Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушминой И.В.,
при участии:
- от ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В.: Павлюченко С.В., представитель по доверенности от 29.11.2016, выдана сроком на 3 года;
- от Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации: Некрасова Ю.В., представитель по доверенности от 08.08.2017 N 1, выдана до 31.12.2018;
- от Грязинского муниципального района в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 по делу N А36-344/2017 (судья Мещерякова Я.Р.), по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича (ОГРНИП 305480211000034, ИНН 363100066906) о признании незаконным решения Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (ОГРН 1034800010266, ИНН 4802002176) оформленного письмом от 09.12.2016 N 317 и обязании устранить допущенные нарушения и исковому заявлению Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу об обязании освободить земельный участок, третье лицо: Грязинский муниципальный район в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области,
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин Сергей Викторович (далее - предприниматель Бабкин С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо) о:
1) признании незаконным решения администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, оформленное письмом от 09.12.2016 г. за N 317 по возвращению без рассмотрения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. от 30.11.2016 г. по предоставлению ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет по основанию предоставления земельного участка без проведения торгов, установленного в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) обязании администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения в течение 30 дней с даты принятия судебного акта заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. от 30.11.2016 г. по представлению ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет по основанию предоставления земельного участка без проведения торгов, установленного в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 81-82, т. 1).
По исковому заявлению администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к предпринимателю Бабкину С.В. об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок площадью 489000 кв. м, с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 из земель сельскохозяйственного назначения для разведения крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания, расположенный по адресу: Липецкая область, Грязинский район, район п. Песковатский путем демонтажа металлического забора по периметру земельного участка, сельскохозяйственных строений, вывоза с земельного участка строительных материалов, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных и иного имущества, в связи с истечением срока аренды.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 в удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича отказано.
Исковые требования Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу удовлетворены.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин Сергея Викторовича обязан в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 489000 кв. м, относящийся к категории земель земли особо охраняемых территорий, расположенный по адресу: Липецкая область, Грязинский район, п. Песковатский, путем демонтажа металлического забора по периметру земельного участка, воздушной линии электропередач ВЛ-10 кВ, сельскохозяйственных строений вывоза с земельного участка строительных материалов, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных и иного имущества, принадлежащего главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание от Грязинского муниципального района в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
13.12.2006 принято Распоряжение главы администрации Грязинского района N 635 о предоставлении в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бабкина С.В. сроком на 5 лет земельного участка в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания из земель районного фонда перераспределения на территории бывшего совхоза "Песковатский", общей площадью 48,9 га из земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 16, т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский поставлен на кадастровый учет 01.11.2007 (л.д. 13, т. 1).
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от 15.12.2011, указанный земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для разведения стада крупнорогатого скота (л.д. 13, т. 1).
На основании Распоряжения главы администрации Грязинского района N 635 от 13.12.2006 между администрацией Грязинского муниципального района и предпринимателем Бабкиным С.В. 06.11.2007 был заключен договор аренды земельного участка N 461 с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м (21-24, т. 3). По акту приема-передачи от 06.11.2007 предприниматель Бабкин С.В. принял поименованный земельный участок (л.д. 25, т. 3).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 договор аренды N 461 от 06.11.2007 был зарегистрирован 10.01.2008 с указанием на обременение в пользу Бабкина С.В. на период с 10.01.2007 по 12.12.2011 (л.д. 41, т. 4, л.д. 16, т. 5).
На основании постановления администрации Грязинского муниципального района Липецкой области N 1089 от 03.05.2012 между названными сторонами 03.05.2012 было заключено соглашение на пролонгацию договора аренды земельного участка N 461 с 13.12.2011 по 12.12.2016. Как видно из проставленной на соглашении отметки, оно было зарегистрировано в установленном порядке 13.06.2012 (л.д. 27-29, т. 3).
