Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.01.2016 N 05АП-11580/2015 ПО ДЕЛУ N А51-17746/2015

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. N 05АП-11580/2015

Дело N А51-17746/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 21 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 января 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-11580/2015
на решение от 11.11.2015
по делу N А51-17746/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каскад" (ИНН 2537095297, ОГРН 1122537004325, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.12.2012)
к департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
об оспаривании решения от 02.06.2015 N 29/03/02-09/18766,
при участии:
- от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Куликова Н.А. по доверенности от 30.12.2015 N 20/45320, сроком по 31.12.2016, удостоверение N 5442;
- от ООО "Каскад": представитель Голубинская Е.С. по доверенности от 30.12.2015, сроком до 31.12.2016, паспорт.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - заявитель, общество, ООО "Каскад") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - ответчик, департамент) от 02.06.2015 N 29/03/02-09/18766 об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9300 кв. м, расположенного в районе ул. Анны Щетининой, д. 9 в г. Владивостоке, земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования: для строительства торгового центра, в целях дальнейшего принятия департаментом решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, и о понуждении департамента в тридцатидневный срок с момента принятия решения суда подготовить, утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 11.11.2015 заявленные требования удовлетворены, суд первой инстанции признал незаконным решение департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 02.06.2015 N 29/03/02-09/18766 и обязал департамент в месячный срок после вступления решения суда в законную силу подготовить, утвердить и выдать обществу схему расположения спорного земельного участка.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, департамент обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку считает, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании департамент доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, обратился к суду с ходатайством о приобщении дополнительных документов по делу.
Представитель общества в представленном в порядке статьи 262 АПК РФ письменном отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласна по основаниям указанным в отзыве, считает решение суда законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права, просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ходатайство департамента о приобщении дополнительных документов оставила на усмотрение суда.
Коллегия, совещаясь на месте, на основании статей 159, 268 АПК РФ определила приобщить в материалы дела обзорную схему земельного участка с кадастровым номером 25:28:040014:5331.
В судебном заседании 19.01.2015 коллегией в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.01.2015 до 15 часов 45 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в судебном заседании и путем размещения на официальном сайте ВАС РФ информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола тем же секретарем судебного заседания, с участием представителей общества и департамента, которые поддержали свои позиции, озвученные до объявления перерывов в судебном заседании. Иных заявлении, ходатайств у сторон нет.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
28.05.2015 ООО "Каскад" обратилось в департамент с заявлением (вх. N 20-24818) об образовании земельного участка в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, а именно: подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9300 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 9, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования: для строительства торгового центра.
По результатам рассмотрения обращения общества департамент пришел к выводу о невозможности подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка площадью 9300 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 9, так как испрашиваемый земельный участок, согласно представленной схеме расположения земельного участка, расположен в границах населенного пункта, на территории жилого микрорайона, в связи с чем образование земельного участка допустимо исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Отказ оформлен письмом от 02.06.2015 N 20/03/02-09/18766.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, в отзыве на жалобу, заслушав в судебном заседании представителей сторон, апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене, а апелляционную жалобу департамента - подлежащей удовлетворению исходя из следующего:
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном наличии двух условий: несоответствия закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ определено, что решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Как усматривается из материалов дела, общество воспользовалось предоставленным ему законом правом и обратилось в департамент с заявлением об образовании земельного участка в целях организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9300 кв. м, расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Анны Щетининой, д. 9, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: розничная торговля, цель использования: для строительства торгового центра.
В свою очередь, департамент, в соответствии с действующими правовыми нормами, отказал обществу в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 9300 кв. м, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах населенного пункта, на территории жилого микрорайона, в связи с чем, образование земельного участка для испрашиваемой цели допустимо в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным Градостроительным кодексом российской Федерации.
Оценив оспариваемое решение департамента в соответствии со статьей 71 АПК РФ наряду с другими доказательствами в их взаимной связи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9.1 настоящего Кодекса.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, заключается на торгах. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (п. 3 ст. 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 ЗК РФ.
В рамках процедуры образования земельного участка по инициативе заинтересованного лица первым шагом является подготовка им схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка (пп. 1 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ).
При этом ЗК РФ предусматривает, что если образование земельного участка осуществляется из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) или в границах населенных пунктов, то подготовка схемы расположения земельного участка заинтересованным лицом не допускается.
То же правило содержит пункт 5 статьи 11.10 ЗК РФ, согласно которому подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Следовательно, законодателем в указанных нормах права заложен подход, заключающийся в возможности инициировать аукцион заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами только при наличии утвержденного проекта межевания территории, на основании которого образуется земельный участок в границах населенного пункта.
Так, в пункте 1 статьи 83 ЗК РФ, в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (пункт 2 статьи 83 ЗК РФ).
Границы населенного пункта г. Владивосток были утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, согласно которому в состав последнего вошли отдельные населенные пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Следовательно, на территории г. Владивосток располагаются земли населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 ЗК РФ).
Следовательно, на территории г. Владивосток согласно пункту 5 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка заинтересованным лицом до межевания территории не допускается.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
Согласно части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
Как предусмотрено статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляется с учетом результатов публичных слушаний.
В этой связи образование земельных участков для целей проведения аукционов по инициативе гражданина или юридического лица исключительно при наличии утвержденного проекта межевания территории обусловлено тем, что именно в документации по планировке территории в значительной степени учтены все особенности существующей территории, в том числе с точки зрения образования новых земельных участков.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок расположен на незастроенной, покрытой древесно-кустарниковой растительностью территории в жилом микрорайоне "Снеговая Падь".
Администрацией Приморского края постановлением от 07.12.2012 N 398-па утверждена государственная программа Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013-2017 годы.
В приложение N 9 к данной программе указан проект комплексной застройки на территории Приморского края - жилой район "Снеговая Падь" площадью земельного участка 530 га.
В отношении территории жилого района "Снеговая Падь" администрацией города Владивостока от 23.07.2013 N 2127 вынесено постановление "О подготовке документации по планировке территории жилого района "Снеговая Падь" города Владивостока". Согласно приобщенной к материалам дела обзорной схеме спорный земельный участок вошел в границы планировки территории, утвержденной распоряжением департамента градостроительства Приморского края "О подготовке документации по планировке территории квартала, ограниченного улицами Бородинской и Анны Щетининой в городе Владивостоке Приморского края" N 100 от 31.08.2015.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемый отказ соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности. Требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.11.2015 по делу N А51-17746/2015 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
С.В.ГУЦАЛЮК




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)