Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что в представленных к заявлению документах отсутствует отказ от постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком юридического лица.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
без явки участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017
по делу N А59-4892/2016
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в первой инстанции судья Логинова Е.С., в апелляционной инстанции судьи Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш"
к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска
о признании незаконным решения об отказе в приватизации земель общего пользования от 15.06.2016 N 2641-014/06
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ландыш" (ОГРН 1126501007434, ИНН 6501250884, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 51/406, далее - СНТ "Ландыш", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земель общего пользования от 15.06.2016 N 2641-014/06 и о возложении на Департамент обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление товарищества об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014, расположенного южнее с. Березняки на левобережье реки Колка в составе СНТ "Ландыш" с учетом всех приложенных к заявлению документов (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда произведена замена Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (далее - Департамент).
Решением суда от 02.02.2017 требования товарищества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 02.02.2017, отменено, в удовлетворении требований товарищества отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, СНТ "Ландыш" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права. В частности, заявитель привел доводы об ошибочном рассмотрении апелляционным судом приложений к заявлению товарищества от 31.12.2014, датированных 07.12.2015, в качестве самостоятельного заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка и в соответствии с действующими на эту дату нормами земельного законодательства. Настаивает на том, что при обращении в Департамент за предоставлением земельного участка после состоявшегося решения суда по делу N А59-4099/2015 товариществом представлены все необходимые документы для принятия положительного решения, однако Департамент необоснованно исключил дополнительные документы, необходимые для принятия соответствующего решения. Также указывает на ошибочный вывод суда о необходимости постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку спорный земельный участок уже сформирован, образован из 112 садовых участков, поставленных на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выразил несогласие с изложенными в ней доводами и просил оставить обжалуемое постановление в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу пункта 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность оспариваемого постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как установлено судами из материалов дела, постановлением мэра Анивской районной администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 Березняковскому сельсовету предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 16,15 га для организации садоводческого товарищества "Ландыш".
27.05.1992 садоводческому товариществу "Ландыш" п. Березняки выдан Государственный акт А-1 N 397219 на право бессрочного пользования землей площадью 16,15 га для выращивания садово-огородных культур.
31.12.2014 товарищество обратилось в ДАГИЗ города Южно-Сахалинска с заявлением, в котором указало, что предоставляет комплект документов для оформления в собственность земельного участка. Далее, товарищество 02.03.2015, 13.04.2015 дополнительно представляло обосновательные документы.
При этом 03.04.2015 на основании постановления мэра Анивской районной администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 СНТ "Ландыш" выдано свидетельство серии 65АБ 230352 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 65:02:0000009:1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для выращивания садово-огородных культур, площадь 148 208 кв. м, адрес - Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, с. Березняки, садоводческое товарищество "Ландыш".
Согласно плану земельного участка от 10.11.2014, составленному МУП "Горархитектура" на топографической основе, с входящим штампом ДАГИЗ г. Южно-Сахалинска от 31.12.2014, общая площадь земель СНТ "Ландыш" составила 149 126 кв. м, площадь земель общего пользования - 31 571 кв. м
21.05.2015 Департамент, рассмотрев указанные выше документы товарищества, принял решение об отказе в приватизации земель общего пользования в составе СНТ "Ландыш".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 отказ в приватизации земель общего пользования в составе СНТ "Ландыш", изложенный в письме от 21.05.2015 N 17567-014/06, признан судом незаконным; на Департамент судом возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 31.12.2014 об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
07.12.2015 товариществом сопроводительным письмом в адрес Департамента дополнительно к заявлению от 31.12.2014 направлены следующие документы: заявление на приватизацию земель общего пользования, отказ от права пользования на земли общего пользования; топографическая съемка с экспликацией земель общего пользования СНТ "Ландыш"; описание местоположения земельного участка; выписка из решения общего собрания членов СНТ "Ландыш" от 01.12.2014 о приобретении земель общего пользования, в котором также указано, что дополнительный пакет документов ранее не был затребован для оформления в собственность земель общего пользования и не являлся предметом отказа в приватизации земель общего пользования от 21.05.2015 N 17567-014/06, в связи с чем дополнительные документы направляются для повторного рассмотрения заявления о приватизации земель общего пользования.
