Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.05.2017 N 19АП-1277/2017 ПО ДЕЛУ N А48-3820/2016

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 мая 2017 г. по делу N А48-3820/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 5 мая 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Батова Елена Анатольевна, паспорт;
- от Администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от ООО "Брянская мясная компания": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Батовой Елены Анатольевны (303930, Орловская область, Хотынецкий район, ОГРНИП 312574813500021, ИНН 572600069863) на решение Арбитражного суда Орловской области от 30.12.2016 по делу N А48-3820/2016 (судья Короткова Л.В.) по заявлению Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Батовой Елены Анатольевны

третье лицо - ООО "Брянская мясная компания" (242221, Брянская область, Трубчевский район, пос. Прогресс, ул. Белгородская, д. 2), о
1) признании незаконными отказа в предоставлении ИП Главе КФХ Батовой Елене Анатольевне в аренду земельных участков N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367, расположенных по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское ТНВ "Ленинское знамя", выраженного в письме исх. N 67 от 25.05.2016 и постановления администрации Глотовского с/п Знаменского района Орловской области N 7 "О проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области";
2) об обязании Администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ИП Главой КФХ Батовой Еленой Анатольевной договор аренды земельных участков N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367, расположенных по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское ТНВ "Ленинское знамя",
установил:

- Индивидуальный предприниматель Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Батова Елена Анатольевны (далее - ИП Глава КФХ Батова Е.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области (далее - администрация) о признании незаконным отказ в предоставлении ИП Главе КФХ Батовой Елене Анатольевне в аренду земельных участков N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367, расположенных по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское ТНВ "Ленинское знамя", выраженный в письме исх. N 67 от 25.05.2016 и постановление администрации Глотовского с/п Знаменского района Орловской области N 7 "О проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области";
- обязании Администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области в срок не позднее тридцати дней с момента вступления решения в законную силу заключить с ИП Главой КФХ Батовой Еленой Анатольевной договор аренды земельных участков N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326 и N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367, расположенных по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское ТНВ "Ленинское знамя".
Дело рассматривалось с участием третьего лица ООО "Брянская мясная компания".
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.12.2016, принятым по настоящему делу, в удовлетворении заявленных требованиях ИП Главе КФХ Батовой Е.А. отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ИП Глава КФХ Батова Е.А. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение суда области и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается, что в подтверждение факта использования земельных участков ИП Главой КФХ Батовой Е.А. были представлены постановления Управления Росреестра по Орловской области о назначении административного наказания от 24.07.2015 и постановление Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Орловской области от 18.10.2016, которыми установлен факт использования ИП Главой КФХ Батовой Е.А.
Указывает, что в орган местного самоуправления, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие использование участков на льготных условиях.
Считает, что отказ администрации в предоставлении в аренду земельных участков не соответствует законодательству и нарушает законные права и интересы заявителя.
Администрация в представленном суду отзыве против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
От администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
ООО "Брянская мясная компания" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.04.2017 по 27.04.2017.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Батова Е.А. является собственником 1/312 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 30575973 кв. м, адрес объекта: Орловская область, Знаменский район, ТНВ "Ленинское знамя", кадастровый номер 57:02:0000000:99, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 мая 2008 года серия 57 АА N 616317.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 02.02.2015 N 57-57/014/003/2015-1078/3 Батова Е.А. также является собственником 2,5 земельных долей площадью 9,8 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 16863265 кв. м, кадастровый номер 57:02:0000000:99, расположенного по адресу: Орловская область, Знаменский район, ТНВ "Ленинское знамя".
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:99, расположенный по адресу: Орловская область, Знаменский район, Глотовское с/п, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 16863265 кв. м находится в долевой собственности нескольких (более 5) лиц, в том числе Батовой Елене Анатольевне принадлежит доля в размере 1/312 в праве общей долевой собственности, муниципальному образованию - Глотовское сельское поселение - 47 долей, сособственниками также являются иные физические лица.
Муниципальному образованию Глотовское сельское поселение Знаменского района Орловской области на праве муниципальной собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 57:02:0000000:326 и 57:02:0040202:367, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, общей площадью соответственно 2548000 кв. м, 2058000 кв. м, расположенные по адресу: Орловская область, Знаменский район, с/п Глотовское, ТНВ "Ленинское знамя" (старое название колхоз "Ленинское знамя"), о чем выданы свидетельства о государственной регистрации права от 23.11.2015.
Данные земельные участки, как установлено Хотынецким районным судом Орловской области (решение от 08.07.2015 по делу N 2-42/2015) были выделены из земельного участка с кадастровым номером 57:02:0000000:99.
27 ноября 2015 года в соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в газете "Земля родная" N 49 (4407) размещено извещение Администрации Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области о возможности заключения договора купли-продажи или сдаче в аренду земельных участков, выделенных в счет земельных долей, использующим такой земельный участок, сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Земельный участок N 1 площадью 2548000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0000000:326, земельный участок N 2 площадью 2058000 кв. м с кадастровым номером 57:02:0040202:367. Цена земельного участка устанавливается в размере 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата в размере 0,3 процентов его кадастровой стоимости.
Глава КФХ Батова Е.А. 13.05.2016 обратилась к Главе администрации Глотовского сельского поселения с заявлением о намерении приобрести вышеуказанные земельные участки. В заявлении Глава КФХ Батова Е.А. указала на то, что она использует эти земельные участки.
Письмом от 25.05.2016 исх. N 67 Администрация Глотовского сельского поселения, ссылаясь на п. 1 ст. 14 Федерального закона 24.07.2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", отказала заявителю в удовлетворении заявления по мотиву отсутствия у заявителя преимущественного права на приобретение указанных земельных участков.
