Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 11 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-5787/2016
на решение от 01.06.2016
судьи И.Н. Шестопала
по делу N А59-864/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Гаражно-строительного кооператива N 141 "Монолит" (ОГРН 1106501001925, ИНН 6501216410, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.03.2010)
о признании недействительным постановления Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002) от 08.12.2015 N 3502-па об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по улице Больничной, 7 в городе Южно-Сахалинске и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем, взыскании судебных расходов,
при участии:
- от администрации г. Южно-Сахалинска: представитель Ку Т.М. по доверенности N Д07-0119 от 16.09.2015 сроком на 1 год, удостоверение;
- Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит" - не явился;
Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит" (далее - заявитель, кооператив, ГСК N 141) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Южно-Сахалинска (далее - Администрация, ответчик, административный орган) о признании недействительным постановления от 08.12.2015 N 3502-па об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по улице Больничной, 7 в городе Южно-Сахалинске и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация г. Южно-Сахалинска обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, то обстоятельство, что часть земельного участка с частью объекта недвижимости выходит за границы размещения объекта местного значения, не влечет незаконности и необоснованности принятого администрацией решения об изъятии спорного земельного участка с расположенным на нем объектом. Ссылается на то обстоятельство, что объект недвижимости, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит", является неделимой вещью, который расположен на одном земельном участке. При этом, администрация г. Южно-Сахалинска не может обязать собственника имущества разделить объект на части. В связи с чем правовых оснований для изъятия объекта недвижимости и земельного участка под ним в части не имеется.
Поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит указания на нарушение конкретных норм земельного либо гражданского законодательства при изъятии администрацией спорного земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости, заявитель жалобы считает его подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель администрации г. Южно-Сахалинска доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя кооператива.
От Гаражно-строительного кооператива N 141 "Монолит" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором кооператив просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 01.10.2015 между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (арендодатель) и ГСК N 141 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, расположенный по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7 сроком с 19.12.2014 по 18.12.2063 с разрешенным использованием - под кооперативные гаражи.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 20.09.2013 серии 65АА117667 за кооперативом на праве собственности зарегистрированы кооперативные гаражи общей площадью 1380,4 кв. м по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7, кадастровый номер 65:01:0502001:394.
08.12.2015 за N 3502-па Администрацией города Южно-Сахалинска принято постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, расположенного по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7 под нежилым зданием кооперативных гаражей и нежилое здание кооперативных гаражей общей площадью 1380,4 кв. м. В качестве основания изъятия указано - в целях размещения автомобильной дороги местного значения.
Письмом от 17.12.2015 Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска уведомил ГСК N 141 о принятии оспариваемого постановления и изъятии земельного участка и объектов недвижимости, находящихся на нем.
Не согласившись с указанным постановлением, ГСК N 141 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией, в том числе, автомобильных дорог местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
- Согласно подпункту 2 пункту 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
- Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ) предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документами территориального планирования муниципальных образований относятся: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границы земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 11 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории и проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) также подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
29.06.2011 администрацией г. Южно-Сахалинск издано постановление N 1130 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина, опубликованное в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 52 (795) от 05.07.2011.
02.08.2011 в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 60 (803) опубликована информация о публичных слушаниях по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина.
06.09.2011 в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 70 (813) опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина.
С учетом результатов публичных слушаний постановлением Администрации города от 21.06.2013 N 1055-па утвержден проект планировки с проектом межевания южного жилого района г. Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина. Данное постановление опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 34 (980) от 18.08.2013.
Распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска от 04.12.2014 N 1630-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" с разрешенным использованием - для строительства объекта "Улица Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького".
Департаментом городского хозяйства согласован акт N 2486 о выборе земельного участка для строительства и установления охранной зоны объекта "Улица Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького".
В целях благоустройства, озеленения и отвода ливневых вод по объекту "Строительство улицы Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького" получены технические условия.
На объект капитального строительства - реконструкция ул. Больничной от ул. Комсомольской до ул. Горького получено положительное заключение государственной экспертизы N 65-1-5-0128-15 от 25.08.2015.
Материалами дела подтверждается, что в границах красных линий реконструкции автомобильной дороги местного значения по ул. Больничной расположен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0502001:207, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит" на праве аренды.
В целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске, администрацией города Южно-Сахалинска, в рамках реализации документов территориального планирования издано постановление от 08.12.2015 N 3502-па "Об изъятии земельного участка, расположенного по ул. Больничной, 7, и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем, для муниципальных нужд".
Данным постановлением предусмотрено изъятие земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, находящегося в аренде ГСК N 141 "Монолит", с расположенным на нем и принадлежащем заявителю зданием кооперативных гаражей с кадастровым номером 65:01:0502001:3914 площадью 1380,4 кв. м.