Письмом от 15.06.2016 N 2641-014/06 Департамент сообщил товариществу об отказе в приватизации земель общего пользования, из которого следует, что Департаментом во исполнение решения Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 повторно рассмотрены заявления товарищества от 31.12.2014 N 17567, от 03.03.2015 N 3110, от 13.04.2015 N 5706. Со ссылками на пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указано, что в представленных выше заявлениях отсутствует отказ от постоянного (бессрочного) пользования юридического лица СНТ "Ландыш", в этой связи предоставление земель общего пользования в собственность бесплатно СНТ "Ландыш" не предоставляется возможным.
Не согласившись с решением Департамента об отказе в приватизации земель общего пользования, содержащимся в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования товарищества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом фактически не исполнено решение суда по делу N А59-4099/2015, с учетом установленных в нем обстоятельств и сделанных выводов, а именно заявление товарищества от 31.12.2014 с учетом всех представленных в последующем и имеющихся у Департамента на дату принятия оспариваемого решения документов по существу не рассмотрено. В связи с этим суд возложил на Департамент обязанность рассмотреть заявление об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014 (входящий N 17567 от 31.12.2014), расположенного южнее с. Березняки на левобережье р. Колка в составе садоводческого товарищества "Ландыш", с учетом документов, представленных и указанных в письмах СНТ "Ландыш" от 02.03.2015 (входящий N 3110 от 03.03.2015), от 13.04.2015 (входящий N 5706 от 13.04.2015), от 07.12.2015 (входящий N 17447 от 07.12.2015). При этом судом первой инстанции отмечено, что, поскольку спорные правоотношения возникли 31.12.2014 в связи с подачей товариществом заявления о приватизации земель общего пользования, то к ним применимы положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), в редакциях, действовавших на момент спорных правоотношений.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований товарищества, апелляционный суд указал на невозможность принятия по заявлению товарищества от 31.12.2014 положительного решения на основании ранее действовавшей процедуры приватизации земельных участков ввиду представления заявителем на эту дату неполного пакета документов, что, по мнению суда, установлено в рамках дела N А59-4099/2015. При этом, как указал апелляционный суд, резолютивная часть решения суда по делу N А59-4099/2015 не содержит указания на обязанность Департамента рассмотреть заявление товарищества от 31.12.2014 в порядке статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ с учетом возможных последующих уточнений и дополнений.
В частности, апелляционный суд установил, что приложение к заявлению товарищества от 31.12.2014 не содержит заявления в части приватизации земли общего пользования, описания местоположения земельного участка общего пользования, а также выписки из решения общего собрания членов садоводческого товарищества о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного товарищества.
В этой связи апелляционный суд дополнительно представленный в Департамент товариществом к заявлению от 31.12.2014 пакет документов, датированный 07.12.2015, рассмотрел в качестве самостоятельного заявления, применив при этом нормы земельного законодательства и Федерального закона N 66-ФЗ, в редакциях, действующих на дату подачи таких дополнений.
Не выявив доказательств образования и постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, наличия утвержденного проекта межевания территории либо проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, что является необходимым после 01.03.2015 для целей соблюдения процедуры предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования из состава земель земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что испрашиваемая часть земельного участка не может являться объектом гражданских правоотношений.
Между тем, апелляционный суд указал на незаконность оспариваемого отказа Департамента, основанного на отсутствии в пакете документов, приложенных к заявлению, отказа товарищества от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку заявление товарищества о предоставлении земельного участка в собственность может расцениваться как заявление об отказе от принадлежащего товариществу права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в смысле статей 45, 53 ЗК РФ.
