Судебные решения, арбитраж
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Дальневосточного округа с участием судьи Никитина Е.О. и помощника судьи Зиминой Н.С., апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года по делу N А58-4721/2016 по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 107273005079, ИНН 2723020115) об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907), Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016), Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1021401075300, ИНН 1435043146),
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации - Макарова Д.Н., представителя по доверенности от 13.01.2017,
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Макарова Д.Н., представителя по доверенности N 29/50 от 25.03.2017,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - истец, Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) с заявлением об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65.
Определениями суда от 20.10.2016 и от 17.11.2016 в удовлетворении ходатайства ответчика от 15.09.2016 N 141/6/09/206-б/н и от 17.10.2016 N 141/6/09/206-б/н о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика - Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Заявлениями об уточнении исковых требований от 19.10.2016 исх. N Т798-12-9/11858 и от 11.11.2016 N Т798-12-9/12750 истец просит установить в пользу Банка постоянное право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком с кадастровым номером 14:36:105038:65, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, в целях обеспечения прохода, проезда и проноса имущества к земельному участку с кадастровым номером 14:36:105038:0055 в любое время суток, площадью 87 кв. м, со следующими координатами, определенными Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), в границах точек 14-15-16-13:
Истец также просит в уточнении исковых требований установить за сервитут плату в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности", в размере 24,35 рублей в год, исходя из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.11.2016.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2016 года и 20 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (далее - администрация), ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа", ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)", Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности размера платы за сервитут, поскольку координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами.
Не согласившись с указанным решением, Банк обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Банк, администрация, ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа", ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Банк представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105038:0055 и 14:36:105038:0065, расположенные по одному адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, являются собственностью Российской Федерации.
По свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 19.12.2007 N 14- АА 423858 земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв. м, находящийся по адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, находится на праве собственности Российской Федерации.
Согласно распоряжению заместителя мэра города Якутска N 1444змр от 15.10.2004, решению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 17.11.2004 N 05-07/86; свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 16.05.2005 серия 14-АА 223966 (т. 1 л.д. 16), выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.08.2016 N 14/001/097/2016-15043 (т. 1 л.д. 46) истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв. м, находящийся по адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22.
На данном земельном участке расположено здание, общей площадью 1 169,6 кв. м, часть которого (первый и второй этажи), является федеральной собственностью и передано в постоянное (бессрочное) пользование истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2015, запись регистрации N 14-01.36-08.1999-0348.01, другая часть здания (третий этаж) является собственностью Республики Саха (Якутия).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 04.05.2005 серия 14-АА 222692 на праве собственности Российской Федерации принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065, площадью 907 кв. м.
Из кадастровой выписке о земельном участке от 07.08.2014 N 14/13-403446 (КВ. 3) следует, что на указанном земельном участке был установлен сервитут для ремонта и технического обслуживания сетей электроснабжения с ТП (тепловым пунктом) в квартале "36".
Согласно кадастровым выпискам о земельном участке от 03.08.2016 N 14/001/097/2016-15043 и от 19.09.2016 N 14/16-300490, выданным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), земельный участок, площадью 907 кв. м, в настоящее время принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику.
Земельный участок, как следует из указанной кадастровой выписки имеет категорию: "земли населенных пунктов", и разрешенное использование: "Ц-1 Зона обслуживания и деловой активности городского центра", отметки об изъятии указанного участка из оборота отсутствуют.
По распоряжению мэра города Якутска от 22.03.2005 N 490-змр, свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2005, акту приема-передачи земельного участка от 23.03.2005 N 312, кадастровому плану от 30.11.2007, приложенным к дополнению к отзыву ответчика, на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 находится здание, общей площадью 1 115,8 кв. м, собственником которого является Российская Федерация в лице Минобороны, в котором располагается для постоянной деятельности Военный комиссариат города Якутска Республики Саха (Якутия).
Въезд на территорию стоящих рядом зданий осуществляется через единые ворота, то есть автотранспорт Банка проезжает к помещению гаража в своем здании через земельный участок, на котором расположено здание Военного комиссариата города Якутска.