Таким образом, обоснованием для изъятия земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207, находящегося в аренде у ГСК N 141 "Монолит", с расположенным на нем объектом недвижимости является размещение объекта местного значения - автомобильной дороги.
Администрация г. Южно-Сахалинска является органом, уполномоченным на издание указанного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования Земельного кодекса по осуществлению установленной процедуры изъятия земельных участков, уведомление арендатора о предстоящем изъятии, опубликование оспариваемого распоряжения об изъятии, администрацией выполнены.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, порядок изъятия администрацией г. Южно-Сахалинска земельного участка для муниципальных нужд соблюден. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
То обстоятельство, что часть земельного участка с частью объекта недвижимости выходит за границы размещения объекта местного значения, по мнению суда апелляционной инстанции, не влечет незаконности и необоснованности принятого администрацией решения об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости, в силу следующего.
Действительно, как следует из анализа представленных в материалы дела документов: кадастровой выписки о земельном участке с приложенной к ней схемой, чертежа межевания планировочного микрорайона 04:09, схемы использования территории планировочного микрорайона, чертежа планировки территории планировочного микрорайона проекта планировки с проектом межевания территории планировочного микрорайона, которые утверждены в составе проекта планировки с проектом межевания южного жилого района города Южно-Сахалинска постановлением N 1055-па от 21.06.2013, выкопировок из электронной системы ИАС УГРТ, часть спорного земельного участка с частью объекта недвижимости, расположенного на нем, находится за границами красных линий проектируемой ул. Больничная.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в силу следующего.
В соответствии со статьей 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска и ГСК N 141 "Монолит" заключен договор аренды от 01.10.2015 земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207, площадью 2821 кв. м, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, 7, под кооперативные гаражи.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2013 N 65 АА 117667 за ГСК N 141 "Монолит" зарегистрировано право собственности на объект права: кооперативные гаражи, назначение: нежилое здание, общая площадь 1380,4 кв. м, кадастровый номер объекта 65:01:0502001:394.
Статьей 133 ГК РФ установлено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В силу статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
С учетом вышеприведенных нормативных положений, принимая во внимание, что право ГСК на объект недвижимости зарегистрировано как на единый объект, коллегия соглашается с доводами администрации о том, что объект недвижимости, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит" является неделимой вещью, который расположен на одном земельном участке. При этом, администрация г. Южно-Сахалинска не может обязать собственника имущества разделить объект на части.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 56.5 ЗК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.
При этом коллегия суда апелляционной инстанции принимает во внимание, что ГСК N 141 "Монолит" никаких заявлений в уполномоченные органы об особенностях учета прав не подавал.
Какие-либо предложения, замечания, касающиеся содержания документации по планировке территории в части реконструкции ул. Больничной от ул. Комсомольской до ул. Горького с учетом существующего здания ГСК N 141 "Монолит" от кооператива также не поступали.
Кроме того, принимая во внимание положения статьи 11.9 ЗК РФ, а также представленный в суд апелляционной инстанции разбивочный чертеж красных линий планировочного микрорайона, являющийся документом территориального планирования, в соответствии с которым от красных линий автодороги предусмотрена линия отступа в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в том числе для озеленения территории, коллегия приходит к выводу о законности изъятия всего земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 с расположенным на нем объектом недвижимости под строительство автомобильной дороги местного значения.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для изъятия объекта недвижимости и земельного участка под ним в части не имелось, в связи с чем администрацией принято постановление соответствующее требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 по делу N А59-864/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2016 N 05АП-5787/2016 ПО ДЕЛУ N А59-864/2016
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. по делу N А59-864/2016
Резолютивная часть постановления оглашена 11 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Южно-Сахалинска
апелляционное производство N 05АП-5787/2016
на решение от 01.06.2016
судьи И.Н. Шестопала
по делу N А59-864/2016 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Гаражно-строительного кооператива N 141 "Монолит" (ОГРН 1106501001925, ИНН 6501216410, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 16.03.2010)
о признании недействительным постановления Администрации города Южно-Сахалинска (ОГРН 1026500538129, ИНН 6501026762, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 25.11.2002) от 08.12.2015 N 3502-па об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по улице Больничной, 7 в городе Южно-Сахалинске и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем, взыскании судебных расходов,
при участии:
- от администрации г. Южно-Сахалинска: представитель Ку Т.М. по доверенности N Д07-0119 от 16.09.2015 сроком на 1 год, удостоверение;
- Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит" - не явился;
- установил:
Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит" (далее - заявитель, кооператив, ГСК N 141) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации города Южно-Сахалинска (далее - Администрация, ответчик, административный орган) о признании недействительным постановления от 08.12.2015 N 3502-па об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по улице Больничной, 7 в городе Южно-Сахалинске и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Администрация г. Южно-Сахалинска обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, то обстоятельство, что часть земельного участка с частью объекта недвижимости выходит за границы размещения объекта местного значения, не влечет незаконности и необоснованности принятого администрацией решения об изъятии спорного земельного участка с расположенным на нем объектом. Ссылается на то обстоятельство, что объект недвижимости, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит", является неделимой вещью, который расположен на одном земельном участке. При этом, администрация г. Южно-Сахалинска не может обязать собственника имущества разделить объект на части. В связи с чем правовых оснований для изъятия объекта недвижимости и земельного участка под ним в части не имеется.
