Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ИНН 667205030606, ОГРН 315665800060705) к Территориальному Управлению Росимущества в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" о признании незаконным решения государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя Сафонов Д.Н., представитель по доверенности от 07.04.2017 г.,
от заинтересованного лица Сажина Н.В., представитель по доверенности N АР-13031/03 от 11.11.2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель обратился в суд к заинтересованному лицу с требованием о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, изложенный в письме N АР-3248/09 от 30.03.2017 г., незаконным и обязании принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка площадью 2542 кв. м, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, в собственность в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Определением от 1.06.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ".
В судебном заседании заявитель на требовании настаивает, заинтересованное лицо требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.
От ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" поступил отзыв, в котором третье лицо указало, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
Являясь собственником объекта недвижимости: арматурного цеха, назначение: нежилое здание, общей площадью 1604,5 кв. м, количество этажей: 1, расположенного по адресу (местоположение): Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей, д. 20, кадастровый номер 66:41:0612903:92 (далее - объект), 20.03.2017 г. заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) с заявлением о предоставлении земельного участка.
Письмом за N АР-3248/09 30.03.2017 г. Управление Росимущества отказало в удовлетворении заявления.
В обосновании отказа Управление Росимущества указало, что земельный участок, из которого надлежит образовать испрашиваемый земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" - предприятию Министерства обороны РФ. В связи с чем, Управление Росимущества не обладает полномочиями по распоряжению данным земельным участком.
Для решения вопроса об образовании и предоставлении земельного участка в своем письме Управление Росимущества предложило обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации либо ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ такие земельные участки подлежат продаже без проведения торгов.
Испрашиваемый земельный участок необходим для целей эксплуатации объекта. Заявитель просил предоставить земельный участок путем выделения его из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей, 20, 24.
Указанный основной земельный участок является федеральной собственностью и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" - дочернее предприятие ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление МО РФ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Согласно п. 1 Положения Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество и т.д.
На Росимущество возложены также функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком (частью земельного участка) на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Таким образом, отчуждение объекта недвижимости из федеральной собственности повлекло и прекращение прав прежнего собственника здания на земельный участок (часть земельного участка), на котором оно расположено.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 23.06.2017 ПО ДЕЛУ N А60-21480/2017
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2017 г. по делу N А60-21480/2017
Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2017 года
Полный текст решения изготовлен 23 июня 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б. Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя Шамсутдиновой Софии Минхазиевны (ИНН 667205030606, ОГРН 315665800060705) к Территориальному Управлению Росимущества в Свердловской области (ИНН 6670262066, ОГРН 1096670022107) третьи лица: Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" о признании незаконным решения государственного органа,
при участии в судебном заседании:
от заявителя Сафонов Д.Н., представитель по доверенности от 07.04.2017 г.,
от заинтересованного лица Сажина Н.В., представитель по доверенности N АР-13031/03 от 11.11.2016 г.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявитель обратился в суд к заинтересованному лицу с требованием о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, изложенный в письме N АР-3248/09 от 30.03.2017 г., незаконным и обязании принять решение об образовании и последующем предоставлении земельного участка площадью 2542 кв. м, необходимого для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего заявителю путем выделения из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, в собственность в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Определением от 1.06.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ".
В судебном заседании заявитель на требовании настаивает, заинтересованное лицо требования не признает по доводам, изложенным в отзыве.
От ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" поступил отзыв, в котором третье лицо указало, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд
установил:
Являясь собственником объекта недвижимости: арматурного цеха, назначение: нежилое здание, общей площадью 1604,5 кв. м, количество этажей: 1, расположенного по адресу (местоположение): Россия, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей, д. 20, кадастровый номер 66:41:0612903:92 (далее - объект), 20.03.2017 г. заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - Управление Росимущества) с заявлением о предоставлении земельного участка.
Письмом за N АР-3248/09 30.03.2017 г. Управление Росимущества отказало в удовлетворении заявления.
В обосновании отказа Управление Росимущества указало, что земельный участок, из которого надлежит образовать испрашиваемый земельный участок, предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" - предприятию Министерства обороны РФ. В связи с чем, Управление Росимущества не обладает полномочиями по распоряжению данным земельным участком.
Для решения вопроса об образовании и предоставлении земельного участка в своем письме Управление Росимущества предложило обратиться в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации либо ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании представителей, арбитражный суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого отказа незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие его законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. ст. 39.20 Земельного кодекса РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ такие земельные участки подлежат продаже без проведения торгов.
Испрашиваемый земельный участок необходим для целей эксплуатации объекта. Заявитель просил предоставить земельный участок путем выделения его из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0612057:613, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Испытателей, 20, 24.
Указанный основной земельный участок является федеральной собственностью и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Строительное Управление Уральского военного округа Министерства обороны РФ" - дочернее предприятие ФГУП "Волжско-Уральское Строительное Управление МО РФ".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Согласно п. 1 Положения Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество и т.д.
На Росимущество возложены также функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения о Росимуществе).
Полномочия Министерства обороны Российской Федерации определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053, согласно которому Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу ст. 552 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ продажа недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, допускается без согласия собственника этого участка, если это не противоречит условиям пользования таким участком, установленным законом или договором.
При продаже такой недвижимости покупатель приобретает право пользования соответствующим земельным участком (частью земельного участка) на тех же условиях, что и продавец недвижимости.
Таким образом, отчуждение объекта недвижимости из федеральной собственности повлекло и прекращение прав прежнего собственника здания на земельный участок (часть земельного участка), на котором оно расположено.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)