В соответствии с пунктом 4.3.3. договора аренды от 06.11.2007 по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами арендатор - предприниматель Бабкин С.В. имеет право заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
09.09.2016 предпринимателем Бабкиным С.В. было получено уведомление администрации сельского поселения N 254 от 09.09.2016 о том, что по истечении срока аренды договор аренды N 461 от 06.11.2007 продлеваться не будет, в связи с чем арендатору необходимо возвратить земельный участок в надлежащем состоянии (л.д. 24, т. 5).
30.11.2016 предприниматель Бабкин С.В. обратился с заявлением в администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет Гризинского муниципального района Липецкой области о предоставлении ему в порядке, установленном в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет (л.д. 9-10, т. 1).
К указанному заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта Бабкина С.В., свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Бабкин С.В., свидетельства ИНН на Бабкина С.В., выписки из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, распоряжения главы администрации Грязинского района N 635 от 13.12.2006, договора аренды земельного участка N 461 от 06.11.2007, постановления администрации Грязинского муниципального района N 1089 от 03.05.2012, соглашения от 03.05.2012 на пролонгацию договора земельного участка N 461 от 06.11.2007, платежных документов по оплате арендной платы до окончания срока действия договора аренды; справка главы КФХ Бабкина С.В. о поголовье крупного рогатого скота от 30.11.2016, решения Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-8935/2015 от 18.11.2016.
Администрация сельского поселения письмом N 317 от 09.12.2016 возвратила поступившие документы со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, подлежащих представлению в силу части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также пункта 60 Приказа Минэкономразвития от 12.01.2015 г. N 1 (л.д. 12, т. 1).
12.12.2016 предпринимателем Бабкиным С.В. была получена претензия N 320 от 12.12.2016 об освобождении земельного участка в срок до 19.12.2016 в связи с истечением срока аренды и отказом арендатора от подписания акта приема-передачи земельного участка (л.д. 30, т. 5).
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 36 от 13.09.2016 в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области были внесены изменения, согласно которым изменены функциональное зонирование и категория земель участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 48,9 га, расположенного на берегу реки Матыра в районе бывших карьеров, из сельскохозяйственной зоны в зону особо охраняемых природных территорий местного значения (л.д. 118-132, т. 1).
Правомерность решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области N 36 от 13.09.2016 о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения была предметом судебного рассмотрения Липецким областным судом в деле N 3а- 7/2017, решением от 03.02.2017, которым было отказано предпринимателю Бабкину С.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим названного решения Совета депутатов сельского поселения (л.д. 137-150, т. 1).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N 48/ИСХ/17-128698 от 18.04.2017 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 13.12.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 зарегистрировано право собственности сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования администрации названного сельского поселения (л.д. 71-73, т. 5).
Как следует из Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 44 от 15.12.2016, на территории сельского поселения создана особо охраняемая природная территория местного значения "Ермаковский берег" и утверждено соответствующее положение (л.д. 133, т. 1).
Согласно "Положению об особо охраняемой природной территории местного значения "Ермаковский берег" границами ООПТ "Ермаковский берег" являются границы земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадь которого составляет 489000 кв. м, что составляет 100% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения Грязинский сельсовет. При этом основными задачами ООПТ "Ермаковский берег" являются охрана ландшафта, биологического разнообразия растительного и животного мира, организация отдыха населения (л.д. 134-135, т. 1).
Кроме того, на указанной территории полностью запрещается, в том числе выпас скота, иные виды хозяйственной деятельности, способные привести к ухудшению состояния компонентов природной среды, рекреационного потенциала территории.
04.04.2017 администрацией Липецкой области принято постановление N 152 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Кроме того, названный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 86, т. 1).
Ссылаясь на неправомерность возврата администрацией заявления о заключении договора аренды в преимущественном порядке предприниматель Бабкин С.В. обратился в арбитражный суд.
