Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 20.06.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-1664/2017

Требование: Об установлении нормативной цены на несельскохозяйственные угодья.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что указанная в справках нормативная цена на несельскохозяйственные угодья превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке, положительным экспертным заключением.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 июня 2017 г. по делу N 33а-1664/2017


Председательствующий в первой инстанции: Кондрак Н.И.
Категория 098а
Докладчик в апелляционной инстанции: Дудкина Т.Н.

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего Дудкиной Т.Н.,
судей Артамоновой Т.А., Балацкого Е.В.
при секретаре Г.
при участии:
представителя административного истца ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая Балка" к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, заинтересованные лица - Правительство Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя об установлении нормативной цены земельного участка, по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая Балка" на решение Севастопольского городского суда от 09 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

17 января 2017 года Общество с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая Балка" (далее - ООО "Золотая Балка") обратилось в Севастопольский городской суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр), в котором просило признать нормативную цену несельскохозяйственных угодий спорных земельных участков, утвержденную постановлением Правительства Севастополя N 515 от 28.11.2014 года не соответствующей п. п. 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации N 319 от 15.03.1997 года "О порядке определения нормативной цены земли" и не порождающей правовых последствий с момента ее утверждения, установить нормативную цену несельскохозяйственных угодий спорных земельных участков на уровне 75% от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения в размере:
- - 1.662.000,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 2.206.078,00 кв. м кадастровый N;
- - 982.500,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 3.858.704,00 кв. м кадастровый N;
- - 771.750,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 1.260.464,00 кв. м кадастровый N;
- - 937.500,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 1.089.472,00 кв. м кадастровый N;
- - 3.841.500,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 3.472.001,00 кв. м кадастровый N;
- - 1.392.750,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 1.764.187,00 кв. м кадастровый N;
- - 1.610.250,00 рублей за несельскохозяйственные угодья земельного участка N площадью 488.076,00 кв. м кадастровый N.
Возложить на Севреестр обязанность в срок не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда, внести в государственный кадастр недвижимости вновь установленную нормативную цену несельскохозяйственных угодий земельных участков, находящихся в аренде ООО "Золотая Балка".
В обоснование административного искового заявления Общество указало, что Севреестром выданы справки о нормативной цене земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года. Между тем указанная в справках нормативная цена несельскохозяйственных угодий земельных участков превышает их рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке, положительным экспертным заключением. Истец полагает, что нормативная цена земельных участков может быть пересмотрена судом по аналогии с пересмотром кадастровой стоимости земельных участков и исходя из положений Постановления Правительства Российской Федерации N 319 от 15.03.1997 года.
Решением Севастопольского городского суда от 09 марта 2017 года в удовлетворении административного искового заявления ООО "Золотая Балка" - отказано.
На данное решение представителем административного истца подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене состоявшегося решения, принятие нового об удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В судебном заседании представитель административного истца апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в ней.
Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица в заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще, что не препятствует рассмотрению дела.
Заслушав судью-докладчика, выслушав представителя административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в пользовании ООО "Золотая балка" на основании договоров аренды, заключенных с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, находятся следующие земельные участки:
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 488.076,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 1.260.464,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 1.089.472,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 3.472.001,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 2.206.078,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 3.858.704,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- - многоконтурный земельный участок с кадастровым N, площадью 1.764.187,00 кв. м, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N, с разрешенным видом пользования "для ведения товарного сельскохозяйственного производства", категория "земли населенных пунктов";
- Данные обстоятельства подтверждаются договорами аренды от 17.03.2016 года /л.д. 31 - 37, 40 - 46, 49 - 55, 58 - 64, 67 - 73/ и от 26.04.2016 года /л.д. 76 - 82, 85 - 91/. Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя истцу выданы справки о нормативной цене указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2015 года, которая была определена на основании постановления Правительства Севастополя N от 28.11.2014 года "Об утверждении нормативной цены земли" N от 21.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 94/; N от 18.12.2015 года земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 95/; N от 27.11.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 96/; N от 18.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 97/; N от 18.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 98/; N от 18.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 99/; N от 18.12.2015 года на земельный участок, расположенный по адресу г. Севастополь, Балаклавский район, участок N /л.д. 100/.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из их безосновательности, недоказанности.
Коллегия судей соглашается с решением суда первой инстанции и, проверяя его на соответствие требованиям части 1 статьи 176 КАС РФ, указывает следующее.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (ч. 5 ст. 65).
Административный истец является пользователем земельных участков и плательщиком арендной платы.
Статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" предусмотренного, что до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ст. 10 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" нормативная денежная оценка земель, установленная на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона, применяется для целей налогообложения и определения размера арендной платы в отношении земельных участков до проведения ее переоценки. Размер арендной платы, платы за сервитут, находящихся в государственной собственности, устанавливаются Правительством Севастополя.
В соответствии с п. 1.1 Порядка определения размера арендной платы, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, являющиеся собственностью города федерального значения Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 16 июня 2015 года N 524-ПП, до проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории города Севастополя, для определения размера арендной платы за пользование земельными участками применяется нормативная цена земли в городе Севастополе, утвержденная постановлением Правительства Севастополя N 515 от 28 ноября 2014 года.
Как верно указал суд первой инстанции, нормативная цена земли устанавливается исключительно органами исполнительной власти города Севастополя и применяется для определения, в частности, и размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности города, при этом, указанным законодательством, не установлено требований о соответствии нормативной цены земли рыночной стоимости конкретных земельных участков.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции, который верно указал на то обстоятельство, что особенности регулирования имущественных и земельных отношений на территории города, в том числе по вопросу нормативной цены земли устанавливаются нормативными правовыми актами города Севастополя в силу положений ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ.
Постановлением Правительства Севастополя N 515 от 28.11.2014 года утверждена нормативная цена земли, при этом, п. 2 данного постановления исполнительным органом государственной власти, осуществляющим функцию по предоставлению сведений о нормативной цене земельных участков, является Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя.
Следовательно, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестр) является органом, который только предоставляет сведения об уже утвержденной Правительством Севастополя нормативной цене земли, не обладая полномочиями ее уточнения либо изменения, в том числе, и путем установления ее рыночной стоимости.
Таким образом, требования административного истца, заявленные к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя (Севреестру) безосновательны.
Как указывалось выше, нормативная цена земли в городе Севастополе утверждена нормативным правовым актом органа исполнительной власти города Севастополя - постановлением Правительства города Севастополя N 515 от 28.11.2014 года, то есть, определена способом отличным от определения кадастровой оценки земельных участков, осуществляемой согласно положений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и иных актов, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, следовательно и порядок ее оспаривания является иным.
Нарушения, допущенные Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя при предоставлении сведений о нормативной цене земельных участков, не являются тождественными оспариванию нормативной стоимости земельного участка, что не исключает возможности их обжалования в порядке главы 22 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, были предметом исследования суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании закона и не влекут отмену решения, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 308, 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -

определила:

Решение Севастопольского городского суда от 09 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Агрофирма "Золотая Балка" - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)