Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 15.01.2016 N 2.3-10/165
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб"
при участии представителей:
- от заявителя, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", - Новацкая Е.С., представитель по доверенности от 15.12.2015 N 19;
- от ответчика, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - Маляренко М.А., ведущий специалист отдела правового обеспечения по доверенности от 12.01.2016;
- от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Агроводснаб", - не явился,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконным отказа от 15.01.2016 N 2.3-10/165 в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067.
Заявление мотивировано тем, что у Министерства не имелось оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка, поскольку действующее лесное законодательство допускает возможность заключения в отношении одного участка нескольких договоров аренды для использования его в различных целях несколькими пользователями.
Определением суда от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб".
В судебном заседании представитель общества просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения заявления, полагая, что обжалуемый отказ соответствует действующему законодательству по изложенным в отказе основаниям.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, отзыв не направило, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ПАО "МРСК Северо-Запада" является сетевой организацией и один из видов ее деятельности - оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к собственным электрическим сетям.
В рамках реализации данного вида деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" заключает с юридическими и физическими лицами договоры на осуществление технологического присоединения, которые в силу пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, являются публичными и обязательными к заключению для сетевой организации.
Между ПАО "МРСК Северо-Запада" и Соколовой В.М заключен договор от 13.12.2013 года N 2285П/13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дачного дома в д. Тюппега Кондопожского района Республики Карелия, кадастровый номер земельного участка 10:03:072601:597.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Соколовой В.М. сетевая организация обязана осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-6 кВ протяженностью 1300 м, установить трансформаторную подстанцию (КТП) мощностью 63 кВА, осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 320 м до границы земельного участка Соколовой В.М. (стоимость работ - 2 034 875,44 рублей без НДС).
Для выполнения принятых на себя обязательств сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: "Реконструкция ВЛ 10 кВ Л-63-3 с устройством отпайки, монтажом ТП, строительством ВЛ 0,4 кВ в д. Тюппега Кондопожского района (технологическое присоединение Соколовой В.М. N 2285П/13 от 13.12.2013 г.)".
Трасса проектируемой линии электропередачи ВЛ-6 кВ проходит по землям лесного фонда.
02.11.2015 ПАО "МРСК Северо-Запада" на основании статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации направило в Министерство заявление об утверждении проектной документации лесного участка в составе земель лесного фонда.
Приказом Министерства от 27.11.2015 N 1873 утверждена проектная документация лесного участка площадью 0,191 га, в составе земель лесного фонда для строительства линии электропередачи.
На основании утвержденной проектной документации ООО "Карельский геодезический центр" в рамках договора подряда N 63-08-ППС от 08.10.2014 лесной участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 10:03:0072601.
Общая площадь лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:1124, который находится в аренде ООО "Агроводснаб" для целей лесозаготовки (3 922 230.00 кв. м) существенно превышает испрашиваемый сетевой организацией лесной участок с кадастровым номером 10:03:0072601:2067 для строительства линии (1 869.00 кв. м).
Кондопожский городской суд Республики Карелия решением от 18.12.2015 года по делу N 2-1577/2015 обязал ПАО "МРСК Северо-Запада" выполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Соколовой В.М.
30.12.2015 года ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Министерство с заявлением N 297-5925 о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067, площадью 1 869 кв. м, на срок 11 месяцев для строительства линейного объекта - линии электропередачи для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Соколовой В.М. в д. Тюппега Кондопожского района Республики Карелия.
Министерство письмом от 15.01.2016 г. N 2.3-10/165 отказало сетевой организации в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка в связи с тем, что испрашиваемый в аренду лесной участок обременен правами аренды с целью заготовки древесины ООО "Агроводснаб".
Полагая, что отказ в заключении договора аренды лесного участка незаконен, что затрудняет исполнение вступившего в законную силу судебного решения (строительство линии электропередачи до границы земельного участка Соколовой В.М.), общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, исходя из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при проверке правомерности действий Министерства по отказу в заключении договора установил, что ответчик не доказал наличие законных оснований для такого отказа в заключении договора аренды лесного участка.
Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных
- участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектной документации лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков. Лесные участки проектируются в том числе для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Законодательством допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Как предусмотрено частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Часть 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.
Исключение в том числе составляют случаи, предусмотренные статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса (пункт 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В направленной в Министерство на утверждение проектной документации сетевая организация указала, что испрашиваемый земельный участок имеет арендатора - ООО "Агроводснаб". При этом проектная документация лесного участка была утверждена Министерством без замечаний.
