Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 (под председательством судьи Коптева М.Б.),
по исковому заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ОГРН 1091516001708, ИНН 1516620419)
к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), муниципальному казенному учреждению "Владикавказский городской лес - Экология" (ИНН 1515912730, ОГРН 1071515014966),
третье лицо: комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1071516000192, ИНН 1516612591),
о признании права федеральной собственности на земельный участок и об истребовании его в собственность Российской Федерации,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - ТУ Росимущества в РСО-Алания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - АМС г. Владикавказ, администрация) и муниципальному казенному учреждению "Владикавказский городской лес - Экология" (далее - МКУ "Владикавказский городской лес - Экология", учреждение), третьи лица - комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет) о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143, площадью 74288 +/- 95 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Владикавказский лесхоз, Редантское лесничество, квартал 41, об истребовании у МКУ "Владикавказский городской лес - Экология" в казну Российской Федерации спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что уполномоченными на распоряжение земельными участками органами не принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность или во владение и пользование. Следовательно, собственником спорного земельного участка в силу закона является Российская Федерация, а АМС г. Владикавказа не вправе была им распоряжаться.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 30.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что сам по себе факт проведения лесоустройства комитетом в отношении спорного лесного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Кроме того, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, категория земель: земли лесного фонда и разрешенный вид использования: для лесохозяйственного производства материалами дела не подтверждены. Апеллянт ссылается на то, что генеральным планом городского округа спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, в связи с чем он утрачивает статус земель лесного фонда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 19.10.2015 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением АМС г. Владикавказа от 22.06.2012 N 1045 из земель населенных пунктов МКУ "Владикавказский городской лес-Экология" для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143 площадью 7,4288 га, расположенный в РСО-Алания, г. Владикавказ, Владикавказский лесхоз, Редантское лесничество, квартал 41.
Право постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка зарегистрировано учреждением в Управлении Росреестра по РСО-А 20.07.2012, о чем выдано свидетельство серии 15 АБ N 030318.
ТУ Росимущества в РСО-Алания посчитав, что зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования нарушены права Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя требования ТУ Росимущества в РСО-Алания, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок относится к землям Редантского лесничества (41 квартал) и имеет вид разрешенного использования земли, занятые городскими лесами, что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также представленной в материалы дела копией кадастрового дела (том 1, л.д. 13, 60-74).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Следовательно, в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
В обоснование права муниципальной собственности на спорный участок администрация ссылается на генеральный план городского округа, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143 вошел в границы населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции находит данный довод администрации ошибочным.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в случае, изменения границ населенного пункта, частью 3 данной статьи устанавливается, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 названного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случаях, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относятся вопросы рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов городов Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовки заключений в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, согласование с комитетом лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания проекта генерального плана городского округа на момент его утверждения не производилось.
Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов), в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 данной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, установил, что доказательства принятия Правительством Российской Федерации распоряжений, на основании которых спорный земельный участок утратил бы статус земель лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд не принял во внимание положения Генерального плана муниципального образования г. Владикавказ.
Иных доказательств в соответствии с которыми спорный земельный участок мог быть отнесен к землям населенных пунктов и в связи с чем право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок могло быть признано отсутствующим, апеллянтом в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Таким образом, правом на истребование спорного земельного участка из чужого незаконного владения обладает Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в РСО-Алания.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования ТУ Росимущества в РСО-Алания, признал право федеральной собственности на спорный земельный участок и истребовал его в казну Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок материалами дела не подтверждено, подлежит отклонению на основании следующего. Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.12.2014 по делу N А61-2333/2014, имеющему в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что собственником спорного земельного участка в силу закона является Российская Федерация. Кроме того, распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания на основании которых спорный земельный участок утратил бы статус земель лесного фонда, принято не было.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. В связи с чем апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на администрацию, но взысканию не подлежат, поскольку администрация в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2015 N 16АП-3355/2015 ПО ДЕЛУ N А61-675/2015
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. по делу N А61-675/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2015 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Луговой Ю.Б., судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации местного самоуправления г. Владикавказа
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 (под председательством судьи Коптева М.Б.),
по исковому заявлению территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (ОГРН 1091516001708, ИНН 1516620419)
к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (ИНН 1501002346, ОГРН 1021500578087), муниципальному казенному учреждению "Владикавказский городской лес - Экология" (ИНН 1515912730, ОГРН 1071515014966),
третье лицо: комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (ОГРН 1071516000192, ИНН 1516612591),
о признании права федеральной собственности на земельный участок и об истребовании его в собственность Российской Федерации,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет,
установил:
территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Северная Осетия - Алания (далее - ТУ Росимущества в РСО-Алания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к администрации местного самоуправления г. Владикавказа (далее - АМС г. Владикавказ, администрация) и муниципальному казенному учреждению "Владикавказский городской лес - Экология" (далее - МКУ "Владикавказский городской лес - Экология", учреждение), третьи лица - комитет лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - комитет) о признании права федеральной собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143, площадью 74288 +/- 95 кв. м, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, Владикавказский лесхоз, Редантское лесничество, квартал 41, об истребовании у МКУ "Владикавказский городской лес - Экология" в казну Российской Федерации спорный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт мотивирован тем, что уполномоченными на распоряжение земельными участками органами не принималось решение о передаче спорного земельного участка какому-либо субъекту в собственность или во владение и пользование. Следовательно, собственником спорного земельного участка в силу закона является Российская Федерация, а АМС г. Владикавказа не вправе была им распоряжаться.
