Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 30.05.2017 N Ф03-683/2017 ПО ДЕЛУ N А51-1116/2016

Требование: О признании незаконным отказа в переводе земельных участков из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Отказ мотивирован несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2017 г. N Ф03-683/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: С.Н. Новиковой
Судей: В.А. Гребенщиковой, Е.К. Яшкиной
при участии:
от индивидуального предпринимателя Девятовой Людмилы Федоровны:
- Илвин А.Е., представитель по доверенности от 24.04.2017
от администрации Шкотовского муниципального района:
- Калашник Т.О., представитель по доверенности от 27.01.2017
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 21.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016
по делу N А51-1116/2016
Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Н.А. Тихомирова,
в суде апелляционной инстанции судьи С.В. Гуцалюк, Н.Н. Анисимова, И.С. Чижиков
по заявлению индивидуального предпринимателя Девятовой Людмилы Федоровны
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
третье лицо: администрация Шкотовского муниципального района
о признании незаконными действий
Индивидуальный предприниматель Девятова Людмила Федоровна (ОГРНИП 310254019000012, ИНН 254001011578; далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, ИНН 2538111008, адрес (место нахождения): 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) о признании незаконными действий, выраженных в письме N 20/06/02-17/36854 от 23.10.2015, N 20/06/02-01/779 от 21.01.2016, в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением от 27.01.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Шкотовского муниципального района (далее - администрация).
Решением от 21.09.2016, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе департамент просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как необоснованные. Настаивает на невозможности перевода спорного земельного участка из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, поскольку заявителем не соблюдены требования статьи 2, части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ), а именно к заявлению не приложен необходимый пакет документов. Указывает, что на спорный земельный участок зарегистрировано право собственности Приморского края, которое в установленном порядке не оспорено; согласие собственника земельного участка на перевод земельного участка не получено.
В отзывах на кассационную жалобу предприниматель и администрация выразили несогласие с изложенными в ней доводами, просили оставить без изменения, обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители предпринимателя и администрации доводы, изложенные в отзывах и дополнительных пояснениях, поддержали, дали по ним пояснения.
Департамент, явку своего представителя в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Определениями от 24.04.2017, от 22.05.2017 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи В.А. Гребенщиковой на судью О.В. Цирулик и судьи О.В. Цирулик на судью В.А. Гребенщикову, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ после отложения судебного заседания судебное разбирательство начато с самого начала.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Дальневосточного округа не установил предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, 29.10.2014 глава крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуальный предприниматель Девятова Людмила Федоровна обратилась в администрацию Шкотовского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 381 538 кв. м, местоположение: Шкотовский район, с. Многоудобное, примерно в 200 м по направлению на север от ориентира по адресу: ул. Озерная, 2, в аренду сроком на 49 лет, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Постановлением администрации Шкотовского муниципального района Приморского края N 2245 от 11.11.2014 ИП Девятовой Л.Ф. из земель запаса утверждена схема расположения многоконтурного земельного участка на кадастровом плане территории, месторасположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, примерно в 200м по направлению на север. Ориентир - жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Шкотовский район, с. Многоудобное, ул. Озерная, 2 (Штыковское сельское поселение), площадь земельного участка: 381 538 кв. м, вид разрешенного использования: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На основании указанного постановления из земель, государственная собственность на которые не разграничена, сформированы земельные участки с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639, которые поставлены на кадастровый учет 13.03.2015 и 01.10.2015 соответственно.
В связи с передачей полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, администрация Шкотовского муниципального района Приморского края передала документы с заявлением ИП Девятовой Л.Ф. от 29.10.2014 о предоставлении вышеуказанного земельного участка в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края для дальнейшего рассмотрения.
В целях последующего предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности предприниматель 09.10.2015 направила в департамент ходатайство о предоставлении земельных участков на основании заявления от 29.10.2014 с одновременным переводом земельных участков из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения. При этом к ходатайству были приложены сведения о регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, ИНН и кадастровые паспорта на земельные участки 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639.
Письмом от 23.10.2015 N 20/06/02-17/36854 департамент сообщил предпринимателю о возможности решении вопроса о предоставлении земельного участка только после его перевода из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, а также указал на отсутствие согласие правообладателя земельных участков на соответствующий перевод.