В то же время, поскольку заявление от 31.12.2014 и приложенные к нему до 01.03.2015 документы не соответствовали условиям пункта 5 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ, а признание оспариваемого решения Департамента, выраженного в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, недействительным не приведет к восстановлению прав заявителя, так как повторное рассмотрение Департаментом заявления товарищества от 31.12.2014 с приложенным к нему пакетом документов, не позволяет принять после 01.03.2015 положительное решение о предоставлении земельного участка общего пользования без образования и постановки на кадастровый учет земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, при разделе земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, апелляционный суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных СНТ "Ландыш" требований.
Наряду с этим апелляционный суд отметил, что товарищество может реализовать свое право на получение земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность без проведения торгов с соблюдением актуальных норм земельного законодательства.
В данном случае выводы апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявленных СНТ "Ландыш" требований нельзя признать соответствующими нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.
Как усматривается из материалов дела, подаче 07.12.2015 дополнительного пакета документов в Департамент к заявлению от 31.12.2014 предшествовал отказ уполномоченного органа в приватизации от 21.05.2015, признанный в судебном порядке незаконным (дело N А59-4099/2015). Решением по названному делу суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление товарищества, обладающего исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка, от 31.12.2014 об оформлении данного земельного участка в собственность.
В мотивировочной части решения суда по делу N А59-4099/2015, в числе прочего указано на то, что уполномоченный орган не проверил состав документов и не принял решение по существу поданного товариществом заявления в порядке статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ. При этом суд отметил, что суд не наделен полномочиями осуществлять данные действия за орган местного самоуправления.
Таким образом, поскольку правоотношения по предоставлению в собственность СНТ "Ландыш" испрашиваемого им земельного участка возникли между товариществом и Департаментом 31.12.2014, при подаче заявления в уполномоченный орган, который по существу его не рассмотрел, что установлено в судебном порядке (N А59-4099/2015), в данном случае административная процедура оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков бесплатно в собственность членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений началась 31.12.2014 и, следовательно, при разрешении данного спора, предметом которого является проверка законности действий уполномоченного органа в связи с оказанием этой муниципальной услуги, следует руководствоваться нормами права, действующими на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с этим законность действий Департамента по отказу в приватизации испрашиваемого земельного участка подлежала проверке на предмет соответствия нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), Федерального закона N 66-ФЗ, в редакциях, действовавших на момент подачи товариществом заявления от 31.12.2014, на что правомерно указал суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
В силу пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ.
В силу статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении (пункт 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ).
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таким образом, вышеназванной нормой права установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, а в качестве единственного основания для отказа в предоставлении в собственность таких земельных участков предусмотрен установленный законом запрет на предоставление участка в частную собственность.
При этом статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на предоставление заявителем недостающих документов при процедуре проверки уполномоченным органом соответствующих приложений к заявлению.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2017 N Ф03-4022/2017 ПО ДЕЛУ N А59-4892/2016
Требование: О признании незаконным решения об отказе в приватизации земель общего пользования.Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемый отказ мотивирован тем, что в представленных к заявлению документах отсутствует отказ от постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком юридического лица.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2017 г. N Ф03-4022/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2017 года.
Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего судьи: Е.К. Яшкиной
Судей: С.И. Гребенщикова, О.В. Цирулик
при участии:
без явки участвующих в деле лиц
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш"
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017
по делу N А59-4892/2016
Арбитражного суда Сахалинской области
дело рассматривали: в первой инстанции судья Логинова Е.С., в апелляционной инстанции судьи Еремеева О.Ю., Гуцалюк С.В., Анисимова Н.Н.,
по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Ландыш"
к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска
о признании незаконным решения об отказе в приватизации земель общего пользования от 15.06.2016 N 2641-014/06
Садоводческое некоммерческое товарищество "Ландыш" (ОГРН 1126501007434, ИНН 6501250884, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 51/406, далее - СНТ "Ландыш", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500544510, ИНН 6501053780, место нахождения: 693000, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, 32) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земель общего пользования от 15.06.2016 N 2641-014/06 и о возложении на Департамент обязанности в течение месяца со дня вступления решения в законную силу повторно рассмотреть заявление товарищества об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014, расположенного южнее с. Березняки на левобережье реки Колка в составе СНТ "Ландыш" с учетом всех приложенных к заявлению документов (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда произведена замена Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска (далее - Департамент).
