Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании 08.06.2017:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "Коренево" - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - Гуляевой К.О. (представителя по доверенности от 11.10.2016),
от Федерального агентства научных организаций - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 по делу N А41-87975/16, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Коренево" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление), в котором просило:
- - признать незаконным отказ управления в прекращении постоянного (бессрочного) пользования предприятия земельными участками с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7; 50:30:0030315:1; 50:30:0030308:309; 50:30:0030213:74, выраженный в письме от 31.10.2016 N ЕП/11-9711;
- - обязать управление прекратить право постоянного (бессрочного) пользования предприятия данными земельными участками.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании 08.06.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 08.06.2017 в отсутствие представителей предприятия, ФАНО России.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 09.07.1998 N 1371 с учетом изменений, внесенных постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 14.09.2000 N 2182, ОПХ "Коренево" для ведения сельскохозяйственного производства из земель фонда администрации Егорьевского района в постоянное (бессрочное) пользование переданы:
- - участок 1 площадью 449 га - сенокосы 352,1 га, пастбища 76,5 га, покрытые лесом 0,3 га, под водой 18,4 га, под дорогами 1,7 га;
- - участок 2 общей площадью 109,0 га - пастбища 183,2 га, под водой 5,0 га, под дорогами 1,1 га;
- - участок 3 общей площадью 109,0 га - сенокосы 52,0 га, под водой 5,0 га, под дорогами 0,8 га.
Согласно представленным в дело копиям свидетельств о государственной регистрации право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанные земельные участки зарегистрировано 06.04.2001.
Предоставленные предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.01.2006:
- - земельный участок площадью 4 490 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 1, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030315:1;
- - земельный участок площадью 578 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 4, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030213:74;
- - земельный участок площадью 1 893 000 кв. м, адрес (местоположение): Московская обл., Егорьевский р-н, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030316:7;
- - земельный участок площадью 1 090 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 3, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030308:309 (далее).
Границы перечисленных земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации определены не были.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России, последнее согласовало предприятию отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на упомянутые земельные участки.
Получив такое согласование ФАНО России, предприятие 06.10.2016 обратилось в управление с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7, 50630:0030315:1, 50:30:0030308:309, 50:30:0030213:74.
Письмом от 31.10.2016 управление сообщило предприятию об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на эти земельные участки. Отказ мотивирован тем, что границы данных земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, право собственности Российской Федерации не оформлено, в связи с чем вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть рассмотрен управлением только после проведения соответствующих межевых работ и оформления права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Не согласившись с управлением, предприятие 15.12.2016 оспорило данный отказ от 31.10.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование в настоящее время регламентируется статьей 39.9 Земельного кодекса.
В силу пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно пункту 5.35(2) этого Положения Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 данного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
- В силу пункта 4.1.19 названного Положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка;
- Компетенция управления также определена Положением о Территориальном управлении Росимущества в Московской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66.
Согласно пункту 2 раздела I данного Положения управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества).
В соответствии с пунктом 4.1.19 этого Положения управление наделено полномочиями принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Полномочий управления принимать такие решения в случаях, когда на земельный участок не зарегистрировано право собственности Российской Федерации и не установлены границы земельного участка, названные Положения не предусматривают.
Поскольку в данном случае границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, право собственности Российской Федерации на них не зарегистрировано, у управления не имелось полномочий для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанные земельные участки по заявлению предприятия.
Более того, как правомерно отмечает управление, поскольку управление в силу указанных норм Положений обладает полномочиями прекращения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, только в случаях, когда 1) границы земельных участков установлены в соответствии с нормами действующего законодательства и 2) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на эти участки, отступление от данных норм может повлечь превышение должностных полномочий, которые могут быть квалифицированы как преступление, состав которого предусмотрен статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и повлечь соответствующую уголовную ответственность должностных лиц управления в случае принятия ими решения о принятии отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
С выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7, 50:30:0030315:1, 50:30:0030308:309, 50:30:0030213:74 не свидетельствует об отсутствии права собственности на них Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования предприятия, положенным в основание решения о признании незаконным оспариваемого отказа управления, согласиться нельзя, поскольку в данном случае речь идет не о наличии или отсутствии правовых оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на упомянутые земельные участки, а о наличии или отсутствии у управления полномочий на принятие такого решения.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенными нормами Земельного кодекса и указанных Положений у управления полномочий на принятие решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования названными земельными участками по заявлению предприятия не имелось, о чем управление, по сути, и сообщило предприятию в оспариваемом отказе.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что подобных ограничений полномочий, имеющихся у управления (...в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка), у Росимущества не имеется, однако предприятие в данном случае оспаривает отказ управления. И, как пояснил представитель управления в судебном заседании апелляционного суда 08.06.2017, предприятие подало заявление (отказ в удовлетворении которого оспаривается по настоящему делу) именно в управление, а не в Росимущество.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 по делу N А41-87975/16 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 10АП-4928/2017 ПО ДЕЛУ N А41-87975/16
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А41-87975/16
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании 08.06.2017:
от заявителя по делу - федерального государственного унитарного предприятия "Коренево" - извещено, представитель не явился,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области - Гуляевой К.О. (представителя по доверенности от 11.10.2016),
от Федерального агентства научных организаций - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 по делу N А41-87975/16, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
федеральное государственное унитарное предприятие "Коренево" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление), в котором просило:
- - признать незаконным отказ управления в прекращении постоянного (бессрочного) пользования предприятия земельными участками с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7; 50:30:0030315:1; 50:30:0030308:309; 50:30:0030213:74, выраженный в письме от 31.10.2016 N ЕП/11-9711;
- - обязать управление прекратить право постоянного (бессрочного) пользования предприятия данными земельными участками.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель управления в судебном заседании 08.06.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании 08.06.2017 в отсутствие представителей предприятия, ФАНО России.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя управления, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 09.07.1998 N 1371 с учетом изменений, внесенных постановлением Главы Егорьевского района Московской области от 14.09.2000 N 2182, ОПХ "Коренево" для ведения сельскохозяйственного производства из земель фонда администрации Егорьевского района в постоянное (бессрочное) пользование переданы:
- - участок 1 площадью 449 га - сенокосы 352,1 га, пастбища 76,5 га, покрытые лесом 0,3 га, под водой 18,4 га, под дорогами 1,7 га;
- - участок 2 общей площадью 109,0 га - пастбища 183,2 га, под водой 5,0 га, под дорогами 1,1 га;
- - участок 3 общей площадью 109,0 га - сенокосы 52,0 га, под водой 5,0 га, под дорогами 0,8 га.
