Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6204/2016) общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (ИНН 7208002761 ОГРН 1067208000529) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ИНН 7202131175 ОГРН 1047200990891) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
общество с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (далее - заявитель, ООО "Быструшинское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, отраженного в сообщении от 11.02.2016 N 72/006/029/2015-1106-667 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 59,60).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал правомерным отказ Управления в государственной регистрации договора аренды N 4Б/2015 от 01.01.2015, поскольку заявителем не были представлены на государственную регистрацию необходимые документы, в частности, документы о смене фамилий трех арендодателей, указанных в договоре.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что правомочное общее собрание участников общей долевой собственности приняло решение о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства; личность каждого участника долевой собственности была удостоверена в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах арендодателей Абакановой (Мектипбаевой) А.А., Ильиной (Шимп) Л.А., Куликовой (Тайщиковой) Н.К. не является препятствием для государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05.10.2015 в Ишимский межмуниципальный отдел Управления обратилось ООО "Быструшинское" с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:01:0404001:491, расположенного по адресу: Тюменская область, Абатский район, расположен в 1210 м на северо-запад от НП Быструха.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельного участка от 01.01.2015 N 4Б/2015, заключенный между ООО "Быструшинское" и участниками долевой собственности в количестве 33 человек, в том числе, с Абакановой Айжан Алыкбековной, Ильиной Людмилой Александровной и Куликовой Нурсилой Казбековной.
16.10.2015 Ишимским межмуниципальным отделом Управления государственная регистрация договора аренды на земельный участок была приостановлена до 13.11.2015 по причине того, что представленный на государственную регистрацию договор аренды земельного участка содержит сведения о вышеназванных арендодателях, в то время как в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах этих арендодателей на вышеуказанный земельный участок. Также в договоре отсутствуют сведения об арендодателях, собственниках на земельный участок: Мектибаевой Айжан Алыкбековны, Шимп Людмилы Александровны и Тайщиковой Нурсилы Казбековны.
При этом Ишимский межмуниципальный отдел Управления предложил Обществу представить документы, подтверждающие изменение фамилий названных правообладателей.
Затем 13.11.2015 государственная регистрация договора аренды была приостановлена по инициативе заявителя сроком до 11.02.2016.
В процессе государственной регистрации в порядке межведомственного взаимодействия 03.02.2016 Ишимский межмуниципальный отдел Управления направил запрос в Ишимский отдел ЗАГС о предоставлении информации и документов о смене фамилий Мектибаевой А.А. на Абаканову А.А., Шимп Л.А. на Ильину Л.А., Тайщиковой Н.К. на Куликову Н.К., на что получил отказ (исх. от 04.02.2016 N 07-11/000914).
Отказ в предоставлении указанных сведений комитет ЗАГС Администрации города Ишима мотивировал тем, что запрашиваемые сведения относятся к конфиденциальной информации, разглашению не подлежат и имеют ограниченный доступ.
В связи с непредставлением Обществом документов о смене фамилий указанных арендодателей на основании пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управление отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды N 4Б/2015 от 01.01.2015, о чем приняло оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, оформленное сообщением от 11.02.2016 N 72/006/029/2015-1106-667.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Как было указано ранее, суд первой инстанции требования заявителя оставил без удовлетворения.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются необоснованными и правомерно не удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 указанного Закона о регистрации государственная регистрация права производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона N 122-ФЗ включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано при непредставлении документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как было указано ранее, отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Управление указало, что Обществом не были представлены документы о смене фамилий арендодателей - Мектибаевой А.А. на Абаканову А.А., Шимп Л.А. на Ильину Л.А., Тайщиковой Н.К. на Куликову Н.К.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу о том, что Управление правомерно отказало Обществу в государственной регистрации на основании следующего.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу пункта 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу пункта 6 указанной статьи в указанный перечень не включены документы, в том числе, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, и свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, Общество должно было самостоятельно предоставить на государственную регистрацию документы, подтверждающие изменение фамилий вышеуказанных арендодателей земельного участка. Управление не могло получить данные документы в порядке межведомственного контроля.
Обязанность представления Обществом указанных документов обусловлена необходимостью подтверждения прав арендодателей на земельный участок, за государственной регистрацией договора аренды которого Общество обратилось в Управление.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть, на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2016 N 08АП-6204/2016 ПО ДЕЛУ N А70-16806/2015
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2016 г. N 08АП-6204/2016
Дело N А70-16806/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 июля 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бака М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6204/2016) общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 (судья Коряковцева О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (ИНН 7208002761 ОГРН 1067208000529) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (ИНН 7202131175 ОГРН 1047200990891) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
- установил:
общество с ограниченной ответственностью "Быструшинское" (далее - заявитель, ООО "Быструшинское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации, отраженного в сообщении от 11.02.2016 N 72/006/029/2015-1106-667 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, л.д. 59,60).
