Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.08.2017 ПО ДЕЛУ N 33-5729/2017

Требование: Об устранении препятствий в предоставлении земельного участка.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что обратились в государственный орган по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, на котором располагается принадлежащий им дом, однако получили отказ, поскольку минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома не может быть меньше 0,03 га.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 августа 2017 г. по делу N 33-5729/2017


Председательствующий: Мезенцева О.П.
Строка по статотчету 130г

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Рассказовой Г.В., Дзюбенко А.А.,
при секретаре К.
рассмотрела в судебном заседании 23 августа 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истцов М.В., М.К. Б. на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым постановлено:
"М.В., М.К. в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений Администрации <...> отказать в полном объеме".
Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия
установила:

М.В. и М.К. обратились в суд с иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска об устранении препятствий в предоставлении земельного участка. В обоснование указали, что являются сособственниками жилого дома, расположенного по адресу: г. <...>, в равных долях. Указанный дом ранее располагался на земельном участке общей площадью 425 кв. м, который находился в совместном пользовании истцов и Ш. - собственником жилого дома, имеющего почтовый адрес: <...>. В <...> году Ш. из находящегося в совместном пользовании земельного участка выделила земельный участок площадью 290 кв. м с кадастровым номером N <...>, поставила его на кадастровый учет. У истцов осталась в пользовании часть земельного участка, площадью 136 кв. м. В <...> году, обратившись в Департамент имущественных отношений Администрации <...>, по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, на котором располагается принадлежащий истцам дом, последние получили отказ, поскольку минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома - не может быть меньше 0,03 га.
С учетом уточнений исковых требований просили обязать Департамент имущественных отношений Администрации города Омска предоставить в собственность М.В. и М.К. земельный участок, общей площадью 136 кв. м, местоположением: г. <...> на землях населенных пунктов для индивидуальной застройки в соответствии с действующим законодательством.
Истцы М.В. и М.К., представитель истцов Б. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска М.А. в судебном заседании участия не принимала, представила отзыв, в котором полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку образование земельного участка площадью 136 кв. м не соответствует требованиям предельных минимальных размеров образуемых земельных участков.
В судебном заседании третье лицо Ш. против удовлетворения требований не возражала.
Представитель Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истцов Б. выражает несогласие с постановленным судебным актом, просит его отменить. Указывает, что суд при принятии решения ошибочно руководствовался Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, поскольку данный нормативный акт не подлежит применению к отношениям по приобретению гражданами, имеющими в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, прав на эти земельные участки при условии, что соответствующие здания, не являются самовольными постройками и были введены в эксплуатацию до вступления в силу настоящих Правил. Отмечает, что судом не было принято во внимание, что принадлежащий истцам дом был введен в эксплуатацию в <...> году.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав третье лицо Ш., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, общей площадью 41,9 кв. м, расположенный по адресу: г. <...>, приобретен супругами М-ными <...> по договору купли-продажи. Титульным собственником по договору являлся М.В. Данный договор нотариально удостоверен, зарегистрирован в органах технической инвентаризации (л.д. 191). Согласно договору купли-продажи, дом расположен за земельном участке мерою 411 кв. м, находящемуся в совместном пользовании с Ш.
Как следует из решения мирового судьи судебного участка N <...> Центрального административного округа <...> от <...>, в <...> произведена государственная регистрация права собственности на дом, возникшего до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от <...> N 122-ФЗ.
В настоящее время указанный дом принадлежит на праве общей долевой собственности М.В. и М.К. по ? доли каждому на основании указанного выше решения мирового судьи, которым произведен раздел имущества супругов М-ных. <...> произведена государственная регистрация права собственности (л.д. 10 - 13).
Указанный объект недвижимости согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, кадастровому плану территории (выписке из государственного кадастра недвижимости) находился на земельном участке с кадастровым номером N <...>, местоположением относительно <...> площадью 411 кв. м (л.д. 32 - 35, 57 - 60). Земельный участок относился к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - земли жилой застройки.
Также на указанном земельном участке был расположен жилой дом площадью 49 кв. м, принадлежащий на праве собственности Ш. на основании нотариально удостоверенного договора дарения от <...>, зарегистрированного в органах технической инвентаризации (л.д. 65).
По заявлению Ш. департаментом имущественных отношений Администрации <...> распоряжением от <...> N <...>-р была утверждена схема расположения земельного участка, местоположение которого утверждено относительно жилого дома по <...>. Согласно указанной схеме из земельного участка с кадастровым номером N <...> площадью 411 кв. м образуется два земельных участка - площадью 290 кв. м, местоположение которого определено относительно жилого дома по <...> <...> и площадью 136 кв. м, местоположение которого определено относительно жилого дома по <...> (л.д. 63 - 64).
На основании заявления представителя Ш., межевого плана от <...>, решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> произведен государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 290 кв. м и с кадастровым номером N <...>, расположенный по адресу: <...>, общей площадью 136 кв. м.
При этом, как следует из межевого плана от <...>, с М-ными согласование образования земельных участков с кадастровыми номерами N <...>, N <...> в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером N <...> не проводилось.
Земельный участок с кадастровым номером N <...> снят с кадастрового учета <...> (л.д. 34).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N <...> статус земельного участка с кадастровым номером N <...> изменен с "учтенный" на "временный" (л.д. 42).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области от <...> N <...> земельный участок с кадастровым номером N <...> снят с кадастрового учета, так как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрированные права на данный земельный участок отсутствуют (л.д. 39, 43).
Из сведений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области следует, что сведений о правах на земельный участок, расположенный по адресу: <...> в ЕГРН отсутствуют (л.д. 73).
Согласно выписки из ЕГРН, предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, земельный участок, кадастровый N <...>, расположенный по адресу: г<...>, общей площадью 290 кв. м, принадлежит на праве собственности Ш. (л.д. 74 - 75).
В <...> году истцы обратились в департамент имущественных отношений Администрации <...> по вопросу предварительного согласования предоставления земельного участка, местоположением относительно <...>.
<...> департамент отказал истцам в согласовании предоставления спорного земельного участка, поскольку площадь образуемого земельного участка не соответствует предельному минимальному размеру, что в силу ст. 11.9, п. 16 ст. 11.10, п. п. п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ является основанием для отказа в утверждении схемы и предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 14).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований об обязании департамента предоставить земельный участок по следующим основаниям.
Статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Департамент имущественных отношений Администрации <...> действует в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Администрации <...>, утвержденным решением Омского городского совета N <...> от <...>, согласно которому департамент является органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности <...>, земельных участков, расположенных на территории <...>, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которыми осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от <...> N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки образуются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2 ЗК РФ).
В соответствии с законодательством в отношении земельных участков в зависимости от их целевого назначения и разрешенного использования устанавливаются их предельные минимальные и максимальные размеры.
Вновь образованные земельные участки, сохраняя целевое назначение и разрешенное использование исходного земельного участка, должны соответствовать предельным минимальным и максимальным размерам соответствующих земельных участков.
Указанные законоположения соответствуют положениям пункта 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от <...> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

















































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)