Из материалов дела видно и судом установлено, что при обращении в Министерство общество представило все необходимые документы, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, единственным обоснованием отказа явилось то, что испрашиваемый в аренду лесной участок обременен правами аренды с целью заготовки древесины ООО "Агроводснаб". Иных оснований для отказа в заключении договора Министерство не установило.
Между тем вступившим в законную силу решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18.12.2015 по делу N 2-1577/2015 по иску Соколовой Венеамины Михайловны к ПАО "МРСК Северо-Запада об обязании исполнить условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям суд обязал общество выполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.12.2013 для электроснабжения дачного дома, расположенного (или который будет располагаться) по адресу: Кондопожский район, кадастровый номер 10:03:07 26 01:597.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства имеют для настоящего спора преюдициальное значение.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, которые не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в заключении договора является незаконным. В связи с чем Министерство необоснованно не приняло во внимание наличие поданного вместе с заявлением о заключении договора судебного решения.
Таким образом, вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность принятия оспариваемого письма, наличие оснований для отказа обществу в заключении договора аренды.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на Министерство.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявление публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" удовлетворить полностью.
Признать незаконным как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации решение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067, изложенное в письме от 15.01.2016 N 2.3-10/165.
Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия подготовить и направить в адрес публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" проект договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067 согласно заявлению в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
2. Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090) в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
С.Н.ГАРИСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 22.06.2016 ПО ДЕЛУ N А26-3421/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2016 г. по делу N А26-3421/2016
Резолютивная часть решения объявлена 16 июня 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 22 июня 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Гарист С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лариной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 15.01.2016 N 2.3-10/165
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб"
при участии представителей:
- от заявителя, публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", - Новацкая Е.С., представитель по доверенности от 15.12.2015 N 19;
- от ответчика, Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, - Маляренко М.А., ведущий специалист отдела правового обеспечения по доверенности от 12.01.2016;
- от третьего лица, общества с ограниченной ответственностью "Агроводснаб", - не явился,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - Министерство) о признании незаконным отказа от 15.01.2016 N 2.3-10/165 в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067.
Заявление мотивировано тем, что у Министерства не имелось оснований для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка, поскольку действующее лесное законодательство допускает возможность заключения в отношении одного участка нескольких договоров аренды для использования его в различных целях несколькими пользователями.
Определением суда от 25.05.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроводснаб".
В судебном заседании представитель общества просила удовлетворить заявленные требования.
Представитель Министерства возражал против удовлетворения заявления, полагая, что обжалуемый отказ соответствует действующему законодательству по изложенным в отказе основаниям.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, отзыв не направило, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ПАО "МРСК Северо-Запада" является сетевой организацией и один из видов ее деятельности - оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к собственным электрическим сетям.
В рамках реализации данного вида деятельности ПАО "МРСК Северо-Запада" заключает с юридическими и физическими лицами договоры на осуществление технологического присоединения, которые в силу пунктов 3, 6 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, являются публичными и обязательными к заключению для сетевой организации.
Между ПАО "МРСК Северо-Запада" и Соколовой В.М заключен договор от 13.12.2013 года N 2285П/13 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям дачного дома в д. Тюппега Кондопожского района Республики Карелия, кадастровый номер земельного участка 10:03:072601:597.
В целях технологического присоединения энергопринимающих устройств Соколовой В.М. сетевая организация обязана осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-6 кВ протяженностью 1300 м, установить трансформаторную подстанцию (КТП) мощностью 63 кВА, осуществить строительство линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ протяженностью 320 м до границы земельного участка Соколовой В.М. (стоимость работ - 2 034 875,44 рублей без НДС).
Для выполнения принятых на себя обязательств сетевой организацией был сформирован инвестиционный проект: "Реконструкция ВЛ 10 кВ Л-63-3 с устройством отпайки, монтажом ТП, строительством ВЛ 0,4 кВ в д. Тюппега Кондопожского района (технологическое присоединение Соколовой В.М. N 2285П/13 от 13.12.2013 г.)".
Трасса проектируемой линии электропередачи ВЛ-6 кВ проходит по землям лесного фонда.
02.11.2015 ПАО "МРСК Северо-Запада" на основании статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации направило в Министерство заявление об утверждении проектной документации лесного участка в составе земель лесного фонда.
