Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Салют" - Ворсунов А.Н., доверенность от 12.04.2016, Калыгин Б.К., доверенность от 01.09.2016,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещено,
от Соболевой Натальи Александровны - Ворсунов А.Н., доверенность от 20.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Салют"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-9972/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению публичного акционерного общества "Салют" (ОГРН 1026300840983, ИНН 6313034986), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Соболевой Натальи Александровны
о признании незаконным отказа и обязании,
Публичное акционерное общество (до 09.02.2016 открытое акционерное общество - л.д. 7-47 т. 1) "Салют" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в разделе ранее учтенного земельного лесного участка из категории земель лесного фонда площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, квартал 84 Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза, на лесные участки площадью 38 635 кв. м и 15 913 кв. м и о предоставлении образованного лесного участка площадью 38 635 кв. м в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, изложенного в письме от 11.03.2016 г. N 220502/4989, и обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения данного заявления.
Решением суда 1 инстанции от 01 августа 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ПАО "Салют" просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
При этом указывает, что в материалы дела ПАО "Салют" и Соболевой Н.А. представлены свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном лесном участке. В силу ч. 3 ст. 74 ЛК РФ ПАО "Салют" и Соболева Н.А. как собственники объектов недвижимого имущества имеют право заключения договора аренды без проведения торгов, и к ним не применимы положения ч. 5 ст. 74 ЛК РФ, на которые сослался суд в решении. Положения ч. 5 ст. 74 ЛК РФ содержат в себе иные основания для предоставления лесного участка в аренду для лиц, к которым ПАО "Салют" и Соболева Н.А. не имеют отношения.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Соболева Н.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представители общества и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 15.02.2016 ОАО "Салют" и Соболева Н.А. обратились в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о разделе ранее учтенного лесного участка из категории земель лесного фонда площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, квартал 84 Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза, на лесные участки площадью 38 635 кв. м и 15 913 кв. м, и о предоставлении вновь образованного лесного участка площадью 38 635 кв. м, занимаемого объектами недвижимости заявителей, в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора для осуществления рекреационной деятельности с целью организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на срок 49 лет (л.д. 48-49 т. 1).
11.03.2016 г. письмом N 220502/4989 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало в разделе и предоставлении в аренду спорного лесного участка (л.д. 50-52 т. 1).
В письме Министерства указано, что между ФГУ "Красноярский лесхоз" и ОАО "Салют" на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 23.08.2000 N 617-р был заключен договор аренды лесного участка от 05.10.2001 N б/н, расположенного в 84 квартале Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза. 27.06.2005 между ФГУ "Красноярский лесхоз", ОАО "Салют" и ООО "Салют-Сервис" (новый арендатор) было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 N б/н и о передаче прав и обязанностей по вышеуказанному договору. Данные документы прошли процедуру государственной регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области за N 63-364-2002-2611 от 29.01.2002 и за N 63-63-26/028/2005-216 от 15.08.2005. На основании решения комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области вышеуказанный договор приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ и переоформлен на договор аренды лесного участка от 04.06.2008 N 36/07, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 84, выделы 6,7,8,9,10 площадью 74 842 га с кадастровым номером 63:26:031616:01, предоставленный для осуществления рекреационной деятельности. В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А55-30469/2014 договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неоднократным невнесением арендных платежей в сроки, предусмотренные договором аренды лесного участка. По состоянию на 10.03.2016 г. задолженность по арендной плате по данному договору составляет - 452 484,38 руб., задолженность по пени - 109 081,58 рублей. В соответствии с пунктом 6 статьи 21 ЛК РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. Таким образом, при расторжении договора аренды действующим законодательством предусмотрено приведение лесного участка в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства, то есть освобождение участка и проведение рекультивации. На основании вышеизложенного министерство не вправе предоставить ОАО "Салют" и гражданке Соболевой Н.А. в аренду испрашиваемый лесной участок на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.10.2001 между Красноярским лесхозом (арендодатель) и ОАО "Салют" (арендатор) был заключен договор аренды участка лесного фонда площадью 74 842 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Больше-Царевщинское лесничество, Красноярский лесхоз, квартал N 84, для культурно-оздоровительных целей, сроком на 15 лет (л.д. 86-91 т. 1).
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
По соглашению от 27.06.2005 о внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 права и обязанности арендатора перешли от ОАО "Салют" (первоначальный арендатор) к ООО "Салют-сервис" (новый арендатор).
В соответствии с п. 2 указанного соглашения новому арендатору предоставляется за плату во временное пользование часть участка лесного фонда, площадью 7 087 га, расположенного в Большецаревщинском лесничестве Красноярского лесхоза, для культурно-оздоровительных целей, сроком на 15 лет (л.д. 98-101 т. 1).