Истец в обоснование своего требования ссылаясь на схему расположения земельного участка на кадастровой карте Муниципального главного архитектурно-планировочного учреждения и заключения Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 31.05.2016 N 1138-4ап/п, а также на письмо администрации от 12.10.2-16 N 2149-УАиГП, указывает на то, что для осуществления возложенных законом государственно-властных полномочий необходимо пользование частью смежного земельного участка; устройство отдельного проезда к зданию Банка невозможно осуществить по архитектурно-планировочному решению ул. Пояркова и по причине отсутствия проезда со стороны указанной улицы Пояркова (пешеходная дорожка и автобусная остановка), а также отсутствует возможность устройства проезда с улицы Октябрьской - перекресток с ул. Пояркова и пешеходная зона, а также с учетом противопожарной защиты жилых и общественных зданий СП 4.13130.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Полномочия Минобороны РФ определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Минобороны РФ (далее - Положение о Минобороны).
Согласно пункту 1 Положения о Минобороны, Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на основании пункта 12 статьи 1 названного закона является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации в силу пункта 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 10 901 (далее - положение о военном округе) входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Минобороны РФ и начальником Генерального штаба.
На основании пункта 3, 6, 8 Положения о военном округе руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации, управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты.
Военные комиссариаты на основании пункт 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 (далее - положение о военных комиссариатах) являются территориальными органами Минобороны РФ и входят в состав военных округов.
Территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации.
Военный комиссариат в силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" является учреждением, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Минобороны РФ.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) на основании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Предусмотренное указанной нормой права требование в условиях невозможности достижения сторонами соглашения о сервитуте имеет своей целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
По смыслу приведенных положений закона правом требовать установления права ограниченного пользования чужим земельным участком в свою пользу наделен собственник недвижимого имущества, землевладелец либо землепользователь, которые не могут обеспечить свои нужды без установления сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящим пунктом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Вместе с этим иные правила устанавливаются пунктом 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.
Таким образом, суд полагает, что не соблюден разрешительный режим пребывания для ведения деятельности на территории военного комиссариата без Минобороны РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- - земли сельскохозяйственного назначения;
- - земли населенных пунктов;
- - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда;
- - земли водного фонда;
- - земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и неуказанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в 13 закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Под ограниченными в обороте земельными участками, предоставленными для обеспечения обороны и безопасности, следует понимать земельные участки, предоставленные организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" непосредственно обеспечивают оборону и безопасности страны.
Исходя из правовой позиции постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3199/10, от 28.06.2011 N 18260/10, анализа норм подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Фактическое нахождение на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 здания Отдела Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску и использование указанного земельного участка, находящегося на праве постоянного пользования у ответчика, Отделом Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску не опровергается лицами, участвующими в деле.
Нахождение объекта на земельном участке является основанием для признания фактического использования земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Из вышеуказанного следует, что фактически земельный участок предоставлен в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации в целях обеспечения деятельности государства и используется для нужд обороны и безопасности страны.
Основанием установления сервитута согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута.
Учитывая, что соглашение о сервитуте это двусторонняя сделка, его установление на землях, изъятых из оборота (на которые доступ гражданам запрещен или ограничен федеральными законами) невозможно.
В рассматриваемом случае в предмет доказывания входят обстоятельства наличия (отсутствия) у истца права собственности или иного вещного права на объект недвижимости, для пользования которым истец просит установить частный сервитут, наличия (отсутствия) у ответчика права собственности или иного законного права владения земельным участком, на который истец просит установить сервитут, невозможность обеспечения проезда иным путем к объекту недвижимости истца и осуществления нормальной хозяйственной деятельности без установления сервитута.
Истец просит установить постоянный сервитут, поскольку не имеет возможности фактического осуществления в полной мере прав владения и пользования зарегистрированным за ним участком (и объектом недвижимости) ввиду отсутствия прохода, проезда к нему.
