Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2017 N 20АП-3923/2017 ПО ДЕЛУ N А09-6924/2016

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2017 г. по делу N А09-6924/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 09.08.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тучковой О.Г., судей Дайнеко М.М., Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Фишер Ю.В., при участии от истца - Пашинского А.А. (доверенность от 12.08.2016), Фещенко И.В. (генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ), в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Суземского района Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 16.05.2017 по делу N А09-6924/2016,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия-сервис" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с требованием к ответчику Невдольской сельской администрации (далее - ответчик, администрация) о признании незаконным решения Невдольской сельской администрации от 15.02.2016 N 16 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка, по адресу: д. Подгорная Слобода, Суземский район, Брянская область.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст. 51 АПК РФ привлечены Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области, Администрация Суземского района Брянской области.
В судебном заседании 10.05.2016 суд, с согласия заявителя, в соответствии с ч. 5 ст. 46 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию Суземского района Брянской области, исключив указанное лицо из состава третьих лиц.
Решением суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей истца, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что решением Невдольского сельского Совета народных депутатов Суземского района Брянской области от 20.11.1991 N 556 ООО "Стройиндустрия-сервис" на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлен земельный участок площадью 8 га в районе д. Подгорная Слобода Суземского районе для производственных целей (добыча глины).
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером 32:24:160107:2.
Между администрацией Суземского района (арендодатель) и ООО "Стройиндустрия-сервис" (арендатор) заключен договор от 18.09.2003 N 180903 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду на условиях данного договора земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 32:24:160107:0002, находящийся по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода, для производственных целей общей площадью 80100 кв. м. Срок аренды: с 18.09.2003 по 18.09.2012.
Между администрацией Суземского района (арендодатель) и ООО "Стройиндустрия-сервис" (арендатор) заключен договор от 18.07.2012 N 180712069 аренды земельного участка, согласно которому арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду на условиях договора земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 32:24:160107:0002, находящийся по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода, для промышленных нужд (в целях добычи глины), в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к настоящему договору и являющимся его неотъемлемой частью, площадью 80100 кв. м. Срок аренды: с 19.09.2012 по 18.09.2022.
С 14.06.2007 Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области ООО "Стройиндустрия-сервис" выдана лицензия на пользование недрами БРН 80022 ТЭ СВЕ N 07165 ТР с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча глины на участке недр "Подгородняя Слобода", срок окончания действия которой - 18.09.2037.
Специализированной организацией ООО "Геолнерудпроект" проведено геологическое изучение, разработан технический проект добычи и рекультивации и утвержден уточненный горноотводный акт по участку "Подгорная Слобода" площадью 3,8 га с указанием точных координат границ горного отвода.
Впоследствии, в мае 2015 г. Управлением Росреестра по Брянской области проведена плановая выездная проверка соблюдения требований Земельного кодекса Российской Федерации и других правовых актов в области земельного законодательства, в ходе которой установлено, что ООО "Стройиндустрия-Сервис", арендуя земельный участок с кадастровым номером 32:24:0160107:2, допустило самовольное занятие земельного участка за его пределами площадью 7500 кв. м, в связи с этим постановлением от 27.05.2015 по делу N 7 к заявителю применена административная ответственность, предусмотренная статьей 7.1 КоАП РФ.
ООО "Стройиндустрия-Сервис" 26.10.2015 и 01.02.2016 обратилось в Невдольскую сельскую администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в пределах границ горного отвода, выходящего за пределы земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2. К первичному заявлению (от 26.10.2015) обществом приложена для утверждения схема расположения земельного участка, а также копия лицензии на пользование недрами и выписка из ЕГРЮЛ.
Решением, изложенным в письме от 15.02.2016 N 16, Невдольская сельская администрация отказала в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка для заявленных целей, сославшись на то, что заявленный к предварительному согласованию земельный участок в горный отвод не входит, для предоставления земельного участка необходим перевод земель сельскохозяйственного назначения в соответствующую категорию.
Полагая, что решение Невдольской сельской администрации от 15.02.2016 N 16 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "Стройиндустрия-Сервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Вынося обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" ООО "Стройиндустрия-сервис", имеющее лицензию на пользование недрами, является пользователем недр.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В силу подп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю.
Таким образом, будучи недропользователем, общество в силу пп. 20 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) имеет право на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, то есть в границах предусмотренного лицензией горного отвода, без проведения торгов.
Поскольку, предметом действующего в настоящее время договора аренды земельного участка от 18.07.2012 N 180712069 не является земельный участок, границы которого выходят за пределы земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2, подача обществом заявлений об утверждении схемы земельного участка и предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в аренду без проведения торгов свидетельствует о волеизъявлении общества реализовать принадлежащее ему в соответствии с указанной выше нормой ЗК РФ право.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в частности, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 ЗК РФ.
В силу п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В соответствии с п. 13 указанной статьи ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В п. 6 ст. 11.10 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как следует из оспариваемого отказа, имеющихся в материалах дела документов, пояснений лиц, участвующих в деле, ни одного из перечисленных в п. 6 ст. 11.10 ЗК РФ оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка Невдольской сельской администрацией не выявлено. Судом таких оснований не установлено.