В рамках дела N А55-30469/2014 Арбитражным судом Самарской области был рассмотрен иск Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Салют-Сервис" о взыскании за период с 10.02.2014 по 31.12.2014 задолженности по арендной плате в размере 134 469 руб. 91 коп., за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 задолженности по арендной плате в размере 132 726 руб. 50 коп., неустойки (пени) за период с 18.05.2012 по 01.12.2014 в размере 14 335 руб. 85 коп. за период с 01.06.2014 по 01.12.2014 в размере 15 694 руб. 91 коп. по договору аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001; а также о досрочном расторжении договора аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2015 иск удовлетворен частично.
С ООО "Салют-Сервис" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскано 297 227 руб. 17 коп., в том числе задолженность в сумме 267 196 руб. 41 коп. и неустойка в сумме 30 030 руб. 76 коп. Требование в части досрочного расторжения договора аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 оставлено без рассмотрения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-30469/2014 в части оставления без рассмотрения искового требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о расторжении договора аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001 отменено. Требование о расторжении договора аренды участка лесного фонда удовлетворено, договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001, заключенный между Красноярским лесхозом и обществом с ограниченной ответственностью "Салют-Сервис" расторгнут (л.д. 75-80 т. 1).
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Кроме того, согласно п. 4 ст. 74 Кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В силу п. 5 ст. 74 Кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с п. 6 ст. 74 Кодекса орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Из материалов дела видно, что Общество из участников указанного договора аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 выбыло 27.06.2005 г., то есть не является арендатором указанного лесного участка применительно к положениям ст. 74 Кодекса.
В связи с этим Общество в соответствии с положениями ст. 74 ЛК РФ не вправе требовать заключения с ним нового договора аренды спорного лесного участка без проведения торгов.
Что касается требования заявителя о разделе земельного участка, на котором расположен спорный участок лесного фонда, то данное требование также необоснованно.
В силу положений ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст. 11.4. Кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При этом согласно пунктам 6, 7 данной статьи при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы правом на обращение с заявлением о разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обладают лица, которым материнский земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
Поскольку в данном случае спорный земельный участок, равно как и лесной участок, не предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, оно не вправе требовать его раздела до оформления в соответствующем порядке права аренды на него.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что в соответствии с положениями пп. 4 п. 3 ст. 74 ЛК РФ оно, как собственник зданий и сооружений, расположенных на спорном лесном участке, имеет право на заключение договора аренды данного лесного участка без проведения торгов, также является необоснованной.
Из материалов дела видно, что Обществу действительно принадлежат на праве собственности летние дома, насосная, здание обслуживающего персонала, баня, дом административного назначения, административное здание, здание кухни-столовой, которые находятся на лесном участке площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, база отдыха "Салют" (л.д. 57-73 т. 1).
Вместе с тем Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду не данного лесного (земельного) участка площадью 54563 кв. м, прошедшего кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 63:26:1805022:27 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 05.04.2016 г. (л.д. 53-55 т. 1), а лесного участка площадью 38 635 кв. м, предполагаемого к образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:27.
Таким образом, предметом требования заявителя о предоставлении лесного участка в аренду является земельный участок площадью 38 635 кв. м, не сформированный в установленном порядке и не прошедший кадастровый учет, что исключает возможность удовлетворения данного требования.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества и дополнении к ней, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ПАО "Салют", оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-9972/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Салют" (ОГРН 1026300840983, ИНН 6313034986) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04 августа 2016 года N 5656 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2016 N 11АП-12187/2016 ПО ДЕЛУ N А55-9972/2016
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения; Аренда недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2016 г. по делу N А55-9972/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 октября 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от публичного акционерного общества "Салют" - Ворсунов А.Н., доверенность от 12.04.2016, Калыгин Б.К., доверенность от 01.09.2016,
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - не явился, извещено,
от Соболевой Натальи Александровны - Ворсунов А.Н., доверенность от 20.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 октября 2016 года в зале N 6 апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Салют"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-9972/2016 (судья Медведев А.А.),
по заявлению публичного акционерного общества "Салют" (ОГРН 1026300840983, ИНН 6313034986), г. Самара,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, г. Самара,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Соболевой Натальи Александровны
о признании незаконным отказа и обязании,
установил:
Публичное акционерное общество (до 09.02.2016 открытое акционерное общество - л.д. 7-47 т. 1) "Салют" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в разделе ранее учтенного земельного лесного участка из категории земель лесного фонда площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, квартал 84 Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза, на лесные участки площадью 38 635 кв. м и 15 913 кв. м и о предоставлении образованного лесного участка площадью 38 635 кв. м в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора, изложенного в письме от 11.03.2016 г. N 220502/4989, и обязании устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения данного заявления.