Кадастровая деятельность в понимании части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастре) это выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Законом о кадастре требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных Законом о кадастре случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Пунктом 4.2 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка).
В данном случае, координаты характерных точек границ части земельного участка не могут быть определены Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия).
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Закона о кадастре, или работника юридического лица, указанного в статье 33 Закона о кадастре в силу статьи 37 Закона о кадастре является межевой план, технический план или акт обследования.
Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами, вследствие чего не доказан размер платы за сервитут, на основании чего правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года по делу N А58-4721/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.04.2017 N 04АП-1281/2017 ПО ДЕЛУ N А58-4721/2016
Разделы:Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2017 г. по делу N А58-4721/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 апреля 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Дальневосточного округа с участием судьи Никитина Е.О. и помощника судьи Зиминой Н.С., апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года по делу N А58-4721/2016 по исковому заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 107273005079, ИНН 2723020115) об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907), Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261), Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование восточного военного округа" (ОГРН 1112722003316, ИНН 2722103016), Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" (ОГРН 1021401075300, ИНН 1435043146),
(суд первой инстанции: судья Эверстова Р.И.),
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации - Макарова Д.Н., представителя по доверенности от 13.01.2017,
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Макарова Д.Н., представителя по доверенности N 29/50 от 25.03.2017,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения - Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - истец, Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) с заявлением об обязании заключить соглашение об установлении сервитута на земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:65.
Определениями суда от 20.10.2016 и от 17.11.2016 в удовлетворении ходатайства ответчика от 15.09.2016 N 141/6/09/206-б/н и от 17.10.2016 N 141/6/09/206-б/н о привлечении к участию в деле в качестве надлежащего ответчика - Министерства обороны Российской Федерации отказано.
Заявлениями об уточнении исковых требований от 19.10.2016 исх. N Т798-12-9/11858 и от 11.11.2016 N Т798-12-9/12750 истец просит установить в пользу Банка постоянное право ограниченного пользования (сервитут) земельным участком с кадастровым номером 14:36:105038:65, принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику, расположенным по адресу: г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, в целях обеспечения прохода, проезда и проноса имущества к земельному участку с кадастровым номером 14:36:105038:0055 в любое время суток, площадью 87 кв. м, со следующими координатами, определенными Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), в границах точек 14-15-16-13:
Истец также просит в уточнении исковых требований установить за сервитут плату в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2014 N 1461 "Об утверждении Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности", в размере 24,35 рублей в год, исходя из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 03.11.2016.
Уточнение исковых требований принято судом первой инстанции.
Определениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22 сентября 2016 года и 20 октября 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Окружная администрация города Якутска в лице Управления архитектуры и градостроительной политики (далее - администрация), ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа", ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)", Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано полностью.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности размера платы за сервитут, поскольку координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами.
Не согласившись с указанным решением, Банк обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Учреждение в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель учреждения в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Истец в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Банк, администрация, ФКУ "Объединенное стратегическое командования Восточного военного округа", ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Банк представил заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 156 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав представителей ответчика, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 14:36:105038:0055 и 14:36:105038:0065, расположенные по одному адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, являются собственностью Российской Федерации.
По свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 19.12.2007 N 14- АА 423858 земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв. м, находящийся по адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22, находится на праве собственности Российской Федерации.
Согласно распоряжению заместителя мэра города Якутска N 1444змр от 15.10.2004, решению Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) от 17.11.2004 N 05-07/86; свидетельству о государственной регистрации прав Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 16.05.2005 серия 14-АА 223966 (т. 1 л.д. 16), выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.08.2016 N 14/001/097/2016-15043 (т. 1 л.д. 46) истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0055, площадью 1 098 кв. м, находящийся по адресу: город Якутск, улица Октябрьская, дом 22.
