Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от АО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок": Гарибян И.И., паспорт, по доверенности от 16.07.2015;
- от Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2016 по делу N А32-44207/2015, принятое судьей Пристяжнюк А.Г.,
по заявлению акционерного общества Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок"
к Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании решений, действий (бездействий) незаконными,
ОАО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок", пос. Красносельский (далее - общество) подано заявление к Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района, пос. Красносельский, (далее - Администрация) в котором заявитель просит суд:
- - признать решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 14.09.2015 г. N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" незаконным;
- - обязать Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевичского района в течение 30 календарных дней восстановить нарушенное право ОАО "Блок" путем издания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2;
- - обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с отсутствием проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2, администрацией 25 сентября 2015 г. было издано Постановление N 178 "О подготовке проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2", с целью формирования земельного участка под железнодорожный путь необщего пользования. Межевой план земельного участка, подлежащего формированию, заявителем не был предоставлен в администрацию, в связи у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что ответ администрации является незаконным, поскольку все необходимые документы для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане заявителем были предоставлены. Кроме того объект, под которым заявителем формируется земельный участок не является объектом федерального, регионального либо местного значения, он является собственностью заявителя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н., в отпуске в составе суда на основании определения от 28.06.2016 произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Сурмаляна Г.А., рассмотрение дела производится с самого начала.
В материалы дела от ОАО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок" поступили дополнительные документы, ранее истребованные судом. Суд приобщил представленные документы.
Представитель общества в судебном заседании заявил ходатайство об изменении наименования общества. Суд протокольным определением определил считать надлежащей стороной по делу АО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок".
В материалы дела от Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела общество зарегистрировано на территории Гулькевичского района и является промышленным предприятием осуществляющем производство изделий из бетона для использования в строительстве.
Для осуществления производственной деятельности заявитель использует принадлежащий на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования 1974 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 3 585,38м/п по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АД N 542066.
Под указанным объектом в настоящий период завершены работы по оформлению земельного участка, а именно за счет средств предприятия осуществлены топографические и землеустроительные работы по межеванию земельного участка, необходимого для обслуживания ж\\д пути и его функционирования.
20 августа 2015 г. заявитель обратился за предоставлением муниципальной услуги N Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории" в МКУ "МФЦ" Гулькевичского района представив необходимый пакет документов (рег. N 20082015-62346-23-185).
Согласно расписки, срок исполнения 01.10.2015 г., однако до настоящего периода услуга не предоставлена.
Администрацией Красносельского городского поселения Гулькевичского района N 1666 от 14.09.2015 г. "О рассмотрении обращения" дан ответ, что согласно действующего законодательства, образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образованием земельных участков.
На основании изложенного, формирование земельного участка возможно только после подготовки и утверждения проекта планирования территории.
25 сентября 2015 г. заинтересованным лицом было издано Постановление N 178 "О подготовке проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2 с целью формирования земельного участка под железнодорожный путь необщего пользования.
Общество считает, что отказ администрации препятствует ему обратиться в кадастровую палату за постановкой земельного участка на кадастровый учет, тем самым препятствует в осуществлении своей деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 11.2, подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
В соответствии с Градостроительным кодекса Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования РФ, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта РФ, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов, не являющихся объектами федерального, регионального или местного значения допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Как следует из материалов дела общество для осуществления производственной деятельности использует принадлежащий на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования 1974 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 3 585,38м/п по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АД N 542066.
Таким образом, общество не является правообладателем линейных объектов федерального, регионального или местного значения, поскольку представленными в материалы дела документами подтверждается, что железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3 585,38м/п принадлежит обществу на праве собственности.
Являясь собственником сооружения, общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду, в связи с чем ОАО "Блок" за счет средств предприятия провело топографические и землеустроительные работы по межеванию земельного участка, под железнодорожный путь не общего пользования.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовал представленные в материалы дела документы и пришел к выводу, что железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3 585,38м/п не относится к объектам федерального, регионального или местного значения, в связи с чем утверждение проекта межевания территории для оформления права общества на земельный участок, образуемый в целях использования объекта недвижимости, не требуется.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку в настоящем случае земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о соблюдении ОАО "Блок" порядка, предусмотренного статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки утверждены Решением 29 сессии II созыва Совета Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 16.02.2013 N 3.
Таким образом, решение (постановление) Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является единственным документом, необходимым для постановки сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, с целью его последующего приобретения обществом в собственность.
