Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-14951/2017

Требование: Об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок.

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Ответчик отказал в согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом истца, указав на изменение территориальных зон.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N 33-14951/2017


Судья Присяжнюк О.В.
178Г

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Тарараевой Т.С.
судей Ашихминой Е.Ю., Охременко О.В.
при секретаре Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.
гражданское дело по иску К. к администрации г. Красноярска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок,
по апелляционной жалобе представителя ДМИЗО администрации города Красноярска
на заочное решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 02 августа 2017 года, которым постановлено:
Исковые требования К. - удовлетворить.
Признать за К. право собственности на земельный участок, площадью 28 кв. м, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Выслушав докладчика, судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с иском к администрации города Красноярска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указал, что являясь членом ГК "Л-7" Энергетик, 10.09.2000 года полностью выплатил паевой взнос за гараж по <адрес> Право собственности истца на указанный гараж, зарегистрировано 27 октября 2009 года на основании справки ГК "Л-7" Энегретик. Материалами геодезической съемки, проводимой для оформления его прав на землю, было установлено, что земельный участок под гаражом вышел на границу города, в связи с чем, в административном порядке не предоставляется возможным зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок. Ответчик отказал в согласовании предоставления земельного участка, занимаемого гаражным боксом истца, указав в ответе от 02 мая 2017 года на изменение с 2015 года территориальных зон. Границы земельного участка истца остаются неизменными длительный период времени.
Просил признать за ним право собственности на земельный участок, площадью 28 кв. м, по адресу: <адрес> в границах, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ДМИиЗО администрации города Красноярска просит отменить решение, указывая на неправильное применение судом норм материального права. Полагает, что правовых оснований для приобретения истцом безвозмездно права собственности на спорный земельный участок, законом не предусмотрено. До обращения в органы местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность должна быть утверждена схема земельного участка, осуществлена его постановка на кадастровый учет. В нарушение закона суд признал за истцом право собственности, минуя обязательную процедуру утверждения схемы и предварительного согласования места размещения объекта, процедуру заключения договора купли-продажи и получения земельного участка собственником гаража на платной основе. К. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, который не был обжалован К. при рассмотрении настоящего спора.
Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения на жалобу истца К., судебная коллегия приходит к следующему.
В пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
На основании ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению, в соответствии с Федеральным законом Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пп. 3 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ).
В силу п. п. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
На основании ст. 30 Градостроительного Кодекса РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий прав и законных интересов правообладателя земельного участка по существующему и планируемому использованию земельного участка.
Как следует из материалов дела, согласно архивной выписки, решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов N 12 от 03.01.1990 года К., принят в члены гаражно-строительного кооператива с ранее выстроенным гаражом.
Согласно представленного в суд апелляционной инстанции и принятого судебной коллегией в качестве доказательства по делу, акта рабочей комиссии от 25.08.2009 года, представленный к осмотру индивидуальный гараж построенный в 1990 году за счет средств К. по <адрес>, согласован. Строительство гаража произведено истцом на основании решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 12.03.1987 N 5 "Об отводе земельных участков для строительства в г. Красноярске", решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 03.01.1991 года N 12 "Об изменении по составу членов ГСК".
21.10.2009 года на основании справки ГК "Л-7" произведена государственная регистрация права К. на гаражный бокс <адрес>.
Согласно справки председателя гаражного кооператива "Л-7" Энергетик, К. является членом данного кооператива, 10.09.2000 года полностью выплатил паевой взнос за гараж по <адрес>.
Постановлением Администрации Ленинского района г. Красноярска от 24 мая 1995 года N 493, за членами ГСК Л-7 закреплены земельные участки для строительства коллективных гаражей.
Согласно кадастрового паспорта земельный участок, на котором расположен принадлежащий истцу гаражный бокс, состоит на кадастровом учете и имеет кадастровый номер N относится к категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: капитальный гараж. Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
В соответствии со сведениями о земельном участке от 27.07.2009 года выданными администрацией города Красноярска, территориальная зона: зона производственных предприятий IV-V класса, на момент подготовки заключения участок не зарезервирован для муниципальных нужд и не предоставлен под строительство другому лицу.
02.05.2017 года ДМИиЗО администрации г. Красноярска отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка К., со ссылкой на установленное Правилами землепользования и застройки города Красноярска, утвержденные решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122, в целях определения территориальных зон, в пределах границ г. Красноярска территориальное планирование, зонирование территории города, согласно которым испрашиваемый земельный участок расположен в коммунально-складской зоне и территории объектов автомобильного транспорта.
Разрешая спор, суд, руководствуясь п. 9.1 ст. 3 федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", ст. 273 ГК РФ, ч. 1 ст. 35 ЗК РФ, ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пришел к выводу о том, что истец, как лицо которому спорный земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для гаражного строительства вправе зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности гаражный бокс.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, находя их противоречащими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В силу закона истец имеет исключительное право на земельный участок, занимаемый принадлежащим ему гаражным боксом, и сам по себе отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по мотивам несоответствия вида разрешенного использования спорного земельного участка целям его использования, безусловно, не может служить препятствием для реализации данного права, с учетом того, что испрашиваемый истцом земельный участок из оборота не изъят, какие-либо ограничения для предоставления его в собственность отсутствуют, гараж завершен строительством в 1990 году, на земельном участке, отведенном в целях строительства типовых капитальных гаражей до утверждения Проекта планировки и зонирования данного района. ДМИиЗО обязан был рассмотреть заявление К. по существу и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако в настоящем споре К. отказ ДМИиЗО в предварительном согласовании не обжаловал.
Разрешая спор, суд усмотрел наличие правовых оснований для безвозмездной передачи спорного земельного участка в собственность истца. Между тем, материалами дела обстоятельств, в силу которых истец имел бы право на приобретение земельного участка в собственность безвозмездно не установлено.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Одним из принципов землепользования является платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со ст. ст. 130, 261 ГК РФ, ст. 6 ЗК РФ объектом права собственности может быть земельный участок, который представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости входит описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Частью 7 ст. 38 указанного Федерального закона предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Таким образом, объектом признания права собственности может являться земельный участок в утвержденных границах. Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
В данном случае у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок площадью <адрес> в границах, в соответствии с представленной истцом схемой расположения участка на кадастровом плане территории, с координатами межевого плана: <данные изъяты> поскольку в деле отсутствуют доказательства формирования земельного участка в границах указанных выше поворотных точек с координатам, а несформированный в установленном порядке земельный участок не может быть предметом гражданского оборота.
В силу ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Таких документов истцом не представлено. Положенная в основу решения суда схема расположения земельного участка не утверждена.
Между тем, в соответствии со ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов начинается с подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачи уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным "О государственной регистрации недвижимости".
Кроме того, при рассмотрении дела судом допущено процессуальное нарушение. Исковые требования рассмотрены судом к ненадлежащему ответчику.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 23.05.2013 года N 110-р утверждено Положение о Департаменте муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска, согласно которого Департамент является органом администрации г. Красноярска, осуществляющим функции по формированию, управлению и распоряжению муниципальным имуществом, в том числе землями расположенными на территории города.
Таким образом, исходя из существа заявленных истцом требований надлежащим ответчиком по делу являлся Департамент муниципального имущества и земельных отношении администрации г. Красноярска, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица.
При таком положении, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ввиду отсутствия правовых оснований для удовлетворения требований истца в заявленном виде.
Руководствуясь ст. ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

Ленинского районного суда г. Красноярска от 02 августа 2017 года отменить.
Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований К. к администрации г. Красноярска об установлении границ земельного участка и признании права собственности на земельный участок, отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)