Решением суда 1 инстанции от 01 августа 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ПАО "Салют" просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
При этом указывает, что в материалы дела ПАО "Салют" и Соболевой Н.А. представлены свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном лесном участке. В силу ч. 3 ст. 74 ЛК РФ ПАО "Салют" и Соболева Н.А. как собственники объектов недвижимого имущества имеют право заключения договора аренды без проведения торгов, и к ним не применимы положения ч. 5 ст. 74 ЛК РФ, на которые сослался суд в решении. Положения ч. 5 ст. 74 ЛК РФ содержат в себе иные основания для предоставления лесного участка в аренду для лиц, к которым ПАО "Салют" и Соболева Н.А. не имеют отношения.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо Соболева Н.А. отзыв на апелляционную жалобу не представила.
В судебном заседании представители общества и третьего лица поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 15.02.2016 ОАО "Салют" и Соболева Н.А. обратились в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о разделе ранее учтенного лесного участка из категории земель лесного фонда площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, квартал 84 Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза, на лесные участки площадью 38 635 кв. м и 15 913 кв. м, и о предоставлении вновь образованного лесного участка площадью 38 635 кв. м, занимаемого объектами недвижимости заявителей, в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора для осуществления рекреационной деятельности с целью организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности на срок 49 лет (л.д. 48-49 т. 1).
11.03.2016 г. письмом N 220502/4989 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области отказало в разделе и предоставлении в аренду спорного лесного участка (л.д. 50-52 т. 1).
В письме Министерства указано, что между ФГУ "Красноярский лесхоз" и ОАО "Салют" на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 23.08.2000 N 617-р был заключен договор аренды лесного участка от 05.10.2001 N б/н, расположенного в 84 квартале Большецаревщинского лесничества Красноярского лесхоза. 27.06.2005 между ФГУ "Красноярский лесхоз", ОАО "Салют" и ООО "Салют-Сервис" (новый арендатор) было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 N б/н и о передаче прав и обязанностей по вышеуказанному договору. Данные документы прошли процедуру государственной регистрации в Управлении Росреестра по Самарской области за N 63-364-2002-2611 от 29.01.2002 и за N 63-63-26/028/2005-216 от 15.08.2005. На основании решения комиссии департамента лесного хозяйства Самарской области вышеуказанный договор приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ и переоформлен на договор аренды лесного участка от 04.06.2008 N 36/07, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество, квартал N 84, выделы 6,7,8,9,10 площадью 74 842 га с кадастровым номером 63:26:031616:01, предоставленный для осуществления рекреационной деятельности. В соответствии с постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2014 по делу N А55-30469/2014 договор аренды лесного участка расторгнут в связи с неоднократным невнесением арендных платежей в сроки, предусмотренные договором аренды лесного участка. По состоянию на 10.03.2016 г. задолженность по арендной плате по данному договору составляет - 452 484,38 руб., задолженность по пени - 109 081,58 рублей. В соответствии с пунктом 6 статьи 21 ЛК РФ земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации. Таким образом, при расторжении договора аренды действующим законодательством предусмотрено приведение лесного участка в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства, то есть освобождение участка и проведение рекультивации. На основании вышеизложенного министерство не вправе предоставить ОАО "Салют" и гражданке Соболевой Н.А. в аренду испрашиваемый лесной участок на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с положениями ст. 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с названным Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 05.10.2001 между Красноярским лесхозом (арендодатель) и ОАО "Салют" (арендатор) был заключен договор аренды участка лесного фонда площадью 74 842 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, Больше-Царевщинское лесничество, Красноярский лесхоз, квартал N 84, для культурно-оздоровительных целей, сроком на 15 лет (л.д. 86-91 т. 1).
Указанный договор зарегистрирован в установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" порядке.
По соглашению от 27.06.2005 о внесении изменений в договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 права и обязанности арендатора перешли от ОАО "Салют" (первоначальный арендатор) к ООО "Салют-сервис" (новый арендатор).
В соответствии с п. 2 указанного соглашения новому арендатору предоставляется за плату во временное пользование часть участка лесного фонда, площадью 7 087 га, расположенного в Большецаревщинском лесничестве Красноярского лесхоза, для культурно-оздоровительных целей, сроком на 15 лет (л.д. 98-101 т. 1).