Из материалов дела видно, что 20 августа 2015 г. общество обратилось за предоставлением муниципальной услуги Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории в МКУ "МФЦ" Гулькевичского района представив необходимый пакет документов (рег. N 20082015-62346-23-185). Согласно расписки, срок исполнения 01.10.2015 г.
Однако схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории до настоящего времени Администрацией не подготовлена и не утверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требования общества и признает недействительным решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевического района от 14.09.2015 N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
При этом в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе: указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Апелляционная коллегия в целях восстановления нарушенных прав в порядке части 5 ст. 201 АПК РФ обязывает Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевического района в течение 30 дней рассмотреть заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, в данной части решение суда надлежит изменить.
Также обществом было заявлено требование к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного требования.
Суд апелляционной инстанции повторно изучив материалы дела пришел к выводу, что требование общества, адресованное к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2., незаконно и необоснованно, поскольку общество не обращалось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю с соответствующим требованием.
Кроме того, обращение в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю возможно только после утверждения Администрацией схемы расположения земельного участка, поскольку данная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории до настоящего времени Администрацией не подготовлена и не утверждена, то у суда отсутствую основания для обязания кадастровой палаты поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью.
При таких обстоятельствах в данной части решение суда от 18.03.2016, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 по делу N А32-44207/2015 изменить.
Признать недействительным решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевического района от 14.09.2015 N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Обязать Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевического района в течение 30 дней рассмотреть заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с нормами действующего законодательства.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.07.2016 N 15АП-7532/2016 ПО ДЕЛУ N А32-44207/2015
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. N 15АП-7532/2016
Дело N А32-44207/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
при участии:
- от АО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок": Гарибян И.И., паспорт, по доверенности от 16.07.2015;
- от Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2016 по делу N А32-44207/2015, принятое судьей Пристяжнюк А.Г.,
по заявлению акционерного общества Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок"
к Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района
третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
о признании решений, действий (бездействий) незаконными,
установил:
ОАО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок", пос. Красносельский (далее - общество) подано заявление к Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района, пос. Красносельский, (далее - Администрация) в котором заявитель просит суд:
- - признать решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 14.09.2015 г. N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" незаконным;
- - обязать Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевичского района в течение 30 календарных дней восстановить нарушенное право ОАО "Блок" путем издания постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2;
- - обязать филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с отсутствием проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2, администрацией 25 сентября 2015 г. было издано Постановление N 178 "О подготовке проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2", с целью формирования земельного участка под железнодорожный путь необщего пользования. Межевой план земельного участка, подлежащего формированию, заявителем не был предоставлен в администрацию, в связи у суда отсутствовали основания для признания оспариваемого отказа незаконным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что ответ администрации является незаконным, поскольку все необходимые документы для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане заявителем были предоставлены. Кроме того объект, под которым заявителем формируется земельный участок не является объектом федерального, регионального либо местного значения, он является собственностью заявителя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н., в отпуске в составе суда на основании определения от 28.06.2016 произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Сурмаляна Г.А., рассмотрение дела производится с самого начала.
В материалы дела от ОАО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок" поступили дополнительные документы, ранее истребованные судом. Суд приобщил представленные документы.
Представитель общества в судебном заседании заявил ходатайство об изменении наименования общества. Суд протокольным определением определил считать надлежащей стороной по делу АО Гулькевичский завод бетонных блоков "Блок".
В материалы дела от Администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило; о месте его и времени извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела общество зарегистрировано на территории Гулькевичского района и является промышленным предприятием осуществляющем производство изделий из бетона для использования в строительстве.
Для осуществления производственной деятельности заявитель использует принадлежащий на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования 1974 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 3 585,38м/п по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АД N 542066.
Под указанным объектом в настоящий период завершены работы по оформлению земельного участка, а именно за счет средств предприятия осуществлены топографические и землеустроительные работы по межеванию земельного участка, необходимого для обслуживания ж\\д пути и его функционирования.
20 августа 2015 г. заявитель обратился за предоставлением муниципальной услуги N Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории" в МКУ "МФЦ" Гулькевичского района представив необходимый пакет документов (рег. N 20082015-62346-23-185).
Согласно расписки, срок исполнения 01.10.2015 г., однако до настоящего периода услуга не предоставлена.
Администрацией Красносельского городского поселения Гулькевичского района N 1666 от 14.09.2015 г. "О рассмотрении обращения" дан ответ, что согласно действующего законодательства, образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образованием земельных участков.
На основании изложенного, формирование земельного участка возможно только после подготовки и утверждения проекта планирования территории.