Тогда же Администрацией Глотовского сельского поселения было принято постановление N 7 "О проведении аукциона по продаже земельных участков, находящихся в собственности Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области", которое было размещено в газете "Земля родная" N 21 (4432) 27 мая 2016 года.
В соответствии с данным постановлением на аукцион выставлены: земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:326, площадью 2548000 кв. м и земельный участок с кадастровым номером 57:02:0040202:367, площадью 2058000 кв. м, расположенные по адресу: Орловская область, Знаменский район, Глотовское сельское поселение, ТнВ "Ленинское знамя" (старое название колхоз "Ленинское знамя").
С заявлением об участии в аукционе ИП Глава КФХ Батова Е.А. не обращалась.
Утверждая, что отказ администрации и постановление от 25.05.2016 N 7 нарушает права и законные интересы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ИП Глава КФХ Батова Е.А. обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями. Арбитражным судом Орловской области в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статьям 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
На основании пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Из материалов дела следует, и Арбитражным судом Орловской области установлено, что спорные земельные участки отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения, сформированы из невостребованных долей, находятся в собственности муниципального образования Глотовского сельского поселения Знаменского района Орловской области", следовательно, полномочия по распоряжению ими принадлежат Администрации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на следующих принципах:
- - установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
- - преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов. Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ определено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации. Согласно статье 10 названного закона перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 5.1 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок; при этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости; орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом; указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на информационных щитах на территории данного муниципального образования.
Одним из закрепленных в пункте 5.1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" условий реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов является использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством испрашиваемого участка до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на него.
Судом области установлено, что из представленных в материалы дела документов усматривается, что заявитель использовал земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, без правовых оснований, т.е. без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
Вместе с тем, факт использования указанного земельного участка крестьянским (фермерским) хозяйством ранее установлен решением Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-4996/2015 вступившим в законную силу 14.10.2015. Однако, использование участка без законных на то оснований послужило основанием для наложения административного штрафа в отношении предпринимателя.
Земельный участок с кадастровым номером 57:02:0000000:99, находится в долевой собственности нескольких (более 5) лиц. Батовой Елене Анатольевне принадлежит доля в размере 1/312 в праве общей долевой собственности, муниципальному образованию - Глотовское сельское поселение - 47 долей, сособственниками также являются иные физические лица.
Заявитель, оспаривая отказ Администрации, ссылается на принадлежащую ей на праве собственности земельную долю в размере 1/312 в праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером 57:02:0000000:99, указывает на наличие у нее права на использование данного земельного участка.
Однако, исходя из совокупного правового анализа норм статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" судом области установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а в случае владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности, к полномочиям которого, в частности, относится принятие решения о предложениях относительно проекта межевания земельных участков; об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Таким образом, нормами гражданского и земельного законодательства ключевым моментом в осуществлении правомочий такой составляющей части права собственности, как пользование долевых собственников земельных участков земельными долями остальных дольщиков, определено согласование волеизъявления остальных сособственников на использование принадлежащих им долей. Как отметил суд области, что вышеприведенные нормативные положения и разъяснения не могут быть истолкованы таким образом, что лицо, использовавшее земельный участок в отсутствие на то каких-либо законных оснований и соответствующего волеизъявления собственников, то есть, действуя недобросовестно, в силу закона приобретает право на льготную приватизацию земель сельскохозяйственного назначения на бесконкурентных началах, получает необоснованное преимущество по сравнению с иными участниками оборота земель сельскохозяйственного назначения.
Соответствующий вывод согласуется с закрепленным законодателем в пункте 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации принципом добросовестности поведения участников гражданского оборота и недопустимости извлечения выгод и преимуществ из незаконных и недобросовестных действий, который ранее следовал из текста статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из отсутствия достоверных доказательств использования предпринимателем на законных основаниях испрашиваемых земельных участков до момента государственной регистрации права муниципальной собственности на них, как это предусмотрено пунктом 5.1 статьи 10 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и согласия иных собственников.
Доказательств проведения собрания собственников иных долей не представлено.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не представил доказательств нарушения Администрацией его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при изложенных обстоятельствах, поскольку не представил законных оснований возникновения указанного права. Таким образом, заявленные требования признаны необоснованными.
Довод заявителя о том, что в подтверждение факта использования земельных участков ИП Главой КФХ Батовой Е.А. были представлены постановления Управления Росреестра по Орловской области о назначении административного наказания от 24.07.2015 и постановление Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Орловской области от 18.10.2016, которыми установлен факт использования ИП Главой КФХ Батовой Е.А. отклоняется апелляционным судом, поскольку был надлежащем образом исследован в рамках дела N А48-4996/2015, оснований для его переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционный суд также учитывает, что не доказано наличие совокупности условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, позволяющих удовлетворить требования.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Свидетельства, представленные заявителем в апелляционную инстанцию не могут повлиять на выводы суда, поскольку в суд первой инстанции представлялись аналогичные документы.
С учетом изложенного, суд области в рамках заявленных требований полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда отмене или изменению не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
С учетом результатов рассмотрения дела, расходы по государственной пошлине относятся на заявителя по делу.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 30.12.2016 по делу N А48-3820/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
П.В.ДОНЦОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)