Не согласившись с вынесенным решением, администрация обратилась в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение от 30.06.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт. Апеллянт ссылается на то, что сам по себе факт проведения лесоустройства комитетом в отношении спорного лесного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с частью 1 статьи 67 Земельного кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Кроме того, право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, категория земель: земли лесного фонда и разрешенный вид использования: для лесохозяйственного производства материалами дела не подтверждены. Апеллянт ссылается на то, что генеральным планом городского округа спорный земельный участок переведен в категорию земель населенных пунктов, в связи с чем он утрачивает статус земель лесного фонда.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 19.10.2015 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением АМС г. Владикавказа от 22.06.2012 N 1045 из земель населенных пунктов МКУ "Владикавказский городской лес-Экология" для благоустройства территории, использования, охраны, защиты и воспроизводства городской лесопарковой зоны в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143 площадью 7,4288 га, расположенный в РСО-Алания, г. Владикавказ, Владикавказский лесхоз, Редантское лесничество, квартал 41.
Право постоянного (бессрочного) пользования спорного земельного участка зарегистрировано учреждением в Управлении Росреестра по РСО-А 20.07.2012, о чем выдано свидетельство серии 15 АБ N 030318.
ТУ Росимущества в РСО-Алания посчитав, что зарегистрированным правом постоянного (бессрочного) пользования нарушены права Российской Федерации, как собственника спорного земельного участка, обратилось в суд с заявленными требованиями.
Удовлетворяя требования ТУ Росимущества в РСО-Алания, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок относится к землям Редантского лесничества (41 квартал) и имеет вид разрешенного использования земли, занятые городскими лесами, что подтверждается кадастровой выпиской на данный земельный участок, а также представленной в материалы дела копией кадастрового дела (том 1, л.д. 13, 60-74).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Следовательно, в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
В обоснование права муниципальной собственности на спорный участок администрация ссылается на генеральный план городского округа, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 15:09:0032901:143 вошел в границы населенных пунктов.
Суд апелляционной инстанции находит данный довод администрации ошибочным.
В соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о переводе земель установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
При этом в случае, изменения границ населенного пункта, частью 3 данной статьи устанавливается, что сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органами, указанными в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 1 статьи 11 названного Закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения.
Процедура подготовки, рассмотрения и утверждения генерального плана поселения регулируется статьями 23, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случаях, когда предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Согласно пунктам 5, 6 Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, для рассмотрения и представления заключения в части вопросов, входящих в компетенцию этого уполномоченного отраслевого органа.
Таким федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства, в силу Положения о федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Согласно пункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства относятся вопросы рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов городов Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовки заключений в пределах своей компетенции.
Учитывая изложенное, апелляционный суд пришел к выводу, что законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, при изменении границ населенных пунктов, исключительно по согласованию с собственником - Российской Федерацией в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Как усматривается из материалов дела, согласование с комитетом лесного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания проекта генерального плана городского округа на момент его утверждения не производилось.
Кроме того, обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов), в части согласования данного вопроса со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, подтверждается правовой позицией, высказанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 4 данной статьи муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства, установил, что доказательства принятия Правительством Российской Федерации распоряжений, на основании которых спорный земельный участок утратил бы статус земель лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд не принял во внимание положения Генерального плана муниципального образования г. Владикавказ.
Иных доказательств в соответствии с которыми спорный земельный участок мог быть отнесен к землям населенных пунктов и в связи с чем право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок могло быть признано отсутствующим, апеллянтом в материалы дела не представлено.
Таким образом, в соответствии с пунктом 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. Таким образом, правом на истребование спорного земельного участка из чужого незаконного владения обладает Российская Федерация в лице ТУ Росимущества в РСО-Алания.
Следовательно, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования ТУ Росимущества в РСО-Алания, признал право федеральной собственности на спорный земельный участок и истребовал его в казну Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок материалами дела не подтверждено, подлежит отклонению на основании следующего. Согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 08.12.2014 по делу N А61-2333/2014, имеющему в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, установлено, что собственником спорного земельного участка в силу закона является Российская Федерация. Кроме того, распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации или Правительством Республики Северная Осетия - Алания на основании которых спорный земельный участок утратил бы статус земель лесного фонда, принято не было.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. В связи с чем апелляционная жалоба администрации удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на администрацию, но взысканию не подлежат, поскольку администрация в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 30.06.2015 по делу N А61-675/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Председательствующий
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Ю.Б.ЛУГОВАЯ
Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)