Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 17АП-10077/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А60-15984/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. N 17АП-10077/2017-ГК

Дело N А60-15984/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 августа 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Дюкина В.Ю., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Габовой Е.А.,
при участии
от истца: Пестиков С.М., представитель по доверенности, паспорт,
от ответчика: не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации Камышловского муниципального района,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2011 года, принятое судьей Ваниным П.Б.,
по делу N А60-15984/2017
по иску Администрации Камышловского муниципального района
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области
о признании отсутствующим права собственности на земельный участок,
установил:

Администрация Камышловского муниципального района (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (далее - Департамент, ответчик), в котором просила:
- - признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900 площадью 183 592 кв. м, расположенный в выделах 7, 9, 12, 13, 17, 18 квартала 6 и выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, исключив его из состава единого землепользования участка с кадастровым номером 66:13:0000000:283, декларированной площадью 385 800 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, Камышловский район, территория лесного фонда ГУСО "Камышловское лесничество" Свердловской области;
- - обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области исключить из государственного лесного реестра и внести соответствующую запись об исключении из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:13:1601001:900 площадью 183 592 кв. м, расположенном в выделах 7, 9, 12, 13, 17, 18 квартала 6 и выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, по адресу: Свердловская область, Камышловский район, территория лесного фонда ГУСО "Камышловское лесничество" Свердловской области;
- - обязать Департамент лесного хозяйства Свердловской области внести изменения в договор аренды с индивидуальным предпринимателем Розиным Алексеем Григорьевичем в части исключения из договора аренды части лесного участка, расположенного в выделах 1, 7, 13, 15 квартала 7 урочища АОЗТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества, имеющего наложение на земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец заявил отказ от требования об обязании ответчика внести изменения в договор аренды с индивидуальным предпринимателем Розиным А.Г., который принят арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, производство по делу в указанной части прекращено в соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 24.05.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обжаловала решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, Решение малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов N 53 от 16.06.1992 и постановление Главы администрации Октябрьского сельсовета N 6 от 30.04.1993 трактуются судом исключительно в пользу ответчика. Указывает, что данное решение N 53 от 16.06.1992 содержит сведения, согласно которым спортивная база, как объект социальной сферы, была передана в собственность Октябрьского сельского совета народных депутатов, то есть в муниципальную собственность; часть земельного участка, являющегося муниципальной собственностью (на основании пункта 5 Решения малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов N 53 от 16.06.1992), передавалась в пользование Районной ДЮСШ для целей непосредственно связанных с деятельностью организации - организация развития физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании. Полагает, что названным постановлением не решалась и не могла решаться судьба земель лесного фонда ввиду того, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению землями лесного фонда, относящимися к федеральной собственности. Считает, что вывод о праве собственности Российской Федерации на лесной участок сделан судом без учета наличия Свидетельства о государственной регистрации права собственности муниципального образования Камышловский муниципальный район на спорный земельный участок (серия 66 АЖ N 860015 от 26.02.2015). Указывает, что спорный земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда, что подтверждается распоряжением Правительства Свердловской области N 54-РП от 23.01.2014 "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов", а также зарегистрированным правом собственности на земельный участок.
Ответчик в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы жалобы.
Ответчик о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения материалов дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 38580 га с кадастровым номером 66:13:0000000:283 в кадастровом квартале 65:223:11:0026, категория земель: земли лесного фонда с местоположением: Российская Федерация, Свердловская область, территория лесного фонда ГУ СО "Камышловское лесничество" Свердловской области (свидетельство о государственной регистрации права серии 66 АГ N 340099, запись регистрации от 22.11.2008 N 66-66-20/015/2008-871) (далее - лесной участок).
За муниципальным образованием "Камышловский муниципальный район" зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 183592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, категория земель: земли особо охраняемых природных территорий и объектов, разрешенное использование: для строительства лыжной трассы, по адресу: Российская Федерация, Свердловская область, Камышловский район, п. Октябрьский, западная часть кадастрового квартала 66:13:1601001 (запись регистрации от 26.02.2015 N 66-66/020-66/020/661/2015-132/1) (далее - земельный участок).
Истец указывает на то, что в июне 1992 года по решению Камышловского районного Совета народных депутатов в ходе реорганизации совхоза "Калиновский" спортивная (лыжная) база передана в собственность Октябрьского сельсовета народных депутатов.
Постановлением Главы Администрации Октябрьского сельсовета от 30.04.1993 N 6 ДЮСШ Камышловского района передан в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 2,75 га, включающий в себя территорию лыжной базы и лыжную трассу.
В 2013 году за счет средств местного бюджета построено новое здание лыжной базы, Администрацией МО Камышловский муниципальный район выполнены инженерные изыскания, разработана проектно-сметная документация на объект "Лыжероллерная трасса лыжной базы ДЮСШ по ул. Новая, 17 в поселке Октябрьский Камышловского района Свердловской области", на которую получено положительное заключение госэкспертизы, разработана рабочая документация на данный объект.
Строительство указанного социально значимого объекта предполагалось на земельном участке площадью 183592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, находящемся в муниципальной собственности и переданного на праве постоянного (бессрочного) пользования ДЮСШ Камышловского района.
Указанный земельный участок распоряжением Правительства Свердловской области N 54-РП от 23.01.2014 переведен в категорию земель особо охраняемых природных территорий и объектов с разрешенным использованием: для строительства лыжной базы. 17.03.2015 выдано разрешение на строительство, 26.09.2016 заключен муниципальный контракт на выполнение строительных работ со сроками выполнения до 01.11.2017.