Решением суда от 02.02.2017 требования товарищества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017, решение Арбитражного суда Сахалинской области от 02.02.2017, отменено, в удовлетворении требований товарищества отказано.
Не согласившись с апелляционным постановлением, СНТ "Ландыш" обратилось в Арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неправильное применение норм материального и процессуального права. В частности, заявитель привел доводы об ошибочном рассмотрении апелляционным судом приложений к заявлению товарищества от 31.12.2014, датированных 07.12.2015, в качестве самостоятельного заявления о предоставлении в собственность спорного земельного участка и в соответствии с действующими на эту дату нормами земельного законодательства. Настаивает на том, что при обращении в Департамент за предоставлением земельного участка после состоявшегося решения суда по делу N А59-4099/2015 товариществом представлены все необходимые документы для принятия положительного решения, однако Департамент необоснованно исключил дополнительные документы, необходимые для принятия соответствующего решения. Также указывает на ошибочный вывод суда о необходимости постановки земельного участка на кадастровый учет, поскольку спорный земельный участок уже сформирован, образован из 112 садовых участков, поставленных на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент выразил несогласие с изложенными в ней доводами и просил оставить обжалуемое постановление в силе, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы, явку представителей в суд округа не обеспечили, что не является в силу пункта 3 статьи 284 АПК РФ препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ законность оспариваемого постановления апелляционного суда, Арбитражный суд Дальневосточного округа находит его подлежащим отмене исходя из следующего.
Как установлено судами из материалов дела, постановлением мэра Анивской районной администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 Березняковскому сельсовету предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 16,15 га для организации садоводческого товарищества "Ландыш".
27.05.1992 садоводческому товариществу "Ландыш" п. Березняки выдан Государственный акт А-1 N 397219 на право бессрочного пользования землей площадью 16,15 га для выращивания садово-огородных культур.
31.12.2014 товарищество обратилось в ДАГИЗ города Южно-Сахалинска с заявлением, в котором указало, что предоставляет комплект документов для оформления в собственность земельного участка. Далее, товарищество 02.03.2015, 13.04.2015 дополнительно представляло обосновательные документы.
При этом 03.04.2015 на основании постановления мэра Анивской районной администрации Сахалинской области N 374 от 20.05.1992 СНТ "Ландыш" выдано свидетельство серии 65АБ 230352 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 65:02:0000009:1, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для выращивания садово-огородных культур, площадь 148 208 кв. м, адрес - Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, с. Березняки, садоводческое товарищество "Ландыш".
Согласно плану земельного участка от 10.11.2014, составленному МУП "Горархитектура" на топографической основе, с входящим штампом ДАГИЗ г. Южно-Сахалинска от 31.12.2014, общая площадь земель СНТ "Ландыш" составила 149 126 кв. м, площадь земель общего пользования - 31 571 кв. м
21.05.2015 Департамент, рассмотрев указанные выше документы товарищества, принял решение об отказе в приватизации земель общего пользования в составе СНТ "Ландыш".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 отказ в приватизации земель общего пользования в составе СНТ "Ландыш", изложенный в письме от 21.05.2015 N 17567-014/06, признан судом незаконным; на Департамент судом возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 31.12.2014 об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
07.12.2015 товариществом сопроводительным письмом в адрес Департамента дополнительно к заявлению от 31.12.2014 направлены следующие документы: заявление на приватизацию земель общего пользования, отказ от права пользования на земли общего пользования; топографическая съемка с экспликацией земель общего пользования СНТ "Ландыш"; описание местоположения земельного участка; выписка из решения общего собрания членов СНТ "Ландыш" от 01.12.2014 о приобретении земель общего пользования, в котором также указано, что дополнительный пакет документов ранее не был затребован для оформления в собственность земель общего пользования и не являлся предметом отказа в приватизации земель общего пользования от 21.05.2015 N 17567-014/06, в связи с чем дополнительные документы направляются для повторного рассмотрения заявления о приватизации земель общего пользования.