В рамках дела N А55-30469/2014 Арбитражным судом Самарской области был рассмотрен иск Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к обществу с ограниченной ответственностью "Салют-Сервис" о взыскании за период с 10.02.2014 по 31.12.2014 задолженности по арендной плате в размере 134 469 руб. 91 коп., за период с 01.01.2014 по 31.12.2014 задолженности по арендной плате в размере 132 726 руб. 50 коп., неустойки (пени) за период с 18.05.2012 по 01.12.2014 в размере 14 335 руб. 85 коп. за период с 01.06.2014 по 01.12.2014 в размере 15 694 руб. 91 коп. по договору аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001; а также о досрочном расторжении договора аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.04.2015 иск удовлетворен частично.
С ООО "Салют-Сервис" в пользу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области взыскано 297 227 руб. 17 коп., в том числе задолженность в сумме 267 196 руб. 41 коп. и неустойка в сумме 30 030 руб. 76 коп. Требование в части досрочного расторжения договора аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 оставлено без рассмотрения.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 решение Арбитражного суда Самарской области от 22 апреля 2015 года по делу N А55-30469/2014 в части оставления без рассмотрения искового требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о расторжении договора аренды участка лесного фонда N б/н от 05.10.2001 отменено. Требование о расторжении договора аренды участка лесного фонда удовлетворено, договор аренды участка лесного фонда от 05.10.2001, заключенный между Красноярским лесхозом и обществом с ограниченной ответственностью "Салют-Сервис" расторгнут (л.д. 75-80 т. 1).
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
При этом в соответствии с п. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Кроме того, согласно п. 4 ст. 74 Кодекса арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
В силу п. 5 ст. 74 Кодекса гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого лесного участка в указанных в части 4 настоящей статьи случаях при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) заключенный ранее договор аренды такого лесного участка не был расторгнут с этим гражданином или с этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 24 настоящего Кодекса;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
В соответствии с п. 6 ст. 74 Кодекса орган государственной власти, орган местного самоуправления в пределах их полномочий рассматривают поступившее заявление и проверяют наличие или отсутствие оснований для отказа в заключении нового договора аренды лесного участка и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимают решение о заключении с гражданином или юридическим лицом, являющимися арендаторами лесного участка, нового договора аренды такого участка без проведения торгов или решение об отказе в заключении такого договора при несоблюдении хотя бы одного из условий, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Решение об отказе в заключении такого договора должно содержать все основания принятия соответствующего решения.
Из материалов дела видно, что Общество из участников указанного договора аренды участка лесного фонда от 05.10.2001 выбыло 27.06.2005 г., то есть не является арендатором указанного лесного участка применительно к положениям ст. 74 Кодекса.
В связи с этим Общество в соответствии с положениями ст. 74 ЛК РФ не вправе требовать заключения с ним нового договора аренды спорного лесного участка без проведения торгов.
Что касается требования заявителя о разделе земельного участка, на котором расположен спорный участок лесного фонда, то данное требование также необоснованно.
В силу положений ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с положениями ст. 11.4. Кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При этом согласно пунктам 6, 7 данной статьи при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
В целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу и содержанию данной правовой нормы правом на обращение с заявлением о разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории обладают лица, которым материнский земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования.
Поскольку в данном случае спорный земельный участок, равно как и лесной участок, не предоставлен Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, оно не вправе требовать его раздела до оформления в соответствующем порядке права аренды на него.
Ссылка Общества на то обстоятельство, что в соответствии с положениями пп. 4 п. 3 ст. 74 ЛК РФ оно, как собственник зданий и сооружений, расположенных на спорном лесном участке, имеет право на заключение договора аренды данного лесного участка без проведения торгов, также является необоснованной.
Из материалов дела видно, что Обществу действительно принадлежат на праве собственности летние дома, насосная, здание обслуживающего персонала, баня, дом административного назначения, административное здание, здание кухни-столовой, которые находятся на лесном участке площадью 54 563 кв. м с кадастровым номером 63:26:1805022:27, расположенном по адресу: Самарская область, Красноярский район, база отдыха "Салют" (л.д. 57-73 т. 1).
Вместе с тем Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду не данного лесного (земельного) участка площадью 54563 кв. м, прошедшего кадастровый учет и имеющего кадастровый номер 63:26:1805022:27 в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 05.04.2016 г. (л.д. 53-55 т. 1), а лесного участка площадью 38 635 кв. м, предполагаемого к образованию в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 63:26:1805022:27.
Таким образом, предметом требования заявителя о предоставлении лесного участка в аренду является земельный участок площадью 38 635 кв. м, не сформированный в установленном порядке и не прошедший кадастровый учет, что исключает возможность удовлетворения данного требования.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества и дополнении к ней, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления ПАО "Салют", оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 августа 2016 года по делу N А55-9972/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Салют" (ОГРН 1026300840983, ИНН 6313034986) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 04 августа 2016 года N 5656 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.АПАРКИН
В.Н.АПАРКИН
Судьи
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Е.Г.ПОПОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)