Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.04.2016 N Ф05-4084/2016 ПО ДЕЛУ N А41-42958/15

Требование: Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, признании недействительными и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о координатах поворотных точек границ земельного участка.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению истцов, земельный участок относится к землям лесного фонда и незаконно используется ответчиком.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2016 г. по делу N А41-42958/15


Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
- от истцов: от Комитета лесного хозяйства Московской области: Свинина М.Н., доверенность от 22.12.2015; от ТУ Росимущества в Московской области: представитель не явился, извещен;
- от ответчика: Данишевский П.П., доверенность от 05.09.2015;
- от третьих лиц: от администрации Можайского муниципального района Московской области: Грибова К.Д., доверенность от 31.12.2015; от Управления Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, администрации Уваровского района Московской области: представители не явились, извещены;
- рассмотрев 12 апреля 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 24 ноября 2015 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Кузьминой О.А.,
на постановление от 10 февраля 2016 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марченковой Н.В., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-42958/15
по иску Комитета лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка
к обществу с ограниченной ответственностью "Уваровский ЛПХ" (ОГРН: 1135032008660),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, администрация Уваровского района Московской области, администрация Можайского муниципального района Московской области,

установил:

Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области) обратились в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Уваровский ЛПХ" (далее - ООО "Уваровский ЛПХ") со следующими требованиями:
- - истребовать из чужого незаконного владения ООО "Уваровский ЛПХ" часть земельного участка, площадью 10,12 га, с кадастровым номером 50:18:0020202:43, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, рп Уваровка, как земли государственного лесного фонда квартал 105 выделы 9, 34, 23, 25, 26, 28, 29 Колоцкого участкового лесничества Бородинского филиал ГКУ МО "Мособллес";
- - признать недействительным и исключить из ГКН сведения о координатах поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, рп Уваровка;
- - исключить сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43, расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, рп Уваровка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области), администрация Уваровского района Московской области, администрация Можайского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2015 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2016 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец - ТУ Росимущества в Московской области и третьи лица - Управление Росреестра по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, администрация Уваровского района Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца - Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица - администрации Можайского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из искового заявления, в соответствии с постановлением Главы администрации поселка Уваровка Можайского района Московской области от 05.11.1992 N 92 Уваровскому леспромхозу было выдано свидетельство о праве собственности на землю от 03.12.1992 N 195, в соответствии с которым в пользование данному юридическому лицу под промышленными и административными зданиями и сооружениями, принадлежащими ему, предоставлялся земельный участок, общей площадью 174.321 кв. м.
Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный и ему был присвоен кадастровый номер 50:18:0020202:43.
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области об учете изменений объекта недвижимости от 21.02.2012 N МО-12/РКФ-53579 в государственный кадастр недвижимости были внесены изменения в сведения об объекте недвижимости, в части определения местоположения (границ) земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43. При этом граница земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 состоит из 5 контуров, а уточненная площадь земельного участка по сведениям ГКН составляет 120.519 кв. м.
В кадастровом деле содержится согласие ЗАО "Уваровский леспромхоз" на уменьшение площади земельного участка, в соответствии с которым ЗАО "Уваровский леспромхоз" выражает свое согласие на уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером 50:18:0020202:43 в соответствии с фактическим пользованием на 53.802 кв. м.
Указанный земельный участок в соответствии со сведениями в ГКН имеет категорию земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "под производственные и административные здания и сооружения".
30.12.2014 постановлением Главы Можайского муниципального района Московской области N 3932-П земельный участок предоставлен ответчику в собственность за плату как собственнику объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.
30.12.2014 на основании указанного постановления был заключен договор купли-продажи земельного участка 50:18:0020202:43.
Из договора следует, что на участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие ответчику на праве собственности.
Договор был зарегистрирован Управлением Росреестра по Московской области.
Впоследствии земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43 разделен на пять обособленных земельных участков: 50:18:0020403:451, 50:18:0020204:544, 50:18:0020404:419, 50:18:0020202:274, 50:18:0020304:491.
Истцы, считая, что земельный участок с кадастровый номер 50:18:0020202:43 относится к землям лесного фонда, незаконно используется ответчиком, обратились в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с правилами статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита нарушенного права допускается способами, соответствующими конкретным нормам гражданского прав.
Так, статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен такой способ защиты прав собственника как истребование своего имущества от лица, владеющего данным имуществом без законных оснований.
Сам по себе факт использования Комитетом лесного хозяйства Московской области такого способа защиты как виндикационный иск не может быть основанием для отказа ему в защите права, так как является результатом свободного выбора им способа защиты нарушенного права.
Согласно пункту 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.1997 N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рекомендациям Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 13.11.2008 N 126 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения", право на истребование имущества из чужого незаконного владения имеет только собственник имущества или иной законный владелец имущества.
Согласно пункту 32 совместного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при применении статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого имущество фактически находится в незаконном владении. Иск об истребовании имущества, предъявленный к лицу, в незаконном владении которого это имущество находилось, но у которого оно к моменту рассмотрения дела в суде отсутствует, не может быть удовлетворен.
Доказательственную базу виндикационного требования составляют обстоятельства, подтверждающие наличие у истца законного титула на истребуемую вещь, обладающую индивидуально-определенными признаками, сохранившуюся в натуре, утрату истцом фактического владения вещью, а также нахождение ее в незаконном владении ответчика.
Ответчиком по виндикационному требованию является незаконный владелец, обладающий вещью без надлежащего правового основания, либо по порочному основанию приобретения.
Для состоятельности исковых требований необходимо наличие указанных фактов в совокупности, виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных признаков.
Как обоснованно указали суды, Комитет лесного хозяйства Московской области является ненадлежащим истцом исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться только собственник данного имущества.
Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с подобным органом может обращаться соответствующий государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, наделенный соответствующими полномочиями.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Категория компетенции связана с установлением публичного статуса соответствующего органа публичной власти.
Согласно пункту 12 Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий Комитет лесного хозяйства Московской области не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации.
Согласно пункту 14.5 указанного Положения, истец имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством.
Истец не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с данным иском.
Согласно пункту 1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, участок лесного фонда, на котором, по мнению Комитета лесного хозяйства Московской области, расположен спорный земельный участок с кадастровым номером 50:18:0020202:43, находится в федеральной собственности.













































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)