Письмом от 15.06.2016 N 2641-014/06 Департамент сообщил товариществу об отказе в приватизации земель общего пользования, из которого следует, что Департаментом во исполнение решения Арбитражного суда Сахалинской области от 13.11.2015 по делу N А59-4099/2015 повторно рассмотрены заявления товарищества от 31.12.2014 N 17567, от 03.03.2015 N 3110, от 13.04.2015 N 5706. Со ссылками на пункт 1 статьи 45, пункт 3 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), указано, что в представленных выше заявлениях отсутствует отказ от постоянного (бессрочного) пользования юридического лица СНТ "Ландыш", в этой связи предоставление земель общего пользования в собственность бесплатно СНТ "Ландыш" не предоставляется возможным.
Не согласившись с решением Департамента об отказе в приватизации земель общего пользования, содержащимся в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемые решения должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя требования товарищества, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Департаментом фактически не исполнено решение суда по делу N А59-4099/2015, с учетом установленных в нем обстоятельств и сделанных выводов, а именно заявление товарищества от 31.12.2014 с учетом всех представленных в последующем и имеющихся у Департамента на дату принятия оспариваемого решения документов по существу не рассмотрено. В связи с этим суд возложил на Департамент обязанность рассмотреть заявление об оформлении в собственность испрашиваемого земельного участка от 31.12.2014 (входящий N 17567 от 31.12.2014), расположенного южнее с. Березняки на левобережье р. Колка в составе садоводческого товарищества "Ландыш", с учетом документов, представленных и указанных в письмах СНТ "Ландыш" от 02.03.2015 (входящий N 3110 от 03.03.2015), от 13.04.2015 (входящий N 5706 от 13.04.2015), от 07.12.2015 (входящий N 17447 от 07.12.2015). При этом судом первой инстанции отмечено, что, поскольку спорные правоотношения возникли 31.12.2014 в связи с подачей товариществом заявления о приватизации земель общего пользования, то к ним применимы положения Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ), в редакциях, действовавших на момент спорных правоотношений.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении требований товарищества, апелляционный суд указал на невозможность принятия по заявлению товарищества от 31.12.2014 положительного решения на основании ранее действовавшей процедуры приватизации земельных участков ввиду представления заявителем на эту дату неполного пакета документов, что, по мнению суда, установлено в рамках дела N А59-4099/2015. При этом, как указал апелляционный суд, резолютивная часть решения суда по делу N А59-4099/2015 не содержит указания на обязанность Департамента рассмотреть заявление товарищества от 31.12.2014 в порядке статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ с учетом возможных последующих уточнений и дополнений.
В частности, апелляционный суд установил, что приложение к заявлению товарищества от 31.12.2014 не содержит заявления в части приватизации земли общего пользования, описания местоположения земельного участка общего пользования, а также выписки из решения общего собрания членов садоводческого товарищества о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного товарищества.
В этой связи апелляционный суд дополнительно представленный в Департамент товариществом к заявлению от 31.12.2014 пакет документов, датированный 07.12.2015, рассмотрел в качестве самостоятельного заявления, применив при этом нормы земельного законодательства и Федерального закона N 66-ФЗ, в редакциях, действующих на дату подачи таких дополнений.
Не выявив доказательств образования и постановки на кадастровый учет испрашиваемого земельного участка, наличия утвержденного проекта межевания территории либо проекта организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, что является необходимым после 01.03.2015 для целей соблюдения процедуры предоставления земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования из состава земель земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, апелляционный суд пришел к выводу о том, что испрашиваемая часть земельного участка не может являться объектом гражданских правоотношений.
Между тем, апелляционный суд указал на незаконность оспариваемого отказа Департамента, основанного на отсутствии в пакете документов, приложенных к заявлению, отказа товарищества от постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку заявление товарищества о предоставлении земельного участка в собственность может расцениваться как заявление об отказе от принадлежащего товариществу права постоянного бессрочного пользования на земельный участок в смысле статей 45, 53 ЗК РФ.
