Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 15АП-5706/2017 ПО ДЕЛУ N А32-27249/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. N 15АП-5706/2017

Дело N А32-27249/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2017 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костенко М.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 15.01.2015 Ценова Е.А.; председатель правления Ценова Н.И.,
от заинтересованных лиц: представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Орбита" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2017 по делу N А32-27249/2016 по иску заявлению жалобы садоводческого некоммерческого товарищества "Орбита",
заинтересованные лица: Администрация муниципального образования город Краснодар; Департамент архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования город Краснодар,
принятое в составе судьи Данько М.М.,

установил:

садоводческое некоммерческое товарищество "Орбита" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация, заинтересованное лицо), выраженное в непринятии решения об утверждении разработанной НСТ "Орбита" документации по планировке территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0133015:36 по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ст. Елизаветинская, почтовое отделение N 82; обязании Администрацию муниципального образования город Краснодар устранить нарушение прав и интересов НСТ "Орбита" путем рассмотрения разработанной товариществом документации и по планировке территории в соответствии с действующим законодательством и в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу провести публичные слушания по проектам планирования и межевания территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0133015:36 по адресу: г. Краснодар Прикубанский округ, ст. Елизаветинская, почтовое отделение N 82.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Садоводческое некоммерческое товарищество "Орбита" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что противоправность действий администрации обуславливается незаконностью действий ее структурного подразделения. Администрация, в лице его структурного подразделения - департамента архитектуры, нарушила положения нормативных актов, регулирующих процедуру принятия решения по заявлению о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0133015:36, и, следовательно, нарушают права заявителя на рассмотрение заявления по существу уполномоченным органом.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.06.2013 Администрацией муниципального образования город Краснодар и СНТ "Орбита" подписан договор N 4300020158 (л/с 119430000019642) аренды земельного участка с кадастровым номером - 23:43:0133015:36, площадью 400 000 кв. м, имеющего адрес: почтовое отделение N 82 ст. Елизаветинская. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В договоре земельный участок указан в качестве земель сельскохозяйственного назначения, в представленной в дело копии кадастрового паспорта - землями населенных пунктов.
Разрешенным использованием участка согласно пункту 1.3 договора является размещение садоводства.
Участок передан во владение арендатора актом приема-передачи.
Постановлением администрации N 8706 от 12.11.2013 товариществу разрешена подготовка документации по планировке территории в районе почтового отделения N 82 станицы Елизаветинской в части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0133015:36.
Письмом 15.10.2013 (вх. N к29556-1) товарищество обратилось в департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар о согласовании проекта изменений в генеральный план городского округа, приложив проект планирования территории в бумажном виде и на электронном носителе.
Департамент письмом N 29/11806 от 24.10.2013 сообщил, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденными решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 N 19 пунктом 6 (в редакции от 19.07.2012 N 32 п. 14) в месте расположения испрашиваемого земельного участка отсутствует территориальное зонирование и, соответственно, отсутствуют градостроительные регламенты (виды и состав территориальных зон). Согласно генеральному плану городского округа муниципального образования город Краснодар, утвержденному решением городской Думы Краснодара от 26.01.2012 N 25 пунктом 15 "Об утверждении генерального плана муниципального образования город Краснодар" земельный участок с кадастровым номером 23:43:0133015:36 расположен в зоне рекреационного назначения, находится в границах ст. Елизаветинской и подлежит отнесению к землям населенных пунктов; протоколом N 12 заседания Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 02.10.2013 принято решение о согласовании указанного вопроса и внесении изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар в соответствии со статьями 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется после внесения изменений в генеральный план в порядке, предусмотренном статьями 30 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
12.04.2016 НСТ "Орбита" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар за получением информации о внесении изменений в генеральный план городского округа Краснодар в части спорного земельного участка.
Департамент письмом N 29/5784 от 08.06.2016 сообщил, что в настоящее время подготовлен проект постановления Администрации муниципального образования город Краснодар о назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, включающий в себя план мероприятий по проведению публичных слушаний и соответствующий проект внесения изменений в генеральный план с графическими приложениями. Проект находится на технической доработке и будет внесен для обсуждения на публичных слушаниях.
На основании изложенного, товарищество, полагая, что администрация допускает бездействие, выраженное в непринятии решения об утверждении разработанной СНТ "Орбита" документации по планировке территории, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе, карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа. Согласно части 2 этой же статьи подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
Положениями статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории по своему назначению отнесен к документации по планировке территории.
Статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что документация по планировке территории, подготовленная применительно к территории городского округа, на основании генерального плана города, согласовывается и утверждается органом местного самоуправления - главой администрации города.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статья 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 статьи 46 Кодекса определено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств (часть 8 статьи 45 названного Кодекса).
Согласно части 4 статьи 46 Градостроительного кодекса орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
В случае соответствия требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях (часть 5 статьи 46 Градостроительного кодекса).
Частью 13 статьи 46 Градостроительного кодекса предусмотрено, что глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
До вынесения проекта планировки территории на публичное обсуждение осуществляется процедура, в рамках которой орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 данного Кодекса, по результатам которой указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
По смыслу указанных правовых норм, регулирующих процедуру подготовки документации по планировке территории, несоответствие проекта планировки территории требованиям части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса является основанием для отклонения такой документации и о направлении ее на доработку еще до начала процедуры публичного обсуждения проекта планировки.
Статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения. При этом согласно части 10 этой статьи заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.
Представительный орган местного самоуправления поселения, представительный орган местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимают решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (часть 13 статьи 24 названного Кодекса).
Таким образом, лицом, уполномоченным действующим законодательством на разработку проекта планировки территории является орган местного самоуправления, утверждение и реализация новых проектов планировки территории не должна нарушать законные права и интересы действующих правообладателей.
В положении о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденном Решением городской Думы Краснодара от 21.12.2006 N 17 пункте 26 указано, что департамент в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обладает следующими функциями: организует подготовку правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар и внесение в них изменений. Организует подготовку и проведение публичных слушаний на территории муниципального образования город Краснодар: по проекту правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, в том числе по внесению в них изменений; по проектам планировки территории и проектам межевания территории, подготовленным в составе документации по планировке территории на основании постановлений администрации муниципального образования город Краснодар.
Порядком подготовки документации по планировке территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным Решением городской Думы Краснодара от 21.04.2016 N 15 пунктом 5 предусмотрено, что Администрация муниципального образования город Краснодар в лице департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (далее - уполномоченный орган) осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным пунктом 5 главы 5 данного Порядка, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации.
Уполномоченный орган по результатам проверки принимает решение о направлении документации по планировке территории главе муниципального образования город Краснодар на утверждение.
Решение о направлении документации по планировке территории главе муниципального образования город Краснодар на утверждение принимается уполномоченным органом в форме приказа.
Документация по планировке территории считается подготовленной после выполнения требований настоящего Порядка и рассмотрения ее Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар в соответствии с решением городской Думы Краснодара от 24.05.2012 N 30 пунктом 8 "О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар".
Уполномоченный орган направляет главе муниципального образования город Краснодар подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.
Глава муниципального образования город Краснодар с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Из указанного следует, что утверждение главой администрации муниципального образования город Краснодар документации по планировке территории зависит от осуществления уполномоченным органом установленных нормативно последовательных действий.
Департамент архитектуры, является специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства, создан в качестве юридического лица с наделением соответствующими функциями.
В силу своего положения, Устава города и иных нормативных правовых актов, он выполняет работу по подготовке мероприятий, необходимых для того, чтобы глава местного самоуправления принял решение об утверждении документации по планировке территории в части спорного земельного участка.
Суду не представлены доказательства того, что департамент архитектуры осуществил проверку документации товарищества, принял решение в виде приказа о направлении ее главе муниципального образования город Краснодар на утверждение, предварительно организовав подготовку и проведение публичных слушаний.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) и статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 названного Кодекса).
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В настоящем деле кооперативом не заявлено требование об оспаривании действий департамента, соответственно обстоятельства соблюдения департаментом архитектуры положений градостроительного законодательства не входит в предмет доказывания.
В свою очередь из письма департамента N 29/5784 от 08.06.2016 не следует, что уполномоченный орган отказывает в предоставлении услуги, а сообщил лишь о том, что проект находится на технической доработке и будет внесен для обсуждения на публичных слушаниях. Более того, данное обстоятельство не препятствует повторно обратиться заявителю в департамент соответствующим заявлением.
Кроме того, как установлено судом, указанное обстоятельство не препятствует заявителю использовать земельный участок в установленном порядке в соответствии с категорией и целевым назначением. Заявитель не обосновал, что оспариваемым бездействием (действиями) нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых основания для переоценки выводов суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.02.2017 по делу N А32-27249/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)