Письмом от 21.01.2016 N 20/06/02-01/779 департамент сообщил предпринимателю о невозможности перевода земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 с разрешенным использованием: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, а также земельного участка площадью 140 000 кв. м с кадастровым номером 25:24:000000:110 с разрешенным использованием: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - рыборазвод из земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Не согласившись с действиями департамента в части отказа в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, изложенные в письмах от 23.10.2015 N 20/06/02-17/36854, от 21.01.2016 N 20/06/02-01/779 посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По настоящему делу спор связан с вопросом о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614 и 25:24:000000:2639 из категории земель "земли запаса" в категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения". При этом установлено, что названные земельные участки сформированы из состава земель запаса и поставлены на кадастровый учет 13.03.2015 и 01.10.2015 соответственно; с заявлением о переводе земель предприниматель обратилась в администрацию Шкотовского муниципального района 29.10.2014.
В соответствии со статьей 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 названного кодекса. Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель из одной категории в другую урегулирован нормами Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
Статьей 13 названного закона N 172-ФЗ установлены особенности перевода земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель. Установлено, что перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка, в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.
Таким образом, перевод земель запаса зависит от целей дальнейшего использования земельного участка и осуществляется только после формирования земельного участка в установленном порядке.
В соответствии со статьей 2 названного закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1).
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок (часть 3).
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы: копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей - физических лиц); выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей - индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей - юридических лиц); выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (часть 4).
Копии документов, удостоверяющих личность заявителя; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Другие документы запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно (часть 4.1).
Статьей 3 названного закона N 172-ФЗ установлен порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую; основания для отказа в рассмотрении ходатайства, в том числе, если с ходатайством обратилось ненадлежащее лицо, к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.
Частью 4 этой статьи установлено, что по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт о переводе земель или земельных участков) либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую (далее также - акт об отказе в переводе земель или земельных участков) в установленные сроки.
Отказ в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8).
Основания для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлены в статье 4 закона N 172-ФЗ.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в том числе, случае: установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Таким образом, содержание указанных норм допускает отказ в рассмотрении ходатайства заинтересованного лица в переводе земельного участка (статья 3), либо отказ в соответствующем переводе (статья 4).
В данном случае спор рассматривается в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614, 25:24:000000:2639.
Как указано выше, спорные земельные участки сформированы на основании постановления администрации Шкотовского муниципального района от 11.11.2014 N 2245, которым утверждены схемы многоконтурных земельных участков на кадастровом плане территории. Земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет 13.03.2015 (площадью 186538 кв. м с кадастровым номером 25:24:000000:2614) и 01.10.2015 (площадью 195000 кв. м с кадастровым номером 25:24:000000:2639). Согласно данным кадастровых паспортов земельные участки относятся к землям запаса; разрешенное использование земельных участков определено: для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
На момент обращения предпринимателя с соответствующим заявлением (29.10.2014) спорные земельные участки были отнесены к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми с 01.03.2015 осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края, до указанной даты распоряжение осуществлялось администрацией Шкотовского муниципального района.
Приказом департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 15.01.2014 N 9 утвержден Административный регламент департамента по предоставлению государственной услуги "Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую", которым установлено, что предоставление государственной услуги по переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляет департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Согласно сведения ЕГРЮЛ к основным видам деятельности предпринимателя Девятова Л.Ф. относятся растениеводство, животноводство, воспроизводство рыбы и водных биоресурсов несельскохозяйственными товаропроизводителями.
В материалах дела представлено ходатайство от 29.10.2014 о предоставлении земельных участков с одновременным переводом их из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения, с указанием, что перевод необходим с целью обеспечения разрешенного использования земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. К ходатайству приложены: сведения о регистрации предпринимателя, кадастровые паспорта на земельные участки.
К ходатайству не приложено согласие правообладателя земельных участков на их перевод из состава земель одной категории в другую, как это прямо предусмотрено пунктом 4.1 статьи 2 ФЗ N 172-ФЗ.
То, что именно отсутствие согласия правообладателя земельного участка на соответствующий перевод земельных участков явилось основанием для отказа в рассмотрении ходатайства, следует из оспариваемого письма департамента от 23.10.2015 N 20/06/02-17/36854. При этом в письме дополнительно указано, что департаментом направлен запрос в департамент градостроительства Приморского края о возможности перевода названных земельных участков. Дополнительным основанием для отказа в переводе земельных участков указано на то, что ходатайство не содержит информацию о правах на земельные участки.