При этом администрация сельского поселения полагая, что в связи с истечением срока аренды у предпринимателя Бабкина С.В. отсутствуют основания для использования земельного участка просила обязать предпринимателя освободить участок от имущества, принадлежащего главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
В силу положений статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Вместе с тем, пунктом 4.3.3. договора аренды N 461 от 06.11.2007 предусмотрено, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока договора.
Включение в указанный договор аренды условий о том, что по истечении срока его действия необходимо заключить новый договор свидетельствует о том, что арендодатель возражает против использования земельных участков по истечении срока аренды в отсутствие нового договора аренды.
Из совокупности положений статей 209, 264, 421 и 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
Из материалов дела усматривается, что администрация сельского поселения 09.09.2016 уведомила предпринимателя о намерении прекратить арендные отношения. При этом, исходя из даты получения указанного уведомления предпринимателем (09.09.2016 г.), глава КФХ Бабкин С.В. достоверно знал о данном обстоятельстве не менее чем за 3 месяца до даты прекращения договора.
При таких обстоятельствах договор аренды N 461 от 06.11.2007 прекращен 12.12.2016.
Поскольку доказательств возврата земельного участка предпринимателем Бабкиным С.В. не представлено, то требование администрации об обязании освободить земельный участок от имущества, принадлежащего предпринимателю, обоснованно удовлетворены.
Оценивая правомерность требования предпринимателя Бабкина С.В. о признании незаконным решения, выраженного в письме N 317 от 09.12.2016, о возвращении заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения по правилу части 3 статьи 39.17 ЗК РФ, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ (в действующей редакции) арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
- Как следует из пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации);
- На основании пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ юридическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях при наличии в совокупности ряда условий, одним из которым установлено, что на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Правилом подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения предпринимателя - 30.11.2016).
Суд первой инстанции, применив п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пришел к выводу, что на момент обращения предпринимателя с заявлением закон не предусматривал обязанности заявителя предоставлять документы, подтверждающие надлежащее использование. Оснований возвращения документов без рассмотрения не имелось.
Кроме того, в отсутствие нормативного указания на подтверждение надлежащего использования земельного участка определенным способом, бремя доказывания вывода о нарушении заявителем земельного законодательства возлагается на административный орган. При этом, недостаточность по его мнению, представленных заявителем документов, о нарушениях не свидетельствует.
При наличии сомнений, в такой ситуации, спор подлежит рассмотрению, с учетом того, обоснованные ли они, предпринимались ли им меры по проверке заявления. Иной подход не обеспечит баланса публичных и частных интересов при решении вопроса о наличии у арендатора права на приобретение арендуемого земельного участка в собственность, может создать угрозу того, что орган власти будет неоднократно отказывать заявителям, требуя от них разного рода документы, ссылаясь на то, что представленные документы не подтверждают надлежащего использования земельных участков. (Данный подход сформулирован в постановлении АС ЦО от 27.01.2015 по делу N А14-4484/2014).
Таким образом, возврат заявления предпринимателя Бабкина С.В. администрацией сельского поселения письмом N 317 от 09.12.2016 не основан на законе.
Вместе с тем, нарушения прав заявителя не допущено.
04.04.2017 администрацией Липецкой области принято постановление N 152 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Кроме того, названный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 86, т. 1).
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 36 от 13.09.2016 в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области были внесены изменения, согласно которым изменены функциональное зонирование и категория земель участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 48,9 га, расположенного на берегу реки Матыра в районе бывших карьеров, из сельскохозяйственной зоны в зону особо охраняемых природных территорий местного значения (л.д. 118-132, т. 1).
Правомерность решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области N 36 от 13.09.2016 о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения была предметом судебного рассмотрения Липецким областным судом в деле N 3а- 7/2017, решением от 03.02.2017, которым было отказано предпринимателю Бабкину С.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим названного решения Совета депутатов сельского поселения.
В судебном акте по дела N 3а-7/2017 Липецким областным судом указано, что вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель может быть поставлен после установления их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, после чего необходимо изъятие полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установление особого правового режима.