Приказом Министерства от 27.11.2015 N 1873 утверждена проектная документация лесного участка площадью 0,191 га, в составе земель лесного фонда для строительства линии электропередачи.
На основании утвержденной проектной документации ООО "Карельский геодезический центр" в рамках договора подряда N 63-08-ППС от 08.10.2014 лесной участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер 10:03:0072601.
Общая площадь лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:1124, который находится в аренде ООО "Агроводснаб" для целей лесозаготовки (3 922 230.00 кв. м) существенно превышает испрашиваемый сетевой организацией лесной участок с кадастровым номером 10:03:0072601:2067 для строительства линии (1 869.00 кв. м).
Кондопожский городской суд Республики Карелия решением от 18.12.2015 года по делу N 2-1577/2015 обязал ПАО "МРСК Северо-Запада" выполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств Соколовой В.М.
30.12.2015 года ПАО "МРСК Северо-Запада" обратилось в Министерство с заявлением N 297-5925 о предоставлении в аренду без проведения аукциона лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067, площадью 1 869 кв. м, на срок 11 месяцев для строительства линейного объекта - линии электропередачи для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств Соколовой В.М. в д. Тюппега Кондопожского района Республики Карелия.
Министерство письмом от 15.01.2016 г. N 2.3-10/165 отказало сетевой организации в предоставлении в аренду испрашиваемого лесного участка в связи с тем, что испрашиваемый в аренду лесной участок обременен правами аренды с целью заготовки древесины ООО "Агроводснаб".
Полагая, что отказ в заключении договора аренды лесного участка незаконен, что затрудняет исполнение вступившего в законную силу судебного решения (строительство линии электропередачи до границы земельного участка Соколовой В.М.), общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд, исходя из положений статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при проверке правомерности действий Министерства по отказу в заключении договора установил, что ответчик не доказал наличие законных оснований для такого отказа в заключении договора аренды лесного участка.
Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации для строительства линейных объектов.
В соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с
- Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных
- участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подготовка проектной документации лесных участков осуществляется при проектировании лесных участков. Лесные участки проектируются в том числе для осуществления на них видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
Законодательством допускается проектирование одного и того же лесного участка для нескольких видов использования лесов.
Как предусмотрено частью 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов, в том числе строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Часть 2 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных частью 1 указанной статьи, если иное не установлено самим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных пунктом 3 названной статьи.
Исключение в том числе составляют случаи, предусмотренные статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса (пункт 1 части 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В направленной в Министерство на утверждение проектной документации сетевая организация указала, что испрашиваемый земельный участок имеет арендатора - ООО "Агроводснаб". При этом проектная документация лесного участка была утверждена Министерством без замечаний.
Из материалов дела видно и судом установлено, что при обращении в Министерство общество представило все необходимые документы, предусмотренные Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, единственным обоснованием отказа явилось то, что испрашиваемый в аренду лесной участок обременен правами аренды с целью заготовки древесины ООО "Агроводснаб". Иных оснований для отказа в заключении договора Министерство не установило.
Между тем вступившим в законную силу решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 18.12.2015 по делу N 2-1577/2015 по иску Соколовой Венеамины Михайловны к ПАО "МРСК Северо-Запада об обязании исполнить условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям суд обязал общество выполнить обязательства по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 13.12.2013 для электроснабжения дачного дома, расположенного (или который будет располагаться) по адресу: Кондопожский район, кадастровый номер 10:03:07 26 01:597.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации эти обстоятельства имеют для настоящего спора преюдициальное значение.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, которые не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в заключении договора является незаконным. В связи с чем Министерство необоснованно не приняло во внимание наличие поданного вместе с заявлением о заключении договора судебного решения.
Таким образом, вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Министерство не доказало законность принятия оспариваемого письма, наличие оснований для отказа обществу в заключении договора аренды.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на Министерство.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Заявление публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" удовлетворить полностью.
Признать незаконным как не соответствующее Лесному кодексу Российской Федерации решение Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067, изложенное в письме от 15.01.2016 N 2.3-10/165.
Обязать Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия подготовить и направить в адрес публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" проект договора аренды лесного участка с кадастровым номером 10:03:0072601:2067 согласно заявлению в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу.
2. Взыскать с Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090) в пользу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. 00 коп.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
С.Н.ГАРИСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)