Поскольку обжалуемое решение суда первой инстанции не содержит указания на нарушение конкретных норм земельного либо гражданского законодательства при изъятии администрацией спорного земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости, заявитель жалобы считает его подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель администрации г. Южно-Сахалинска доводы апелляционной жалобы поддержала, решение суда первой инстанции просила отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Гаражно-строительный кооператив N 141 "Монолит", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явился. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя кооператива.
От Гаражно-строительного кооператива N 141 "Монолит" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором кооператив просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 01.10.2015 между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска (арендодатель) и ГСК N 141 (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, расположенный по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7 сроком с 19.12.2014 по 18.12.2063 с разрешенным использованием - под кооперативные гаражи.
На основании свидетельства о государственной регистрации права от 20.09.2013 серии 65АА117667 за кооперативом на праве собственности зарегистрированы кооперативные гаражи общей площадью 1380,4 кв. м по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7, кадастровый номер 65:01:0502001:394.
08.12.2015 за N 3502-па Администрацией города Южно-Сахалинска принято постановление об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, расположенного по адресу - г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, д. 7 под нежилым зданием кооперативных гаражей и нежилое здание кооперативных гаражей общей площадью 1380,4 кв. м. В качестве основания изъятия указано - в целях размещения автомобильной дороги местного значения.
Письмом от 17.12.2015 Департамент архитектуры, градостроительства и землепользования города Южно-Сахалинска уведомил ГСК N 141 о принятии оспариваемого постановления и изъятии земельного участка и объектов недвижимости, находящихся на нем.
Не согласившись с указанным постановлением, ГСК N 141 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзывах на нее, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией, в том числе, автомобильных дорог местного значения.
Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд регулируется главой VII.1 ЗК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 56.2 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 Земельного кодекса.
- Согласно подпункту 2 пункту 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
- Под государственными или муниципальными нуждами при этом могут пониматься потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), но является невозможным без изъятия имущества, принадлежащего частному субъекту. Соответственно, принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества.
Частью 4 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ) предусмотрено, что не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований при отсутствии генерального плана городского округа или поселения.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса к документами территориального планирования муниципальных образований относятся: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границы земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 11 статьи 41 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории. Решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории и проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) также подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
29.06.2011 администрацией г. Южно-Сахалинск издано постановление N 1130 "О проведении публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина, опубликованное в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 52 (795) от 05.07.2011.
02.08.2011 в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 60 (803) опубликована информация о публичных слушаниях по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина.
06.09.2011 в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 70 (813) опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки с проектом межевания южного района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина.
С учетом результатов публичных слушаний постановлением Администрации города от 21.06.2013 N 1055-па утвержден проект планировки с проектом межевания южного жилого района г. Южно-Сахалинска в границах: проспект Победы - ул. Горького - ул. Инженерная - ул. Ленина. Данное постановление опубликовано в газете "Южно-Сахалинск сегодня" N 34 (980) от 18.08.2013.
Распоряжением Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска от 04.12.2014 N 1630-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" с разрешенным использованием - для строительства объекта "Улица Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького".
Департаментом городского хозяйства согласован акт N 2486 о выборе земельного участка для строительства и установления охранной зоны объекта "Улица Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького".
В целях благоустройства, озеленения и отвода ливневых вод по объекту "Строительство улицы Больничная на участке от ул. Комсомольская до ул. Алексея Максимовича Горького" получены технические условия.
На объект капитального строительства - реконструкция ул. Больничной от ул. Комсомольской до ул. Горького получено положительное заключение государственной экспертизы N 65-1-5-0128-15 от 25.08.2015.
Материалами дела подтверждается, что в границах красных линий реконструкции автомобильной дороги местного значения по ул. Больничной расположен земельный участок с кадастровым номером 65:01:0502001:207, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит" на праве аренды.
В целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги по ул. Больничная в г. Южно-Сахалинске, администрацией города Южно-Сахалинска, в рамках реализации документов территориального планирования издано постановление от 08.12.2015 N 3502-па "Об изъятии земельного участка, расположенного по ул. Больничной, 7, и объекта недвижимого имущества, расположенного на нем, для муниципальных нужд".