Вместе с тем, областным судом отмечено, что эти вопросы подлежат разрешению не при изменении функциональной и территориальной зон, а иными актами, принятыми в установленном законом порядке.
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 44 от 15.12.2016, на территории сельского поселения создана особо охраняемая природная территория местного значения "Ермаковский берег" и утверждено "Положение об особо охраняемой природной территории местного значения "Ермаковский берег" (л.д. 133, т. 1).
Согласно "Положению" границами ООПТ "Ермаковский берег" являются границы земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадь которого составляет 489000 кв. м, что составляет 100% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения Грязинский сельсовет. При этом основными задачами ООПТ "Ермаковский берег" являются охрана ландшафта, биологического разнообразия растительного и животного мира, организация отдыха населения (л.д. 134-135, т. 1).
На указанной территории полностью запрещается: захламление территории отходами производства и потребления, выпас скота, иные виды хозяйственной деятельности, способные привести к ухудшению состояния компонентов природной среды, рекреационного потенциала территории.
Администрацией Липецкой области принято постановление N 152 от 04.04.2017 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Таким образом, с учетом изменения категории земель спорного земельного участка и отнесения его к землям особо охраняемых территорий и объектов, предоставление земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:351 с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности - разведения крупнорогатого скота, на данный момент невозможно.
В любом случае, после вступления в силу вышеуказанных нормативных правовых актов, использование спорного земельного участка для целей, указанных им в заявлении, будет незаконным.
Установленный нормами права запрет означает отсутствие у Администрации оснований для предоставления участка для разведения скота, а у предпринимателя - такого права, подлежащего защите в судебном порядке.
Суд исходит из принципа добросовестности участников гражданских правоотношений и не имеет оснований полагать возможным при таких обстоятельствах по результатам рассмотрения заявления КФХ принятие положительного решения.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправомерность возвращения заявления со ссылкой на не предоставление заявителем всех необходимых документов, но с учетом правовой позиции заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства и действующих правовых норм, возобновление процедуры рассмотрения заявления КФХ не приведет к принятию положительного решения.
В связи с чем, суд не усмотрел совокупности условий, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований, а именно - пришел к выводу об отсутствии нарушений земельных прав заявителя и невозможности их восстановления по результатам рассмотрения заявленных требований.
В связи с чем, тот факт, что арбитражный суд области, принял это во внимание, разрешая дело - исходил из сути спора, которой посчитал отстаивание заявителем своих прав на землю, исследовал вопрос о возможности использования земельного участка в тех же целях, процессуально исключив дальнейшие споры, не может явиться основанием для отмены решения.
Кроме того, поскольку одним из условий заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов является надлежащее его использование заявителем, то установление факта несоблюдения этого требования может явиться правомерным основанием для отказа.
Исходя из этого, учитывая, что именно на это было указано при возврате документов, поступивших от главы КФХ, то решение о возврате расцениваться как отказ в заключении нового договора аренды без торгов.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, решения суда первой инстанции отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру N 25 от 10.08.2017 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 по делу N А36-344/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.10.2017 N 19АП-6317/2017 ПО ДЕЛУ N А36-344/2017
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2017 г. по делу N А36-344/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей Семенюта Е.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бушминой И.В.,
при участии:
- от ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В.: Павлюченко С.В., представитель по доверенности от 29.11.2016, выдана сроком на 3 года;
- от Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации: Некрасова Ю.В., представитель по доверенности от 08.08.2017 N 1, выдана до 31.12.2018;
- от Грязинского муниципального района в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 по делу N А36-344/2017 (судья Мещерякова Я.Р.), по заявлению индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича (ОГРНИП 305480211000034, ИНН 363100066906) о признании незаконным решения Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (ОГРН 1034800010266, ИНН 4802002176) оформленного письмом от 09.12.2016 N 317 и обязании устранить допущенные нарушения и исковому заявлению Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу об обязании освободить земельный участок, третье лицо: Грязинский муниципальный район в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области,
установил:
Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин Сергей Викторович (далее - предприниматель Бабкин С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо) о:
1) признании незаконным решения администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области, оформленное письмом от 09.12.2016 г. за N 317 по возвращению без рассмотрения заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. от 30.11.2016 г. по предоставлению ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет по основанию предоставления земельного участка без проведения торгов, установленного в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) обязании администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области устранить допущенные нарушения прав заявителя путем рассмотрения в течение 30 дней с даты принятия судебного акта заявления главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. от 30.11.2016 г. по представлению ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет по основанию предоставления земельного участка без проведения торгов, установленного в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 81-82, т. 1).
