план от 30.01.2015, подготовленный кадастровым инженером Насыровым Н.Ш., по результатам раздела земельного участка с кадастровым номером 73:19:01101:4 с категорией земель - особо охраняемых территорий на два земельных участка площадью 75 143 кв. м и 15 505 кв. м о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости.
Кадастровой палатой 14.04.2015 было принято решение N 73-00/2015-29434 о приостановлении осуществления кадастрового учета на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
24 июля 2015 года в связи с истечением предусмотренного для приостановления срока кадастровой палатой было принято решение N 73-00/2015-51575 об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ, с учетом пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалованным ненормативным правовым актом, решением, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 ЗК РФ).
К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим (пункт 1 статьи 94 ЗК РФ).
В силу статьи 96 ЗК РФ одной из разновидностью таких земель, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, и для которых установлен особый правовой режим, являются земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.
Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (пункт 3 статьи 96 ЗК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды (далее - Закон N 7-ФЗ) земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Преюдициальная связь судебных актов арбитражных судов обусловлена указанным свойством обязательности как элемента законной силы судебного акта, в силу которой в процессе судебного доказывания суд не должен дважды устанавливать один и тот же факт в отношениях между теми же сторонами. Иной подход означает возможность опровержения опосредованного вступившим в законную силу судебным актом вывода суда о фактических обстоятельствах другим судебным актом, что противоречит общеправовому принципу определенности, а также принципам процессуальной экономии и стабильности судебных решений (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2007 N 2-П).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2013 по делу N А72-6788/2013 отказано в удовлетворении требований общества о признании отказа уполномоченного органа в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 73:19:011101:4. в собственность в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:011101:4. относится к землям курортов и лечебно-оздоровительным местностям, ограничен в обороте и не подлежит приватизации.
Кроме того, как установлено судами по настоящему делу, категория земель - земли особо охраняемых территорий земельного участка 73:19:01101:4 указана в ГКН, ЕГРП, в распоряжении главы Ульяновского района Ульяновской области от 04.12.2003 N 1757-р, распоряжении главы Ульяновского района Ульяновской области от 24.02.2004 N 311, договоре аренды от 08.06.2005, постановлении администрации МО "Ундоровское сельское поселение" Ульяновского района от 19.05.2015 N 97.
До настоящего времени категория спорного земельного участка не изменена. Разрешенное использование земельного участка 73:19:01101:4 - под размещение санатория им. Ленина.
В соответствии со статьей 28 Закона Ульяновской области от 17.11.2003 N 059-ЗО "О регулировании земельных отношений в Ульяновской области" не допускается изменение границ округов санитарной зоны и уменьшение площадей земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, за исключением случаев невозможности дальнейшего использования территорий для лечения и отдыха граждан в результате стихийных бедствий.
Довод общества о том, что статус земельному участку - земли особо охраняемых территорий и объектов - лечебно-оздоровительных местностей и курортов нормативно-правовыми актами государственных органов не придавался, действующим земельным законодательством отменен статус особо охраняемых территорий для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, подлежит отклонению в силу следующего.
Статьями 2, 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 406-ФЗ) из понятия курорта исключено слово "природная", земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов исключены из перечня земель особо охраняемых природных территорий, а сами лечебно-оздоровительные местности и курорты - из категорий особо охраняемых природных территорий. Вместе с тем, особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу Закона N 406-ФЗ, сохранились в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в установленном порядке (часть 3 статьи 10 Закона N 406-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 96 ЗК РФ, не измененной Законом N 406-ФЗ, закреплено, что использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях. В силу прямого указания пункта 5 статьи 58 Закона N 7-ФЗ, земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
В соответствии со статьями 1, 16 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" округ санитарной (горно-санитарной) охраны является особо охраняемой природной территорией с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района). В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2013 по делу N А72-6788/2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014, также установлено, что постановлением Совета Министров РСФСР от 31.05.1982 N 325 было принято предложение ВЦСПС и Министерства здравоохранения РСФСР, согласованные с Министерством сельского хозяйства РСФСР, Министерством лесного хозяйства РСФСР, Ульяновским облисполкомом об установлении границ и режим округа санитарной охраны курорта Ундоры в Ульяновской области согласно Приложению N 4. Согласно названному Приложению определены границы округа санитарной охраны курорта; границы I, II и III зон округа.
Согласно представленной в материалы дела схематической карте района курорта Ундоры Ульяновской области испрашиваемый заявителем в собственность земельный участок с кадастровым номером 73:19:011101:4 общей площадью 90 656 кв. м расположен в границах II и III зон округа санитарной охраны курорта Ундоры.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции по настоящему делу пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 73:19:011101:4 относится к землям курортов и лечебно-оздоровительным местностям.
Доказательств обратного материалы дела и кассационная жалоба не содержат.






































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)