25 сентября 2015 г. заинтересованным лицом было издано Постановление N 178 "О подготовке проекта планирования и проекта межевания территории Красносельского городского поселения Гулькевичского района по ул. Промышленная, 2 с целью формирования земельного участка под железнодорожный путь необщего пользования.
Общество считает, что отказ администрации препятствует ему обратиться в кадастровую палату за постановкой земельного участка на кадастровый учет, тем самым препятствует в осуществлении своей деятельности.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из данной нормы права, ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при совокупности двух условий, а именно: несоответствия его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7, пункту 1 статьи 11.2, подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности; образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории.
В соответствии с Градостроительным кодекса Российской Федерации линейный объект считается федеральным, если его размещение предусмотрено схемами территориального планирования РФ, региональными, если его размещение предусмотрено схемой территориального планирования субъекта РФ, местного значения, если его размещение предусмотрено на схеме территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения.
Таким образом, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения линейных объектов, не являющихся объектами федерального, регионального или местного значения допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Как следует из материалов дела общество для осуществления производственной деятельности использует принадлежащий на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования 1974 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 3 585,38м/п по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 23-АД N 542066.
Таким образом, общество не является правообладателем линейных объектов федерального, регионального или местного значения, поскольку представленными в материалы дела документами подтверждается, что железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3 585,38м/п принадлежит обществу на праве собственности.
Являясь собственником сооружения, общество имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду, в связи с чем ОАО "Блок" за счет средств предприятия провело топографические и землеустроительные работы по межеванию земельного участка, под железнодорожный путь не общего пользования.
Суд апелляционной инстанции повторно исследовал представленные в материалы дела документы и пришел к выводу, что железнодорожный путь необщего пользования, протяженностью 3 585,38м/п не относится к объектам федерального, регионального или местного значения, в связи с чем утверждение проекта межевания территории для оформления права общества на земельный участок, образуемый в целях использования объекта недвижимости, не требуется.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Поскольку в настоящем случае земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории предшествует обращению с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу о соблюдении ОАО "Блок" порядка, предусмотренного статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: до подачи заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка изначально направлено обращение о подготовке и утверждении схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории; в схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 3 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Правила землепользования и застройки утверждены Решением 29 сессии II созыва Совета Красносельского городского поселения Гулькевичского района от 16.02.2013 N 3.
Таким образом, решение (постановление) Администрации об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является единственным документом, необходимым для постановки сформированного земельного участка на государственный кадастровый учет, с целью его последующего приобретения обществом в собственность.
Из материалов дела видно, что 20 августа 2015 г. общество обратилось за предоставлением муниципальной услуги Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории в МКУ "МФЦ" Гулькевичского района представив необходимый пакет документов (рег. N 20082015-62346-23-185). Согласно расписки, срок исполнения 01.10.2015 г.
Однако схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории до настоящего времени Администрацией не подготовлена и не утверждена.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требования общества и признает недействительным решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевического района от 14.09.2015 N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
При этом в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе: указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (ч. 5 ст. 201 АПК РФ).
Апелляционная коллегия в целях восстановления нарушенных прав в порядке части 5 ст. 201 АПК РФ обязывает Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевического района в течение 30 дней рассмотреть заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с нормами действующего законодательства.
Таким образом, в данной части решение суда надлежит изменить.
Также обществом было заявлено требование к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении данного требования.
Суд апелляционной инстанции повторно изучив материалы дела пришел к выводу, что требование общества, адресованное к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью 14 506 кв. м (участок 1 площадью 12 394 кв. м, участок 2 площадью 2 112 кв. м), категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для функционирования производственной базы, расположенный по адресу: РФ, Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Промышленная, 2., незаконно и необоснованно, поскольку общество не обращалось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю с соответствующим требованием.
Кроме того, обращение в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю возможно только после утверждения Администрацией схемы расположения земельного участка, поскольку данная схема расположения земельного участка на кадастровом плане или карте соответствующей территории до настоящего времени Администрацией не подготовлена и не утверждена, то у суда отсутствую основания для обязания кадастровой палаты поставить на кадастровый учет многоконтурный земельный участок площадью.
При таких обстоятельствах в данной части решение суда от 18.03.2016, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2016 по делу N А32-44207/2015 изменить.
Признать недействительным решение Администрации Красносельского городского поселения Гулькевического района от 14.09.2015 N 1666 об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории".
Обязать Администрацию Красносельского городского поселения Гулькевического района в течение 30 дней рассмотреть заявление общества об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с нормами действующего законодательства.
В остальной части решение оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)