Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.08.2016 ПО ДЕЛУ N 33-16101/2016

Требование: О признании права собственности на земельный участок.

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец является собственником земельного участка. К основному земельному участку плотно прилегает земельный участок, который истец также обрабатывает и использует в своих целях; указанный участок не является территорией общего пользования и не выходит за пределы красных линий.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 августа 2016 г. по делу N 33-16101/2016


Справка: судья Мустафина Д.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г., по иску М.В.П. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя М.В.П. - Т.Р.Р., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:

М.В.П. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о признании права собственности на земельный участок площадью... кв. м (прирезок), по адресу: адрес.
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером N..., площадью... кв. м, по адресу: адрес.
К основному земельному участку плотно прилегает земельный участок площадью... кв. м, который истец также обрабатывает и использует в своих целях, указанный участок не является территорией общего пользования и не выходит за пределы "красных линий".
Истец полагает, что имеет право на предоставление испрашиваемого земельного участка в собственность.
Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г. постановлено:
исковые требования М.В.П. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за М.В.П. право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью... кв. м.
Данное решение является основанием для регистрации за М.В.П. права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, площадью... кв. м, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
В апелляционной жалобе Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец М.В.П., представитель ответчика - Администрации города, представители третьих лиц - Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации города), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец на основании договора дарения от дата, постановления главы администрации Федоровского сельского совета Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан от дата N..., договора дарения от дата, является собственником земельного участка с кадастровым номером N..., площадью... кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную, а также расположенного на нем жилого дома по адресу: адрес.
М.В.П. дата обратился в Администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка площадью... кв. м (прирезок), по адресу: адрес.
Письмом УЗИО Администрации города от дата за N... М.В.П. указано на необходимость обращения в УЗИО Администрации города с заявлением о перераспределении земельных участков и приложением документов. При этом, М.В.П. разъяснены положения п. 8 ст. 11.10, п. 2 ст. 39.29, п. 3 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для обращения М.В.П. с иском о признании права собственности на испрашиваемый земельный участок.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что истец, будучи собственником земельного участка с кадастровым номером N..., расположенного рядом с испрашиваемым земельным участком, правомерно осуществляет пользование земельным участком площадью... кв. м, поскольку постановлением главы администрации Федоровского сельского совета адрес от дата М.В.П. выделен и закреплен земельный участок размером... га по спорному адресу, но в силу определенных обстоятельств на кадастровый учет поставлен только земельный участок с кадастровым номером N... общей площадью... кв. м, таким образом, к истцу одновременно с приобретением права собственности на земельный участок площадью... кв. м перешло право владения на земельный участок, занятый площадью... кв. м.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку судом допущены существенные нарушения норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (ст. ст. 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктами 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.
Одним из оснований отказа, предусмотренных подпунктом 1 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, является подача заявления о перераспределении земельных участков в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда допускается перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 10 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Однако истец при обращении в Администрацию города с соответствующим заявлением, на случаи перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотренные п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ, не ссылался. Соглашение между уполномоченным органом и истцом о перераспределении земельных участков не достигнуто, проект межевания территории не приложен и не утвержден, к заявлению утвержденная схема расположения земельного участка не прикладывалась.
При этом Администрация города разъяснила истцу о необходимости обращения с заявлением о перераспределении земельных участков в УЗИО Администрации города, что истцом сделано не было.
Понуждение Администрации города передать истцу в собственность земельный участок влечет нарушение приведенного законодательства, прав и законных интересов муниципального образования.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 39 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Нормы Земельного кодекса РФ в редакции, действующей с 1 марта 2015 г., предусматривают, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 пп. 1 ст. 39.1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2); если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п. 1 ст. 39.20); для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, совместно обращаются в уполномоченный орган (п. 5 ст. 39.20); любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (п. 6 ст. 39.20).
Из представленных материалов дела установлено, что на основании постановления главы администрации Федоровского сельского Совета Калининского района г. Уфы Республики Башкортостан от дата, М.В.П. выделен земельный участок размером... га с правом строительства индивидуального жилого дома и надворных построек в адрес (л.д. 26).
Впоследствии, выделенный К.В.П. земельный участок площадью... кв. м, поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый N....
В результате проведения кадастровых работ в дата., из земельного участка с кадастровым номером N... образованы два земельных участка с кадастровыми номерами N..., площадью... кв. м, N..., площадью... кв. м, сведения о вновь образованных земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости дата, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка от дата N... (л.д. 6-8).
Доказательств того, что испрашиваемый земельный участок когда-либо предоставлялся истцу на каком-либо праве не представлено, при этом истец не ссылался на предоставление, выделение спорного земельного участка площадью... кв. м на каком-либо праве. Документов подтверждающих выделение М.В.П. земельного участка площадью... кв. м (... кв. м +... кв. м +... кв. м), истцом не представлено.
Прав на объекты недвижимого имущества на спорном земельном участке истец не имеет, доказательств строительства истцом на спорном земельном участке объекта недвижимости, зарегистрированного в установленном законом порядке, не представлено.
На момент вынесения обжалуемого решения земельный участок площадью... кв. м, который по мнению истца должен быть ему предоставлен, не сформирован, границы участка в установленном законом порядке не определены, сведения о земельном участке площадью... кв. м внесены в государственный кадастр недвижимости лишь дата, при этом отражено, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline.
Исковые требования М.В.П. по сути, направлены на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков в собственность.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для признания права собственности М.В.П. на испрашиваемый земельный участок отсутствуют, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований М.В.П. о признании права собственности на земельный участок площадью... кв. м (прирезок), расположенный по адресу: адрес.
Руководствуясь ст. ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:

решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 11 ноября 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М.В.П. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок площадью... кв. м (прирезок), расположенный по адресу: адрес - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)