Данным постановлением предусмотрено изъятие земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 площадью 2821 кв. м, находящегося в аренде ГСК N 141 "Монолит", с расположенным на нем и принадлежащем заявителю зданием кооперативных гаражей с кадастровым номером 65:01:0502001:3914 площадью 1380,4 кв. м.
Таким образом, обоснованием для изъятия земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207, находящегося в аренде у ГСК N 141 "Монолит", с расположенным на нем объектом недвижимости является размещение объекта местного значения - автомобильной дороги.
Администрация г. Южно-Сахалинска является органом, уполномоченным на издание указанного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требования Земельного кодекса по осуществлению установленной процедуры изъятия земельных участков, уведомление арендатора о предстоящем изъятии, опубликование оспариваемого распоряжения об изъятии, администрацией выполнены.
Учитывая вышеприведенные нормативные положения, порядок изъятия администрацией г. Южно-Сахалинска земельного участка для муниципальных нужд соблюден. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.
То обстоятельство, что часть земельного участка с частью объекта недвижимости выходит за границы размещения объекта местного значения, по мнению суда апелляционной инстанции, не влечет незаконности и необоснованности принятого администрацией решения об изъятии земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимости, в силу следующего.
Действительно, как следует из анализа представленных в материалы дела документов: кадастровой выписки о земельном участке с приложенной к ней схемой, чертежа межевания планировочного микрорайона 04:09, схемы использования территории планировочного микрорайона, чертежа планировки территории планировочного микрорайона проекта планировки с проектом межевания территории планировочного микрорайона, которые утверждены в составе проекта планировки с проектом межевания южного жилого района города Южно-Сахалинска постановлением N 1055-па от 21.06.2013, выкопировок из электронной системы ИАС УГРТ, часть спорного земельного участка с частью объекта недвижимости, расположенного на нем, находится за границами красных линий проектируемой ул. Больничная.
Однако суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что данное обстоятельство свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления в силу следующего.
В соответствии со статьей 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска и ГСК N 141 "Монолит" заключен договор аренды от 01.10.2015 земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207, площадью 2821 кв. м, расположенный по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, 7, под кооперативные гаражи.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 20.09.2013 N 65 АА 117667 за ГСК N 141 "Монолит" зарегистрировано право собственности на объект права: кооперативные гаражи, назначение: нежилое здание, общая площадь 1380,4 кв. м, кадастровый номер объекта 65:01:0502001:394.
Статьей 133 ГК РФ установлено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В силу статьи 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
С учетом вышеприведенных нормативных положений, принимая во внимание, что право ГСК на объект недвижимости зарегистрировано как на единый объект, коллегия соглашается с доводами администрации о том, что объект недвижимости, принадлежащий ГСК N 141 "Монолит" является неделимой вещью, который расположен на одном земельном участке. При этом, администрация г. Южно-Сахалинска не может обязать собственника имущества разделить объект на части.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 56.5 ЗК РФ собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, собственники расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества, лица, которым такие объекты недвижимого имущества принадлежат на иных правах (далее также - правообладатели изымаемой недвижимости) и права которых на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение шестидесяти дней со дня опубликования сообщения, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, об учете их прав (обременений прав) на земельные участки и (или) объекты недвижимости (далее также - заявления об учете прав на недвижимость) с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав). В таких заявлениях указывается способ связи с заявителями, в том числе их почтовый адрес.
При этом коллегия суда апелляционной инстанции принимает во внимание, что ГСК N 141 "Монолит" никаких заявлений в уполномоченные органы об особенностях учета прав не подавал.
Какие-либо предложения, замечания, касающиеся содержания документации по планировке территории в части реконструкции ул. Больничной от ул. Комсомольской до ул. Горького с учетом существующего здания ГСК N 141 "Монолит" от кооператива также не поступали.
Кроме того, принимая во внимание положения статьи 11.9 ЗК РФ, а также представленный в суд апелляционной инстанции разбивочный чертеж красных линий планировочного микрорайона, являющийся документом территориального планирования, в соответствии с которым от красных линий автодороги предусмотрена линия отступа в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, в том числе для озеленения территории, коллегия приходит к выводу о законности изъятия всего земельного участка с кадастровым номером 65:01:0502001:207 с расположенным на нем объектом недвижимости под строительство автомобильной дороги местного значения.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для изъятия объекта недвижимости и земельного участка под ним в части не имелось, в связи с чем администрацией принято постановление соответствующее требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Основываясь на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 по настоящему делу подлежит отмене, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 01.06.2016 по делу N А59-864/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)