Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33-23777/2017

Требование: О признании права собственности на земельный участок.

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. по делу N 33-23777/2017


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Сагетдиновой А.М. и Смирновой О.В.
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Е. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе К.Е. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 сентября 2017 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., объяснения представителя К.Е. - Х., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан У., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

К.Е. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование иска указала, что дата умер отец истца К.В., после смерти которого открылось наследство, в том числе в виде жилого дома, расположенного по адресу: адрес.
На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 04 ноября 2015 г. за К.Е. зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью 54,6 кв. м, расположенного по адресу: адрес.
Указанный жилой дом с надворными постройками расположен на земельном участке с кадастровым номером N..., общей площадью 619 кв. м, с разрешенным видом использования: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
14 октября 2017 г. истец обратилась в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, оставленное ответчиком в лице уполномоченного органа без удовлетворения, в связи с нахождением испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов р. Уфы.
Полагает отказ незаконным, поскольку право собственности наследодателя К.В. на жилой дом возникло на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 января 1997 г., вступившего в законную силу до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельного кодекса) и в силу части 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ) наследник К.Е. вправе приобрести в собственность земельный участок ввиду недоказанности ограничения его оборотоспособности.
Просила признать право собственности за К.Е. на земельный участок с кадастровым номером N..., площадью 619 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: адрес в порядке приватизации.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. отказано.
В апелляционной жалобе К.Е. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, не соответствующего нормам материального права.
В судебное заседание истец, представители администрации, МУП "Уфаводоканал" не явились, о времени и месте его проведения извещены. По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что истец имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом. Однако ввиду ограничения оборотоспособности земельного участка - нахождения во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, он не может быть предоставлен в собственность.
Судебная коллегия полагает выводы суда законными и обоснованными.
Согласно Основам водного законодательства Союза ССР и союзных республик государственное управление в области использования и охраны вод в РСФСР осуществляется Советом Министров СССР, Советом Министров РСФСР, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами по регулированию использования и охране вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.
В соответствии со статьями 91, 98 Водного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 30 июня 1972 г., в целях охраны вод, используемых для питьевого и бытового водоснабжения, лечебных, курортных и оздоровительных нужд населения, устанавливаются округа и зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Порядок установления и использования водоохранных зон (полос) определяется Советом Министров РСФСР, если иное не предусмотрено законодательством Союза ССР.
В целях усиления санитарной охраны водопроводов и источников водоснабжения Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР N 96 и Совета Народных Комиссаров СССР N 834 от 17 мая 1937 г. "О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения" было предусмотрено, что в каждом населенном пункте Союза ССР, в котором имеется или строится водопровод общего пользования или водопровод для технических целей, но используемый также для обслуживания населения, обязательно устанавливается зона санитарной охраны открытых и подземных источников водоснабжения, питающих данный водопровод (пункт 1); зона санитарной охраны источников водоснабжения делится на три пояса, в каждом из которых устанавливается особый режим (пункт 2); второй пояс охватывает территорию, непосредственно окружающую источники водоснабжения и их притоки (пункт 4); зона санитарной охраны источников водоснабжения и ее подразделение на пояса устанавливается в каждом населенном пункте решением соответствующего местного совета с утверждения: советов народных комиссаров союзных республик - для столиц союзных РЕСПУБЛИКИ для населенных пунктов, расположенных в важнейших курортных районах (Южный берег Крыма, Кавказские Минеральные Воды, Сочи - Мацестинский район и др.), а также для краевых и областных центров и всех городов с населением свыше 200 тысяч человек; советов народных комиссаров автономных республик, краевых и областных исполнительных комитетов - для прочих населенных пунктов (пункт 6).
Главным государственным санитарным врачом СССР 18 декабря 1982 г. N 2640-82 утверждено "Положение о порядке проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения" (далее - Положение от 18 декабря 1982 г. N 2640-82), которым определялся порядок проектирования и эксплуатации зон санитарной охраны источников централизованного водоснабжения и водопроводов, питающих воду хозяйственно-питьевого назначения для населения, персонала промышленных предприятий, а также для предприятий, требующих воду питьевого качества, и предназначено для организаций, проектирующих и эксплуатирующих водозаборы и водопроводы, а также для органов санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарный надзор.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от их ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников, в том числе с искусственным пополнением, используемую для хозяйственно-питьевых нужд.
Основной целью зон санитарной охраны является охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей территории.
Судебной коллегией установлено, что в 1994 году с целью обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия источников хозяйственно-питьевого водоснабжения г. Уфы и в соответствии с санитарными правилами и нормами Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, институтом "Коммунводоканалпроект" разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы". Данным проектом определены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источника водоснабжения г. Уфы. Вышеуказанный проект утвержден распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. за N 801-р, опубликованным 30 июня 2017 г. в официальном интернет-портале правовой информации Правительства Республики Башкортостан.
22 августа 2008 г. на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за N 801-р от 24 июля 1995 г. Советом городского округа г. Уфа принято решение N 7/4 "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа", на основании которого в государственный кадастр недвижимости ранее были внесены сведения о нахождении земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Новый проект зон санитарной охраны водных объектов г. Уфы Республики Башкортостан не разработан.
Между тем, оснований полагать, что в настоящее время отсутствует решение уполномоченного органа об утверждении зон санитарной охраны, не имеется. Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801 - р не утратило силу и подлежит применению к спорным правоотношениям.
Регулируя вопросы водопользования, Водный кодекс Российской Федерации предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43).
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (часть 5).
При этом Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, с 01 июня 2002 г. введены в действие Санитарные правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26 февраля 2002 г. (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Вместе с тем определение действия во времени и пространстве ранее принятых нормативных правовых актов по вопросам границ зон санитарной охраны названными актами не ограничено.
Согласно подпункту 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Из сообщения МУП "Уфаводоканал" от дата N... земельный участок с кадастровым номером N... в соответствии проектом "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" расположен на территории второго пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения г. Уфы. Судебная коллегия признает указанное письменное доказательство допустимым, содержащим сведения из оригинала документа, оцениваемое в совокупности с иными доказательствами по делу.
Последующее исключение указанных сведений из Единого государственного реестра недвижимости не свидетельствует о нахождении земельного участка за пределами второго пояса источника водоснабжения г. Уфы, поскольку проектом "Санитарно - топографическое обследование зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" подтверждено его местонахождение в границах зон, не допускающих приватизацию земельного участка вследствие особого режима использования.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии сведений в Едином государственном реестре недвижимости о регистрации каких-либо ограничений на земельный участок не являются основанием для отмены судебного постановления, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р утверждены зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей источника питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения", что не равнозначно понятию "зона охраны водозаборов второй пояс", судебная коллегия находит несостоятельными, из Положения от 18 декабря 1982 г. N 2640-82, на основании которого в 1994 г. разработан проект "Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения г. Уфы" усматривается, что "зона охраны водозабора II пояс" равнозначно понятию "зона санитарной охраны водных объектов, используемых для целей источника питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения".
Подлежит отклонению ссылка представителя истца о ненадлежащем опубликовании распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24 июля 1995 г. N 801-р, без приложений, поскольку опровергается материалами дела. Из буквального содержания документа, опубликованного дата за N... в общем доступе информационно - коммуникационной сети Интернет на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru в интернет - портале правовой информации, не следует наличие к нему приложений.
Иные доводы апелляционной жалобы выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и направлены на их переоценку.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 05 сентября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу К.Е. - без удовлетворения.
Справка: судья Попенова Т.В.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)