В ходе работ по строительству объекта обнаружено наложение земельного участка площадью 183592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900 с земельным участком, право на которое зарегистрировано за Российской Федерацией.
Администрация обратилась в Департамент лесного хозяйства Свердловской области с просьбой об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке площадью 183592 кв. м с кадастровым номером 66:13:1601001:900, но в письме от 22.03.2017 получила отказ, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности истцом наличия оснований для возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Из положений пункта 1 статьи 131 ГК РФ следует, что право собственности и иные вещные права на землю подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно правовой позиции, отраженной в пункте 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
Нормами статьи 71 АПК РФ установлено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно выписке от 26.04.2017 из Единого государственного реестра недвижимости, лесной участок является актуальным, ранее учтенным, относится к землям лесного фонда, его границы не установлены в соответствии с законодательством, право собственности на этот участок возникло у Российской Федерации 22.11.2008.
При этом лесной участок включен в лесной реестр, в материалах дела имеется выписка N 25-вн от 17.03.2017.
ФГУ "Свердловсксельлес" Министерства сельского хозяйства РФ в 2003 году разработан проект организации и ведения лесного хозяйства АОЗТ "Калиновское" Камышловского сельского лесхоза.
Помимо этого, Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 31.12.2008 N 1745 утвержден лесохозяйственный регламент Камышловского лесничества Свердловской области. Из этого регламента следует, что по своим качественным характеристикам участок должен относиться к лесным участкам, поскольку на участке располагаются лесные насаждения и неразрывно связанные с ними участки, не покрытые лесом.
Право собственности Российской Федерации на лесной участок в совокупности подтверждается: Выпиской из государственного лесного реестра, планом лесонасаждений, планшетом лесонасаждений, таксационным описанием, схемой расположения земельного участка.
Судом отмечено, что ни один из этих документов истцом не оспорен.
Исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок полностью входит в состав лесного участка, принадлежащего Российской Федерации, и располагается на землях лесного фонда.
Сведения о том, каким образом указанный земельный участок с кадастровым номером 66:13:1601001:900 исключен из земель государственного лесного фонда, в Департаменте лесного хозяйства Свердловской области отсутствуют и в материалы дела не представлены.
Ранее земельный участок истца был закреплен решением малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов N 53 от 16.06.1992 за АЗОТ "Калиновское" в составе площади 2585 га, закрепленной указанному акционерному обществу в постоянное (бессрочное) пользование.
Из материалов усматривается, что земли, отведенные указанному акционерному обществу в постоянное (бессрочное) пользование площадью 2585 га, могли использоваться для эксплуатации сельских лесов. При этом в состав таких земель включаются земли как покрытые, так и непокрытые лесом.
Постановлением Главы Администрации Октябрьского сельсовета N 6 от 30.04.1993 часть этих земель была передана в постоянное (бессрочное) пользование районной ДЮСШ без изъятия из земель лесного фонда.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что земельный участок истца относится к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и отнесен к землям лесного фонда.
При этом доказательства того, что земельный участок истца был изъят из земель государственного лесного фонда в соответствии с законодательством, в материалах дела отсутствуют.
Помимо этого, само владение АЗОТ "Калиновское" землями гослесфонда было прямо предусмотрено действовавшим ранее законодательством.
Так, согласно статье 114 Земельного кодекса РСФСР (1970 г.) государственные лесохозяйственные предприятия, организации и учреждения по решению исполнительных комитетов районных или городских Советов народных депутатов могли предоставлять не используемые для нужд лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности сельскохозяйственные угодья из имеющихся в их пользовании земель государственного лесного фонда колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам во временное пользование для сельскохозяйственных целей, если такое пользование было совместимо с интересами лесного хозяйства.
В письме от 22.03.2017 N 24-08-14/2503 Департамент лесного хозяйства Свердловской области в ответ на письмо N 01-443 от 03.03.2017 пояснил Главе Администрации Камышловского муниципального района, что кварталы 6 и 7 урочища АЗОТ "Калиновское" Камышловского участкового лесничества входят в состава лесного земельного участка с кадастровым номером 66:13:0000000:283, на который зарегистрировано право собственности Российской Федерации, изменение документированной информации в государственном лесном реестре осуществляется на основании документов, перечень которых установлен пунктом 2 Приказа Минприроды России N 496 от 11.11.2013 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменении", границы лесничеств и лесопарков, независимо от категории земель, на которой расположены леса, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральным агентством лесного хозяйства.
Представленные истцом в материалы дела решение малого Совета Камышловского районного Совета народных депутатов N 53 от 16.06.1992, Постановление Главы Администрации Октябрьского сельсовета N 6 от 30.04.1993, распоряжение Правительства Свердловской области N 54-РП от 23.01.2014 "О переводе земельного участка из категории земель запаса в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов", Постановление Правительства Свердловской области N 116-ПП от 16.02.2017, Постановление Главы Муниципального образования Камышловский муниципальный район N 305 от 17.04.2014, правомерно не приняты судом, поскольку они не относятся к документам, перечисленным в пункте 2 Приказа Минприроды России N 496 от 11.11.2013.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно счел что, указанные документы не могут служить основаниями для законного возникновения права собственности муниципального образования на земли, которые относятся к собственности Российской Федерации.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом обстоятельств возникновения права муниципальной собственности на спорный участок.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены апелляционной инстанцией в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда от 24.05.2017 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 24 мая 2017 года по делу N А60-15984/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
В.В.СЕМЕНОВ
Судьи
В.Ю.ДЮКИН
Т.В.МАКАРОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)