По исковому заявлению администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к предпринимателю Бабкину С.В. об обязании в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок площадью 489000 кв. м, с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 из земель сельскохозяйственного назначения для разведения крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания, расположенный по адресу: Липецкая область, Грязинский район, район п. Песковатский путем демонтажа металлического забора по периметру земельного участка, сельскохозяйственных строений, вывоза с земельного участка строительных материалов, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных и иного имущества, в связи с истечением срока аренды.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 в удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина Сергея Викторовича отказано.
Исковые требования Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу удовлетворены.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин Сергея Викторовича обязан в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда освободить земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 489000 кв. м, относящийся к категории земель земли особо охраняемых территорий, расположенный по адресу: Липецкая область, Грязинский район, п. Песковатский, путем демонтажа металлического забора по периметру земельного участка, воздушной линии электропередач ВЛ-10 кВ, сельскохозяйственных строений вывоза с земельного участка строительных материалов, сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственных животных и иного имущества, принадлежащего главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкин С.В. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ИП Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкина С.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, просит суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в представленных суду возражениях, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание от Грязинского муниципального района в лице администрации Грязинского муниципального района Липецкой области представители не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
13.12.2006 принято Распоряжение главы администрации Грязинского района N 635 о предоставлении в аренду крестьянскому (фермерскому) хозяйству Бабкина С.В. сроком на 5 лет земельного участка в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания из земель районного фонда перераспределения на территории бывшего совхоза "Песковатский", общей площадью 48,9 га из земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 16, т. 1).
Земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, место положение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский поставлен на кадастровый учет 01.11.2007 (л.д. 13, т. 1).
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от 15.12.2011, указанный земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для разведения стада крупнорогатого скота (л.д. 13, т. 1).
На основании Распоряжения главы администрации Грязинского района N 635 от 13.12.2006 между администрацией Грязинского муниципального района и предпринимателем Бабкиным С.В. 06.11.2007 был заключен договор аренды земельного участка N 461 с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м (21-24, т. 3). По акту приема-передачи от 06.11.2007 предприниматель Бабкин С.В. принял поименованный земельный участок (л.д. 25, т. 3).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.03.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 договор аренды N 461 от 06.11.2007 был зарегистрирован 10.01.2008 с указанием на обременение в пользу Бабкина С.В. на период с 10.01.2007 по 12.12.2011 (л.д. 41, т. 4, л.д. 16, т. 5).
На основании постановления администрации Грязинского муниципального района Липецкой области N 1089 от 03.05.2012 между названными сторонами 03.05.2012 было заключено соглашение на пролонгацию договора аренды земельного участка N 461 с 13.12.2011 по 12.12.2016. Как видно из проставленной на соглашении отметки, оно было зарегистрировано в установленном порядке 13.06.2012 (л.д. 27-29, т. 3).
В соответствии с пунктом 4.3.3. договора аренды от 06.11.2007 по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами арендатор - предприниматель Бабкин С.В. имеет право заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора.
09.09.2016 предпринимателем Бабкиным С.В. было получено уведомление администрации сельского поселения N 254 от 09.09.2016 о том, что по истечении срока аренды договор аренды N 461 от 06.11.2007 продлеваться не будет, в связи с чем арендатору необходимо возвратить земельный участок в надлежащем состоянии (л.д. 24, т. 5).
