Судебные решения, арбитраж
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 по делу N А22-535/2016 (судья Шевченко В.И.), по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия о признании незаконным сообщения отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия и об обязании совершить определенные действия,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (далее - заявитель, теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление) от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582 и об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
Решением суда от 16.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда. Водные объекты не относятся к недвижимому имуществу. При этом, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует действующему законодательству.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда от 16.06.2016 отменить, полагая выводы суда первой инстанции ошибочными, вследствие неправильного применения норм материального права.
В отзыве управление просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 20.10.2015 N 270 Администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия предоставила на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" (далее - ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз") земельный участок, относящийся к категории земель "Земли водного фонда", расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское СМО, с кадастровым номером 08:13:120201:182, для размещения Улан-Эргинского водохранилища, общей площадью 5 576 700 кв. м 09.11.2015 заявитель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское СМО.
Сообщением от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582 управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок, ссылаясь на то, что Российская Федерация не наделяла Администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда.
Не согласившись с указанным отказом, теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (статья 18 Закона о регистрации прав).
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, суд указал, что администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда. Водные объекты не относятся к недвижимому имуществу. При этом, судом первой инстанции принято во внимание положения статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.06.2015 N 08/5001/2015-36895 земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 отнесен к категории земель водного фонда и имеет разрешенное использование под размещение Улан-Эргинского водохранилища.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
Земельным законодательством закреплен принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Таким образом, водохранилище как мелиоративная система не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земли и обслуживают только земельный участок, на котором оно расположено, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должно следовать судьбе этого земельного участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" исключил обособленные водные объекты из числа объектов недвижимости указанных в статье 130, тем самым, законодатель подчинил оборот таких объектов правилам оборота земельных участков, на которых они расположены (ст. ст. 11, 22, 34 ВК РФ).
Вместе с тем, в силу положений статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок отнесен законом к объекту недвижимого имущества, Улан-Эргинское водохранилище в силу закона относится к собственности Российской Федерации, является его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должно следовать судьбе земельного участка, необходимого для его обслуживания, при этом Российская Федерация обладает исключительным правом собственности на такой участок, отказ управления в регистрации права собственности на такой земельный участок является незаконным и нарушающим права и интересы заявителя.
Судом первой инстанции верно отмечено, что пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Вместе с тем в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса: ограничиваются в обороте земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5); запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8).
Также пунктом 12 части 2 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кроме того, согласно пункту 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения в том числе о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.
Таким образом, образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (т.е. непосредственно под водным объектом), может осуществляться только в целях постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет, присвоения им кадастровых номеров и последующей государственной регистрации права собственности. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития от 26 июня 2015 г. N Д23и-2971.
Вывод суда первой инстанции о том, что администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении спорного земельного участка, является так же верным.
Вместе с тем, учитывая, что право собственности на спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации на основании закона, наличие (отсутствие) постановления от 20.10.2015 N 270 Администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, не имеет правового значения.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции суд признает оспариваемый отказ недействительным, как противоречащий статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия следует возложить обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, апелляционный суд с учетом положений предусмотренных пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отмене обжалуемого решения, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 по делу N А22-535/2016 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным сообщение об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Ответчик, Управление) от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.10.2016 N 16АП-3075/2016 ПО ДЕЛУ N А22-535/2016
Разделы:Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2016 г. по делу N А22-535/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Годило Н.Н., судей: Бейтуганова З.А., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Авдыш М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 по делу N А22-535/2016 (судья Шевченко В.И.), по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия о признании незаконным сообщения отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия и об обязании совершить определенные действия,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия (далее - заявитель, теруправление) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным сообщения об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - заинтересованное лицо, управление) от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582 и об обязании зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
Решением суда от 16.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда. Водные объекты не относятся к недвижимому имуществу. При этом, формирование и образование земельного участка из земель, покрытых поверхностными водами, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества не соответствует действующему законодательству.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда от 16.06.2016 отменить, полагая выводы суда первой инстанции ошибочными, вследствие неправильного применения норм материального права.
В отзыве управление просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие заявителя и заинтересованного лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением от 20.10.2015 N 270 Администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия предоставила на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Калмыкия" (далее - ФГБУ "Управление "Калммелиоводхоз") земельный участок, относящийся к категории земель "Земли водного фонда", расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское СМО, с кадастровым номером 08:13:120201:182, для размещения Улан-Эргинского водохранилища, общей площадью 5 576 700 кв. м 09.11.2015 заявитель обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское СМО.