Согласно представленным в дело копиям свидетельств о государственной регистрации право постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанные земельные участки зарегистрировано 06.04.2001.
Предоставленные предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.01.2006:
- - земельный участок площадью 4 490 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 1, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030315:1;
- - земельный участок площадью 578 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 4, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030213:74;
- - земельный участок площадью 1 893 000 кв. м, адрес (местоположение): Московская обл., Егорьевский р-н, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030316:7;
- - земельный участок площадью 1 090 000 кв. м, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Московская обл., Егорьевский р-н, уч. 3, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, кадастровый номер 50:30:0030308:309 (далее).
Границы перечисленных земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации определены не были.
Согласно выписке из протокола заседания комиссии ФАНО России по рассмотрению вопросов использования, распоряжения федеральным имуществом, особо ценным движимым имуществом и сделок с ним, закрепленным за организациями, подведомственными ФАНО России, последнее согласовало предприятию отказ от права постоянного (бессрочного) пользования на упомянутые земельные участки.
Получив такое согласование ФАНО России, предприятие 06.10.2016 обратилось в управление с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7, 50630:0030315:1, 50:30:0030308:309, 50:30:0030213:74.
Письмом от 31.10.2016 управление сообщило предприятию об отказе в прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на эти земельные участки. Отказ мотивирован тем, что границы данных земельных участков в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, право собственности Российской Федерации не оформлено, в связи с чем вопрос о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть рассмотрен управлением только после проведения соответствующих межевых работ и оформления права собственности Российской Федерации на земельные участки.
Не согласившись с управлением, предприятие 15.12.2016 оспорило данный отказ от 31.10.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене с принятием по делу нового судебного акта ввиду следующего.
Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование в настоящее время регламентируется статьей 39.9 Земельного кодекса.
В силу пункта 3 статьи 53 Земельного кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В соответствии с пунктом 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Согласно пункту 5.35(2) этого Положения Росимущество принимает решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 4 данного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
- В силу пункта 4.1.19 названного Положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка;
- Компетенция управления также определена Положением о Территориальном управлении Росимущества в Московской области, утвержденным Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 66.
Согласно пункту 2 раздела I данного Положения управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества).
В соответствии с пунктом 4.1.19 этого Положения управление наделено полномочиями принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о прекращении прав на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка.
Полномочий управления принимать такие решения в случаях, когда на земельный участок не зарегистрировано право собственности Российской Федерации и не установлены границы земельного участка, названные Положения не предусматривают.
Поскольку в данном случае границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, право собственности Российской Федерации на них не зарегистрировано, у управления не имелось полномочий для принятия решения о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на указанные земельные участки по заявлению предприятия.
Более того, как правомерно отмечает управление, поскольку управление в силу указанных норм Положений обладает полномочиями прекращения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, только в случаях, когда 1) границы земельных участков установлены в соответствии с нормами действующего законодательства и 2) зарегистрировано право собственности Российской Федерации на эти участки, отступление от данных норм может повлечь превышение должностных полномочий, которые могут быть квалифицированы как преступление, состав которого предусмотрен статьей 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, и повлечь соответствующую уголовную ответственность должностных лиц управления в случае принятия ими решения о принятии отказа от права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки.
С выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие государственной регистрации прав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:30:0030316:7, 50:30:0030315:1, 50:30:0030308:309, 50:30:0030213:74 не свидетельствует об отсутствии права собственности на них Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования предприятия, положенным в основание решения о признании незаконным оспариваемого отказа управления, согласиться нельзя, поскольку в данном случае речь идет не о наличии или отсутствии правовых оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования предприятия на упомянутые земельные участки, а о наличии или отсутствии у управления полномочий на принятие такого решения.
В рассматриваемом случае в соответствии с приведенными нормами Земельного кодекса и указанных Положений у управления полномочий на принятие решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования названными земельными участками по заявлению предприятия не имелось, о чем управление, по сути, и сообщило предприятию в оспариваемом отказе.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что подобных ограничений полномочий, имеющихся у управления (...в случае если на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке право собственности Российской Федерации и установлены границы земельного участка), у Росимущества не имеется, однако предприятие в данном случае оспаривает отказ управления. И, как пояснил представитель управления в судебном заседании апелляционного суда 08.06.2017, предприятие подало заявление (отказ в удовлетворении которого оспаривается по настоящему делу) именно в управление, а не в Росимущество.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 17.02.2017 по делу N А41-87975/16 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)