Обществу предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 32:24:160107:0002 под горный отвод, используемого для добычи глины в соответствии с лицензией на пользование недрами N БРН 80022ТЭ, выданной 14.06.2007 Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензировании отдельных видов деятельности Брянской области.
Заявитель, ссылаясь на то обстоятельство, что при межевании земельного участка под горный отвод была допущена ошибка, что привело к тому, что границы разрабатываемого по лицензии горного отвода выходят за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002, обратился в Невдольскую сельскую администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под горный отвод, выходящего за пределы арендуемого земельного участка.
Ответчик отказал в согласовании, в связи с этим у сторон возник спор по поводу несовпадения границ горного отвода с границами земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству ответчика, Невдольской сельской администрации, судом определением от 16.11.2016 назначена в порядке ст. 82 АПК РФ землеустроительная экспертиза горного отвода "Подгорняя Слобода", Суземский район Брянская область, 100 м северо-западнее д. Подгорняя Слобода, земельного участка кадастровый номер 32:24:160107:002, по следующим вопросам: 1) определить границы на местности горного отвода "Подгорняя Слобода", Суземский район, Брянская область, 100 м северо-западнее д. Подгорняя Слобода, разрабатываемого в соответствии с лицензией на пользование недрами N БРН 80022ТЭ, выданной 14.06.2007 Комитетом природопользования и охраны окружающей среды, лицензировании отдельных видов деятельности Брянской области (в единой системе координат с определением границ земельного участка); 2) определить границы на местности земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002 (в единой системе координат с определением границ горного отвода); 3) выходят ли границы (контуры границ) горного отвода "Подгорняя Слобода" за пределы границ (контура) земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002 либо их границы совпадают (соотнесение границ).
Экспертиза по вопросам местоположения границ горного отвода поручена эксперту ООО "ГеолНерудПроект" Вольман Ольге Александровне, в отношении определения границ земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002 - эксперту ООО "Геокомплекс" Локтюшину Владимиру Юрьевичу.
Согласно заключению экспертов от 27.03.2017 N А09-6924/2016-14.12-ЭА фактическая площадь исследуемого объекта по результатам геодезических измерений, произведенных экспертами, составляет 37905 кв. м. При экспертном обследовании на местности земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2 установлено, что его границы не закреплены на местности. Экспертом на местности по координатам, указанным в кадастровой выписке о земельном участке от 06.05.2016 N 99/2016/3655328, с использованием пунктов ГГС были вынесены координаты границы земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2 и закреплены межевыми знаками (колышками) по периметру данного земельного участка.
В результате сопоставления геометрической фигуры, отображающей границу нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию, (построенной по координатам характерных точек контура границы, полученным при экспертном обследовании, и геометрической фигуры, отображающей границу горного отвода "Подгородняя Слобода", построенной по сведениям, содержащимся на Приложении к Горноотводному акту N 8, выданном 24.06.2011 - Плане (Рабочем проекте разработки и рекультивации карьера глин "Подгородняя Слобода") (т. 2, л.д. 19), экспертами установлено частичное несоответствие местоположения сопоставляемых границ, а именно: часть площади границы нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию величиной 29 444 кв. м находится в границах горного отвода "Подгородняя Слобода", построенного по сведениям, содержащимся на Плане-приложении к Горноотводному акту N 8; части площади границы горного отвода "Подгородняя Слобода", величиной: 2322 кв. м, 5552 кв. м, 736 кв. м, построенной по сведениям, содержащимся на Плане-приложении к Горноотводному акту N 8, не соответствует границе нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию, и находятся за ее пределами; части площади границы нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию, величиной: 369 кв. м, 3482 кв. м, 4609 кв. м, используемой и построенной по результатам геодезических измерений на местности, не соответствует границе горного отвода "Подгородняя Слобода", построенной по сведениям, содержащимся на Плане-приложении к Горноотводному акту N 8, и находятся (используются) за его пределами.
В результате сопоставления геометрической фигуры, отображающей границу горного отвода "Подгородняя Слобода", построенной по сведениям, содержащимся на Приложении к Горноотводному акту N 8, выданном 24.06.2011 - Плане (Рабочем проекте разработки и рекультивации карьера глин "Подгородняя Слобода") (т. 2, л.д. 19), и геометрической фигуры, отображающей границу земельного участка, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода, построенной по координатам, указанным в Кадастровой выписке о земельном участке от 06.05.2016 N 99/2016/3655328 (т. 1, л.д. 43-44), экспертами установлено частичное несоответствие местоположения сопоставляемых границ, а именно: часть площади границы горного отвода "Подгородняя Слобода" - величиной 24 830 кв. м, построенной по сведениям, содержащимся на Плане-приложении к Горноотводному акту N 8 находится в границах земельного участка с кадастровым номером 32:24:0160107:2, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода; части площади границы горного отвода "Подгородняя Слобода" - величиной 465 и 12760 кв. м, построенной по сведениям, содержащимся на Плане-приложении к Горноотводному акту N 8 находится за пределами границы земельного участка с кадастровым номером 32:24:0160107:2, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода.