На данном земельном участке расположено здание, общей площадью 1 169,6 кв. м, часть которого (первый и второй этажи), является федеральной собственностью и передано в постоянное (бессрочное) пользование истцу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.03.2015, запись регистрации N 14-01.36-08.1999-0348.01, другая часть здания (третий этаж) является собственностью Республики Саха (Якутия).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) от 04.05.2005 серия 14-АА 222692 на праве собственности Российской Федерации принадлежит смежный земельный участок с кадастровым номером 14:36:105038:0065, площадью 907 кв. м.
Из кадастровой выписке о земельном участке от 07.08.2014 N 14/13-403446 (КВ. 3) следует, что на указанном земельном участке был установлен сервитут для ремонта и технического обслуживания сетей электроснабжения с ТП (тепловым пунктом) в квартале "36".
Согласно кадастровым выпискам о земельном участке от 03.08.2016 N 14/001/097/2016-15043 и от 19.09.2016 N 14/16-300490, выданным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия), земельный участок, площадью 907 кв. м, в настоящее время принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ответчику.
Земельный участок, как следует из указанной кадастровой выписки имеет категорию: "земли населенных пунктов", и разрешенное использование: "Ц-1 Зона обслуживания и деловой активности городского центра", отметки об изъятии указанного участка из оборота отсутствуют.
По распоряжению мэра города Якутска от 22.03.2005 N 490-змр, свидетельству о государственной регистрации права от 01.04.2005, акту приема-передачи земельного участка от 23.03.2005 N 312, кадастровому плану от 30.11.2007, приложенным к дополнению к отзыву ответчика, на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 находится здание, общей площадью 1 115,8 кв. м, собственником которого является Российская Федерация в лице Минобороны, в котором располагается для постоянной деятельности Военный комиссариат города Якутска Республики Саха (Якутия).
Въезд на территорию стоящих рядом зданий осуществляется через единые ворота, то есть автотранспорт Банка проезжает к помещению гаража в своем здании через земельный участок, на котором расположено здание Военного комиссариата города Якутска.
Истец в обоснование своего требования ссылаясь на схему расположения земельного участка на кадастровой карте Муниципального главного архитектурно-планировочного учреждения и заключения Управления архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации города Якутска от 31.05.2016 N 1138-4ап/п, а также на письмо администрации от 12.10.2-16 N 2149-УАиГП, указывает на то, что для осуществления возложенных законом государственно-властных полномочий необходимо пользование частью смежного земельного участка; устройство отдельного проезда к зданию Банка невозможно осуществить по архитектурно-планировочному решению ул. Пояркова и по причине отсутствия проезда со стороны указанной улицы Пояркова (пешеходная дорожка и автобусная остановка), а также отсутствует возможность устройства проезда с улицы Октябрьской - перекресток с ул. Пояркова и пешеходная зона, а также с учетом противопожарной защиты жилых и общественных зданий СП 4.13130.2013.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, исходя из следующего.
Полномочия Минобороны РФ определены Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, утвердившим Положение о Минобороны РФ (далее - Положение о Минобороны).
Согласно пункту 1 Положения о Минобороны, Минобороны является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных ему организаций.
Пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" установлено, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Имущество Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на основании пункта 12 статьи 1 названного закона является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению, в том числе, федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 раздела II Положения о Министерстве обороны России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, названное министерство в пределах своей компетенции осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации в силу пункта 2 Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 27.07.1998 N 10 901 (далее - положение о военном округе) входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Минобороны РФ и начальником Генерального штаба.
На основании пункта 3, 6, 8 Положения о военном округе руководство военным округом осуществляет Министр обороны Российской Федерации, управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа, командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил и военные комиссариаты.
Военные комиссариаты на основании пункт 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 N 1609 (далее - положение о военных комиссариатах) являются территориальными органами Минобороны РФ и входят в состав военных округов.
Территориальные органы являются внутренними структурными подразделениями соответствующих органов государственной власти и создаются для осуществления (реализации) полномочий федеральных органов исполнительной власти на территории субъекта Российской Федерации.