В то же время, поскольку заявление от 31.12.2014 и приложенные к нему до 01.03.2015 документы не соответствовали условиям пункта 5 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ, а признание оспариваемого решения Департамента, выраженного в письме от 15.06.2016 N 2641-014/06, недействительным не приведет к восстановлению прав заявителя, так как повторное рассмотрение Департаментом заявления товарищества от 31.12.2014 с приложенным к нему пакетом документов, не позволяет принять после 01.03.2015 положительное решение о предоставлении земельного участка общего пользования без образования и постановки на кадастровый учет земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, при разделе земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства, апелляционный суд не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных СНТ "Ландыш" требований.
Наряду с этим апелляционный суд отметил, что товарищество может реализовать свое право на получение земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность без проведения торгов с соблюдением актуальных норм земельного законодательства.
В данном случае выводы апелляционного суда об отказе в удовлетворении заявленных СНТ "Ландыш" требований нельзя признать соответствующими нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и фактическим обстоятельствам дела.
Как усматривается из материалов дела, подаче 07.12.2015 дополнительного пакета документов в Департамент к заявлению от 31.12.2014 предшествовал отказ уполномоченного органа в приватизации от 21.05.2015, признанный в судебном порядке незаконным (дело N А59-4099/2015). Решением по названному делу суд обязал Департамент повторно рассмотреть заявление товарищества, обладающего исключительным правом на приватизацию испрашиваемого земельного участка, от 31.12.2014 об оформлении данного земельного участка в собственность.
В мотивировочной части решения суда по делу N А59-4099/2015, в числе прочего указано на то, что уполномоченный орган не проверил состав документов и не принял решение по существу поданного товариществом заявления в порядке статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ. При этом суд отметил, что суд не наделен полномочиями осуществлять данные действия за орган местного самоуправления.
Таким образом, поскольку правоотношения по предоставлению в собственность СНТ "Ландыш" испрашиваемого им земельного участка возникли между товариществом и Департаментом 31.12.2014, при подаче заявления в уполномоченный орган, который по существу его не рассмотрел, что установлено в судебном порядке (N А59-4099/2015), в данном случае административная процедура оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков бесплатно в собственность членам садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений началась 31.12.2014 и, следовательно, при разрешении данного спора, предметом которого является проверка законности действий уполномоченного органа в связи с оказанием этой муниципальной услуги, следует руководствоваться нормами права, действующими на момент возникновения спорных правоотношений.
В связи с этим законность действий Департамента по отказу в приватизации испрашиваемого земельного участка подлежала проверке на предмет соответствия нормам Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), Федерального закона N 66-ФЗ, в редакциях, действовавших на момент подачи товариществом заявления от 31.12.2014, на что правомерно указал суд первой инстанции при рассмотрении настоящего спора.
В силу пункта 2.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ.
В силу статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления, поданного лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или уполномоченным общим собранием членов данного некоммерческого объединения (собранием уполномоченных) на подачу указанного заявления, в соответствии с решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении такого земельного участка в собственность данного некоммерческого объединения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением; выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность данного некоммерческого объединения; учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), подтверждающие право заявителя без доверенности действовать от имени данного некоммерческого объединения, или выписка из решения общего собрания членов данного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных), в соответствии с которым заявитель был уполномочен на подачу указанного заявления.
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, запрашиваются органом исполнительной власти и органом местного самоуправления, обладающими полномочиями на предоставление указанного земельного участка, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении (пункт 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ).
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Таким образом, вышеназванной нормой права установлен исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка, а в качестве единственного основания для отказа в предоставлении в собственность таких земельных участков предусмотрен установленный законом запрет на предоставление участка в частную собственность.
При этом статьей 28 Федерального закона N 66-ФЗ не предусмотрен прямой запрет на предоставление заявителем недостающих документов при процедуре проверки уполномоченным органом соответствующих приложений к заявлению.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)