Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 12АП-4560/2017 ПО ДЕЛУ N А12-73209/2016

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А12-73209/2016


Резолютивная часть постановления объявлена - 15.05.2017 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.05.2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2017 года по делу N А12-73209/2016 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" (ОГРН 1073435002233, ИНН 3435085164, Волгоградская область, Среднеахтубинский район)
к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540, г. Волгоград)
третье лицо: Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030, г. Волгоград),
об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки,
при участии в судебном заседании:
- от Общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" - Солодская Н.К., доверенность от 10.01.2017 года;
- от Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области - не явились, извещены;
- от Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области - не явились, извещены.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" (далее - ООО "Волжский шинник", Общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Комитету по управлению государственным имуществом Волгоградской области о признании незаконным отказа от 23.06.2016 N 21-22/13311, об обязании Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области принять решение о предоставлении в собственность за плату на основании заявления с входящим N 18986 от 10.06.2016 ООО "Волжский шинник" земельного участка площадью 43005 кв. м (кадастровый номер: 34:28:150006:37, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, п. Колхозная Ахтуба, примерно в 2 км на восток от поселка Колхозная Ахтуба), земельного участка площадью 5400 кв. м (кадастровый номер: 34:28:150006:19, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, база отдыха "Юность", п. Средняя Ахтуба, примерно 0,5 км от ориентира по направлению на запад) и направить в 10-дневный срок в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" проект договора купли-продажи земельного участка площадью 43005 кв. м (кадастровый номер: 34:28:150006:37, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, п. Колхозная Ахтуба, примерно в 2 км на восток от поселка Колхозная Ахтуба), земельного участка площадью 5400 кв. м (кадастровый номер: 34:28:150006:19, по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, база отдыха "Юность", п. Средняя Ахтуба, примерно 0,5 км от ориентира по направлению на запад) с ценой в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельных участков.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2017 года в удовлетворении заявленных ООО "Волжский шинник" требований отказано.
ООО "Волжский шинник" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью, принять по делу новый судебный акт.
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области представил письменные объяснения, в порядке ст. 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области извещен о времени и месте судебного заседания в порядке части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (уведомление о вручении почтового отправления N 410031 10 72005 6), явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 13.04.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами 34:28:150006:37 и 34:28:150006:19 предоставлены ООО "Волжский шинник" в пользование сроком на 49 лет на основании договоров аренды от 13.08.2007 N 2, от 30.01.2008 N 6 (т. 1 л.д. 11-15, 31-35).
10.06.2016 ООО "Волжский шинник" обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области с заявлением о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность (т. 1 л.д. 78-79).
24.06.2016 Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области отказал ООО "Волжский шинник" в предоставлении земельных участков в собственность, в связи с тем, что земельные участки находятся в пределах особо охраняемой природной территории - Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и являются ее частью (п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ) (т. 1 л.д. 80-81).
Данный отказ послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку у ООО "Волжский шинник" право собственности на вышеуказанные земельные участки на момент утверждения границ природного парка не возникло, предоставление данных участков возможно только на праве аренды.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 г. N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма".
Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго - Ахтубинская пойма" утверждены границы природного парка.
Согласно пункту 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли. В собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Закона N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ) особо охраняемые природные территории регионального значения были отнесены к собственности субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
С момента вступления в силу постановления Главы Администрации Волгоградской области от 26.04.2002 N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго - Ахтубинская пойма" на все земли и земельные участки, находящиеся в границах природного парка и не являющиеся на момент создания природного парка собственностью иных лиц (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, муниципальных образований), в силу прямого указания Федерального закона возникло право собственности Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 г. N 917 (действующего в спорный период), территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области.
Пунктом 3.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 17.06.2010 г. N 917 (действующего в спорный период), предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, расположенные в пределах территории природного парка, ограничиваются в обороте.
В соответствии с Положением о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 22.07.2016 N 389-п, земельный участок, с кадастровым номером 34:28:150006:37, площадью 43005 кв. м, категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, п. Колхозная Ахтуба, примерно в 2 км по направлению на восток от ориентира п. Колхозная Ахтуба, а также земельный участок с кадастровым номером 34:28:150006:19, площадью 54000 кв. м, категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенный по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Красный сельсовет, база отдыха "Юность", примерно 0,5 км по направлению на запад от ориентира п. Средняя Ахтуба, находятся в агрохозяйственной функциональной зоне особо охраняемой природной территории регионального значения - природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" (далее - природный парк).
Природный парк образован без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков, в связи с чем, ограничения по обороту земель, при условии возникновения права собственности или пользования земельным участком до момента создания природного парка, не применяются в отношении земель иных собственников или пользователей, участки которых находятся в пределах границ природного парка, а также на новых правообладателей, при приобретении земельных участков, право на которые возникло до момента создания природного парка.
Таким образом, если право собственности на земельный участок, расположенный в границах природного парка, возникло до момента утверждения границ природного парка, ограничения на регистрацию права собственности на указанный земельный участок отсутствуют.
В случае если право собственности на земельный участок, расположенный в границах природного парка, не возникло на момент утверждения границ природного парка, то предоставление данного участка возможно только на праве аренды.
В соответствии с частью 2 статьи 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно части 1 статьи 17 ЗК РФ, в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.
Таким образом, с момента установления границ особо охраняемой природной территории - Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", все земельные участки, находящиеся в указанных границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, в силу прямого указания Федерального закона являются собственностью Волгоградской области.
С учетом изложенного, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что у ООО "Волжский шинник" право собственности на вышеуказанные земельные участки на момент утверждения границ природного парка не возникло, следовательно, предоставление данных участков возможно только на праве аренды.
Согласно пункту 2 статьи 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 2 статьи 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность за исключением случаев, установленных законом.
На основании пункта 1 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе природных парков.
В силу положений пункта 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Пунктом 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" запрещается изъятие земель природно-заповедного фонда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 5 указанной статьи 58 установлен запрет на приватизацию земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной.
Таким образом, в силу прямого указания закона, статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", названных положений Земельного кодекса Российской Федерации приватизация особо охраняемых земель запрещена.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно счел, что отказ Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области от 23.06.2016 N 21-22/13311 соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, постановлению Главы Администрации Волгоградской области от 05.06.2000 N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", Положению о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденному постановлением Администрации Волгоградской области от 22.07.2016 N 389-п. Оспариваемый отказ не нарушает права и охраняемые законом интересы ООО "Волжский шинник" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции установил, что они не могут повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, обжалованное решение было принято судом на основании полного исследования фактических обстоятельств дела и правильном применении норм права, нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы по настоящему делу заявителем уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная Обществом с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 марта 2017 года по делу N А12-73209/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Волжский шинник" (ОГРН 1073435002233, ИНН 3435085164) излишне уплаченную платежным поручением N 42 от 27.03.2017 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275 - 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА

Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
С.А.КУЗЬМИЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)