Военный комиссариат в силу пункта 2 Положения о военных комиссариатах создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, ФКУ "Военный комиссариат Республики Саха (Якутия)" является учреждением, координация и регулирование деятельности которого осуществляется Минобороны РФ.
Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) на основании пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости. Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, поэтому при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка.
Предусмотренное указанной нормой права требование в условиях невозможности достижения сторонами соглашения о сервитуте имеет своей целью создание на будущее необходимых правовых гарантий для нормальной эксплуатации истцом своего имущества посредством предоставления ему по решению суда права ограниченного пользования чужим земельным участком.
По смыслу приведенных положений закона правом требовать установления права ограниченного пользования чужим земельным участком в свою пользу наделен собственник недвижимого имущества, землевладелец либо землепользователь, которые не могут обеспечить свои нужды без установления сервитута.
Пунктом 1 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящим пунктом или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.
Вместе с этим иные правила устанавливаются пунктом 2 статьи 39.24 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому, в случае если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.
Таким образом, суд полагает, что не соблюден разрешительный режим пребывания для ведения деятельности на территории военного комиссариата без Минобороны РФ.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- - земли сельскохозяйственного назначения;
- - земли населенных пунктов;
- - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- - земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда;
- - земли водного фонда;
- - земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и неуказанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в 13 закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Под ограниченными в обороте земельными участками, предоставленными для обеспечения обороны и безопасности, следует понимать земельные участки, предоставленные организациям, которые в соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" непосредственно обеспечивают оборону и безопасности страны.
Исходя из правовой позиции постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2010 N 3199/10, от 28.06.2011 N 18260/10, анализа норм подпункта 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации, показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Фактическое нахождение на земельном участке с кадастровым номером 14:36:105038:0065 здания Отдела Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску и использование указанного земельного участка, находящегося на праве постоянного пользования у ответчика, Отделом Военного комиссариата Республики Саха (Якутия) по городу Якутску не опровергается лицами, участвующими в деле.
Нахождение объекта на земельном участке является основанием для признания фактического использования земельного участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Из вышеуказанного следует, что фактически земельный участок предоставлен в пользование Вооруженным Силам Российской Федерации в целях обеспечения деятельности государства и используется для нужд обороны и безопасности страны.
Основанием установления сервитута согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установление сервитута.
Учитывая, что соглашение о сервитуте это двусторонняя сделка, его установление на землях, изъятых из оборота (на которые доступ гражданам запрещен или ограничен федеральными законами) невозможно.
В рассматриваемом случае в предмет доказывания входят обстоятельства наличия (отсутствия) у истца права собственности или иного вещного права на объект недвижимости, для пользования которым истец просит установить частный сервитут, наличия (отсутствия) у ответчика права собственности или иного законного права владения земельным участком, на который истец просит установить сервитут, невозможность обеспечения проезда иным путем к объекту недвижимости истца и осуществления нормальной хозяйственной деятельности без установления сервитута.
Истец просит установить постоянный сервитут, поскольку не имеет возможности фактического осуществления в полной мере прав владения и пользования зарегистрированным за ним участком (и объектом недвижимости) ввиду отсутствия прохода, проезда к нему.
Кадастровая деятельность в понимании части 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон о кадастре) это выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными Законом о кадастре требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных Законом о кадастре случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер.
Пунктом 4.2 статьи 1 Закона о кадастре установлено, что в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка).
В данном случае, координаты характерных точек границ части земельного участка не могут быть определены Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Саха (Якутия).
Результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 Закона о кадастре, или работника юридического лица, указанного в статье 33 Закона о кадастре в силу статьи 37 Закона о кадастре является межевой план, технический план или акт обследования.
Статьей 68 АПК РФ предусмотрено, что обстоятельства дела, которые согласно закону могут быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о том, что координаты характерных точек границ части земельного участка не определены в установленном порядке кадастровыми инженерами, вследствие чего не доказан размер платы за сервитут, на основании чего правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2017 года по делу N А58-4721/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.В.БАСАЕВ
Е.О.НИКИФОРЮК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)