В результате сопоставления геометрической фигуры, отображающей границу нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию, построенной по координатам характерных точек контура границы, полученным при экспертном обследовании, и геометрической фигуры, отображающей границу земельного участка, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода, построенной по координатам, указанным в Кадастровой выписке о земельном участке от 06.05.2016 N 99/2016/3655328 (т. 1, л.д. 43-44), экспертами установлено частичное несоответствие местоположения сопоставляемых границ, а именно: часть площади границы нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию - величиной 27 293 кв. м, построенной по координатам характерных точек контура границы, полученным при экспертном обследовании, находится в границах земельного участка с кадастровым номером 32:24:0160107:2, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода; часть площади границы нарушенных земель при разработке карьера "Подгородняя Слобода" по фактическому пользованию - величиной 10605 кв. м, построенной по координатам характерных точек контура границы, полученным при экспертном обследовании, находится за пределами границы земельного участка с кадастровым номером 32:24:0160107:2, по адресу: Брянская область, Суземский район, д. Подгородняя Слобода.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что границы разрабатываемого по лицензии горного отвода выходят за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:0002, в связи с этим заявитель имеет право на предоставление согласно пп. 20 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ недостающего под разработку горного отвода земельного участка без проведения торгов.
Довод жалобы о противоречии заключения экспертов и план-приложения к Горноотводному акту N 8 отклоняется апелляционным судом как необоснованный.
В ходе плановой выездной проверки Межмуниципального отдела по Трубчевскому и Суземскому районам Управления Росреестра Брянской области в период с 12.05.2015 по 13.05.2015 в отношении ООО"Стройиндустрия-сервис" было установлено, что обществом допущено самовольное занятие земельного участку площадью 7 500 кв. м, т.к. границы горного отвода предоставленного по лицензии выходят за пределы земельного участка 32:24:160107:2. Кроме того, факт выхода границ горного отвода за границы предоставленного земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2 подтверждается актом обследования земельного участка и выноса в натуру границ земельного участка от 10.05.2016.
Таким образом, факт выхода границ горного отвода за границы предоставленного земельного участка с кадастровым номером 32:24:160107:2 установлен не только заключением экспертов.
Требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к пакету подлежащих представлению документов изложены в п. п. 1, 2 ст. 39.15 ЗК РФ.
В силу п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка исчерпывающим образом определены в п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, к ним относятся следующие обстоятельства: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
В силу п. 11 ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
В силу п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Судом установлено, что заявления общества по спорному вопросу от 26.10.2015 и 01.02.2016 соответствуют требованиям п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ, к первичному заявлению (от 26.10.2015) ООО "Стройиндустрия-Сервис" представлены документы, перечисленные в п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка из числа предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ в рассматриваемом случае в оспариваемом решении также не приведены, и судом не установлены.
Согласно п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае необходимости образования такого участка или уточнения его границ является обязательной стадией процедуры предоставления земельного участка, в том числе в аренду.
При этом выполнение заинтересованным гражданином или юридическим лицом кадастровых работ, осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в случае образования земельного участка в соответствии со схемой невозможны без утверждения такой схемы и без принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с утвержденной схемой.
Таким образом, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка на основании изготовленной заявителем, но не утвержденной уполномоченным органом схемы препятствует как осуществлению кадастровых работ в целях постановки участка на кадастровый учет, так и заключению договора аренды.
Довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и не может быть использован в заявленных целях, является несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ в ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
- Согласно части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц); выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц); выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
- Из смысла указанных норм права следует, что до подачи ходатайства о переводе земельный участок должен пройти процедуру постановки на кадастровый учет и быть зарегистрирован как объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Участок должен принадлежать заявителю на каком-либо праве.
Таким образом, до начала процедуры перевода спорный земельный участок должен быть предоставлен ООО "Стройиндустрия - сервис" в аренду.
Целью предоставления земельного участка без проведения торгов в аренду Общества является упорядочение землепользования, определения границ и площади необходимого недропользователю для осуществления своей деятельности земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии условий, предусмотренных ст. 198 АПК РФ, для признания оспариваемого решения незаконным.
Поскольку в силу приведенного выше п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ в рассматриваемом случае решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, оспариваемое письмо, как отмечено выше, оценивается судом и как решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, и как решение об отказе в утверждении схемы земельного участка.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Таким образом, с 01.01.2017 распоряжение спорным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района, то есть - Администрацией Суземского района Брянской области. Учитывая изложенное, Администрации Суземского района Брянской области необходимо совершить действия по восстановлению нарушенных прав заявителя.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции, сводятся к немотивированному несогласию с позицией суда первой инстанции, не подтверждают неправильное применение судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 16.05.2017 по делу N А09-6924/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
М.М.ДАЙНЕКО
Е.Н.ТИМАШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)