Судебные инстанции, рассматривая довод о необходимости предоставления заявителем информации о правах на земельные участки и отклоняя его, правомерно исходили из того, что сведения о земельных участках содержатся в кадастровых паспортах на них. На дату подачи ходатайства (29.10.2014) права на земельные участки не были зарегистрированы; их регистрация в виде права собственности Приморского края осуществлена 22.10.2015 и 30.10.2015, соответственно на земельные участки с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614, 25:24:000000:2639. Более того пунктом 4.1 статьи 2 ФЗ N 172-ФЗ соответствующие доказательства не относятся к перечню документов, которые подлежат направлению заинтересованным лицом.
Судами рассмотрены и правомерно отклонены доводы департамента о том, что предприниматель Девятова Л.Ф. не является надлежащим лицом, имеющим право на обращение с ходатайством о переводе земель из одной категории в другую, как основанную на неверном толковании статьи 2 ФЗ N 172-ФЗ (законодательно каких-либо ограничений в отношении заинтересованных лиц, имеющих право на подачу соответствующего ходатайства не установлено). Кроме того суд учел, что к хозяйственной деятельности предпринимателя относится деятельность в области сельского хозяйства (растениеводство, животноводство), а также то, что предпринимателем проведены работы по формированию земельных участков.
Мотивы по отсутствию согласия правообладателя на перевод земельных участков, изложенные в оспариваемом письме от 23.10.2015 N 20/06/02-17/36854, а также вопрос о необходимости такого согласия при подаче ходатайства о переводе земель (пункт 5 части 4 статьи 2 ФЗ N 172-ФЗ) судами не рассмотрены.
Вместе с тем, несмотря на отсутствие соответствующего согласия правообладателя на перевод земельных участков департамент письмом от 21.01.2016 N 20/06/02-01/779 отказал заявителю, в том числе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614, 25:24:000000:2639 на основании подпункта 3 абзаца 1 статьи 4 ФЗ N 172-ФЗ, поскольку градостроительными документами установлено несоответствие испрашиваемого целевого назначения земель, в частности земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2614 расположен в границах Многоудобенского участкового лесничества (часть участка расположена в границах функциональной зоны сельскохозяйственного использования (зоны сельскохозяйственных угодий), часть - в границах функциональной зоны рекреационного назначения (зоны лесов); земельный участок с кадастровым номером 25:24:000000:2639 расположен в границах Многоудобенского участкового лесничества (функциональная зона рекреационного назначения (зона водных объектов); оба участка расположены в границах прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны.
Отклоняя доводы о расположении земельных участков в рекреационной зоне, на землях водного и лесного фондов суды сослались на отсутствие надлежащих тому доказательств. Кроме того судами принято во внимание, что согласно схеме территориального планирования Шкотовского муниципального района Приморского края, утвержденной решением думы Шкотовского муниципального района от 17.12.2013 N 323 в границах названных земельных участков размещение объектов местного, федерального, регионального значения, а также линейных объектов не предусмотрено. Кроме того суды учли отсутствие мотивов невозможности дачи согласия департаментом на перевод спорных земельных участков. В связи с чем, суды признали незаконными действия департамента, выраженные в оспариваемых письмах.
Рассматривая вопрос о возможности перевода спорных земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, суды установили следующее.
Как указано выше, не допускается перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в том числе, случае: установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В данном случае суды установили, что землеустроительная документация по планировке территории, на которой располагаются спорные земельные участки, в том числе и об установлении красных линий существующих или планируемых границ территории общего пользования, отсутствует. Опровергающих тому доказательств в деле не представлено.
Суды учли письмо администрации Шкотовского муниципального района от 12.11.2015 N 8-2585, в котором указано, что спорные земли ранее относились к ведению Министерства сельского хозяйства, а также правовой статус земель сельскохозяйственного назначения и их использование, регламентированные статьями 77, 78 ЗК РФ. В этой связи, принимая во внимание месторасположение спорных земельных участков обоснованно указали на отсутствие каких-либо препятствий в переводе земельных участков в состав земель сельскохозяйственного назначения, при этом суды признали, что соответствующий перевод с учетом приведенных обстоятельств является целесообразным. Поэтому в качестве меры по восстановлению нарушенного права суд обязал департамент принять распоряжение о переводе земельных участков с кадастровыми номерами 25:24:000000:2614, 25:24:000000:2639 из состава земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
Данные выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам, вышеприведенным нормам права и являются правильными.
Кассационная жалоба, доводов, опровергающих, эти выводы не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями к отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Принятые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменений.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 21.09.2016, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2016 по делу N А51-1116/2016 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
С.Н.НОВИКОВА

Судьи
В.А.ГРЕБЕНЩИКОВА
Е.К.ЯШКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)