Сообщением от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582 управление отказало заявителю в государственной регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок, ссылаясь на то, что Российская Федерация не наделяла Администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда.
Не согласившись с указанным отказом, теруправление обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним прямо закреплена в пункте 5 статьи 2 и пункте 3 статьи 20 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно положениям пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (статья 18 Закона о регистрации прав).
Пунктом 1 статьи 13 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав включает в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), и установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с данным Законом.
Основания для отказа в государственной регистрации прав закреплены в статье 20 Закона N 122-ФЗ.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. При этом, суд указал, что администрацию Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении земельного участка, включающего в себя земли водного фонда. Водные объекты не относятся к недвижимому имуществу. При этом, судом первой инстанции принято во внимание положения статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15.06.2015 N 08/5001/2015-36895 земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182 отнесен к категории земель водного фонда и имеет разрешенное использование под размещение Улан-Эргинского водохранилища.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии со статьей 1 Водного кодекса водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором, имеет характерные формы и признаки водного режима.
Земельным законодательством закреплен принцип единства судьбы земельных участков и расположенных на них объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель" мелиоративные системы - это комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
Таким образом, водохранилище как мелиоративная система не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земли и обслуживают только земельный участок, на котором оно расположено, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должно следовать судьбе этого земельного участка.
Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" исключил обособленные водные объекты из числа объектов недвижимости указанных в статье 130, тем самым, законодатель подчинил оборот таких объектов правилам оборота земельных участков, на которых они расположены (ст. ст. 11, 22, 34 ВК РФ).
Вместе с тем, в силу положений статьи 8 Водного кодекса водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.
Принимая во внимание, что спорный земельный участок отнесен законом к объекту недвижимого имущества, Улан-Эргинское водохранилище в силу закона относится к собственности Российской Федерации, является его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должно следовать судьбе земельного участка, необходимого для его обслуживания, при этом Российская Федерация обладает исключительным правом собственности на такой участок, отказ управления в регистрации права собственности на такой земельный участок является незаконным и нарушающим права и интересы заявителя.
Судом первой инстанции верно отмечено, что пунктом 2 статьи 102 Земельного кодекса установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Вместе с тем в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса: ограничиваются в обороте земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 3 пункта 5); запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (пункт 8).
Также пунктом 12 части 2 статьи 7 Закона о кадастре предусмотрено внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кроме того, согласно пункту 12 Положения о ведении государственного водного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 253, в государственный водный реестр вносятся сведения в том числе о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, и земельных участков, занятых указанными сооружениями, о документах, на основании которых зарегистрировано право собственности на указанные земельные участки, а также на водные объекты, гидротехнические сооружения и иные сооружения, расположенные на водных объектах.
Таким образом, образование земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами (т.е. непосредственно под водным объектом), может осуществляться только в целях постановки таких земельных участков на государственный кадастровый учет, присвоения им кадастровых номеров и последующей государственной регистрации права собственности. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минэкономразвития от 26 июня 2015 г. N Д23и-2971.
Вывод суда первой инстанции о том, что администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия не наделена полномочиями на совершение распорядительных действий в отношении спорного земельного участка, является так же верным.
Вместе с тем, учитывая, что право собственности на спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации на основании закона, наличие (отсутствие) постановления от 20.10.2015 N 270 Администрация Яшкульского районного муниципального образования Республики Калмыкия, не имеет правового значения.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции суд признает оспариваемый отказ недействительным, как противоречащий статье 20 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия следует возложить обязанность зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела.
Поскольку суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, апелляционный суд с учетом положений предусмотренных пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу об отмене обжалуемого решения, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 16.06.2016 по делу N А22-535/2016 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт. Заявленные требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным сообщение об отказе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Ответчик, Управление) от 21.12.2015 N 08/001/040/2015-4582.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 08:13:120201:182, общей площадью 5 576 700 кв. м, расположенный по адресу: РК, Яшкульский район, Улан-Эргинское сельское муниципальное образование.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.Н.ГОДИЛО
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.В.ЖУКОВ
Н.Н.ГОДИЛО
Судьи
З.А.БЕЙТУГАНОВ
Е.В.ЖУКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)