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции признал правомерным отказ Управления в государственной регистрации договора аренды N 4Б/2015 от 01.01.2015, поскольку заявителем не были представлены на государственную регистрацию необходимые документы, в частности, документы о смене фамилий трех арендодателей, указанных в договоре.
Не согласившись с указанным судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что правомочное общее собрание участников общей долевой собственности приняло решение о заключении договора аренды земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства; личность каждого участника долевой собственности была удостоверена в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"; отсутствие в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах арендодателей Абакановой (Мектипбаевой) А.А., Ильиной (Шимп) Л.А., Куликовой (Тайщиковой) Н.К. не является препятствием для государственной регистрации договора аренды земельного участка.
Управление в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайство об отложении судебного заседания не представлено.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 05.10.2015 в Ишимский межмуниципальный отдел Управления обратилось ООО "Быструшинское" с заявлением о государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 72:01:0404001:491, расположенного по адресу: Тюменская область, Абатский район, расположен в 1210 м на северо-запад от НП Быструха.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию был представлен договор аренды земельного участка от 01.01.2015 N 4Б/2015, заключенный между ООО "Быструшинское" и участниками долевой собственности в количестве 33 человек, в том числе, с Абакановой Айжан Алыкбековной, Ильиной Людмилой Александровной и Куликовой Нурсилой Казбековной.
16.10.2015 Ишимским межмуниципальным отделом Управления государственная регистрация договора аренды на земельный участок была приостановлена до 13.11.2015 по причине того, что представленный на государственную регистрацию договор аренды земельного участка содержит сведения о вышеназванных арендодателях, в то время как в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах этих арендодателей на вышеуказанный земельный участок. Также в договоре отсутствуют сведения об арендодателях, собственниках на земельный участок: Мектибаевой Айжан Алыкбековны, Шимп Людмилы Александровны и Тайщиковой Нурсилы Казбековны.
При этом Ишимский межмуниципальный отдел Управления предложил Обществу представить документы, подтверждающие изменение фамилий названных правообладателей.
Затем 13.11.2015 государственная регистрация договора аренды была приостановлена по инициативе заявителя сроком до 11.02.2016.
В процессе государственной регистрации в порядке межведомственного взаимодействия 03.02.2016 Ишимский межмуниципальный отдел Управления направил запрос в Ишимский отдел ЗАГС о предоставлении информации и документов о смене фамилий Мектибаевой А.А. на Абаканову А.А., Шимп Л.А. на Ильину Л.А., Тайщиковой Н.К. на Куликову Н.К., на что получил отказ (исх. от 04.02.2016 N 07-11/000914).
Отказ в предоставлении указанных сведений комитет ЗАГС Администрации города Ишима мотивировал тем, что запрашиваемые сведения относятся к конфиденциальной информации, разглашению не подлежат и имеют ограниченный доступ.
В связи с непредставлением Обществом документов о смене фамилий указанных арендодателей на основании пункта 10 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Управление отказало Обществу в государственной регистрации договора аренды N 4Б/2015 от 01.01.2015, о чем приняло оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации, оформленное сообщением от 11.02.2016 N 72/006/029/2015-1106-667.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Тюменской области.
Как было указано ранее, суд первой инстанции требования заявителя оставил без удовлетворения.
Исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, оценив доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что требования Общества являются необоснованными и правомерно не удовлетворены судом первой инстанции. При этом, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд (пункт 5 статьи 2 Закона о регистрации).
Пунктом 1 статьи 3 Закона о регистрации установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о регистрации государственной регистрации подлежат право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 указанного Закона о регистрации государственная регистрация права производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 Закона N 122-ФЗ включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано при непредставлении документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как было указано ранее, отказывая в государственной регистрации договора аренды земельного участка, Управление указало, что Обществом не были представлены документы о смене фамилий арендодателей - Мектибаевой А.А. на Абаканову А.А., Шимп Л.А. на Ильину Л.А., Тайщиковой Н.К. на Куликову Н.К.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав материалы дела, пришел к выводу о том, что Управление правомерно отказало Обществу в государственной регистрации на основании следующего.
В соответствии со статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
В силу пункта 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Частью 2 статьи 16 Закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В силу пункта 6 указанной статьи в указанный перечень не включены документы, в том числе, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, и свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, Общество должно было самостоятельно предоставить на государственную регистрацию документы, подтверждающие изменение фамилий вышеуказанных арендодателей земельного участка. Управление не могло получить данные документы в порядке межведомственного контроля.
Обязанность представления Обществом указанных документов обусловлена необходимостью подтверждения прав арендодателей на земельный участок, за государственной регистрацией договора аренды которого Общество обратилось в Управление.
При таких обстоятельствах, оспариваемый отказ Управления в государственной регистрации договора аренды земельного участка является законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы суда апелляционной инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ее подателя, то есть, на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Быструшинское" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 22.03.2016 по делу N А70-16806/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)