30.11.2016 предприниматель Бабкин С.В. обратился с заявлением в администрацию сельского поселения Грязинский сельсовет Гризинского муниципального района Липецкой области о предоставлении ему в порядке, установленном в подпункте 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов в аренду земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, расположенного в районе старых карьерных разработок (со стороны п. Песковатский) в границах согласно кадастровому плану, из земель сельскохозяйственного назначения для разведения стада крупнорогатого скота по новой технологии открытого содержания сроком на 25 лет (л.д. 9-10, т. 1).
К указанному заявлению были приложены копии следующих документов: паспорта Бабкина С.В., свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Бабкин С.В., свидетельства ИНН на Бабкина С.В., выписки из государственного кадастра недвижимости на земельный участок с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, распоряжения главы администрации Грязинского района N 635 от 13.12.2006, договора аренды земельного участка N 461 от 06.11.2007, постановления администрации Грязинского муниципального района N 1089 от 03.05.2012, соглашения от 03.05.2012 на пролонгацию договора земельного участка N 461 от 06.11.2007, платежных документов по оплате арендной платы до окончания срока действия договора аренды; справка главы КФХ Бабкина С.В. о поголовье крупного рогатого скота от 30.11.2016, решения Арбитражного суда Липецкой области по делу N А36-8935/2015 от 18.11.2016.
Администрация сельского поселения письмом N 317 от 09.12.2016 возвратила поступившие документы со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка, подлежащих представлению в силу части 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", а также пункта 60 Приказа Минэкономразвития от 12.01.2015 г. N 1 (л.д. 12, т. 1).
12.12.2016 предпринимателем Бабкиным С.В. была получена претензия N 320 от 12.12.2016 об освобождении земельного участка в срок до 19.12.2016 в связи с истечением срока аренды и отказом арендатора от подписания акта приема-передачи земельного участка (л.д. 30, т. 5).
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 36 от 13.09.2016 в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области были внесены изменения, согласно которым изменены функциональное зонирование и категория земель участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 48,9 га, расположенного на берегу реки Матыра в районе бывших карьеров, из сельскохозяйственной зоны в зону особо охраняемых природных территорий местного значения (л.д. 118-132, т. 1).
Правомерность решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области N 36 от 13.09.2016 о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения была предметом судебного рассмотрения Липецким областным судом в деле N 3а- 7/2017, решением от 03.02.2017, которым было отказано предпринимателю Бабкину С.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим названного решения Совета депутатов сельского поселения (л.д. 137-150, т. 1).
В соответствии с кадастровой выпиской о земельном участке N 48/ИСХ/17-128698 от 18.04.2017 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество 13.12.2016 в отношении земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 зарегистрировано право собственности сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования администрации названного сельского поселения (л.д. 71-73, т. 5).
Как следует из Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 44 от 15.12.2016, на территории сельского поселения создана особо охраняемая природная территория местного значения "Ермаковский берег" и утверждено соответствующее положение (л.д. 133, т. 1).
Согласно "Положению об особо охраняемой природной территории местного значения "Ермаковский берег" границами ООПТ "Ермаковский берег" являются границы земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадь которого составляет 489000 кв. м, что составляет 100% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения Грязинский сельсовет. При этом основными задачами ООПТ "Ермаковский берег" являются охрана ландшафта, биологического разнообразия растительного и животного мира, организация отдыха населения (л.д. 134-135, т. 1).
Кроме того, на указанной территории полностью запрещается, в том числе выпас скота, иные виды хозяйственной деятельности, способные привести к ухудшению состояния компонентов природной среды, рекреационного потенциала территории.
04.04.2017 администрацией Липецкой области принято постановление N 152 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Кроме того, названный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 86, т. 1).
Ссылаясь на неправомерность возврата администрацией заявления о заключении договора аренды в преимущественном порядке предприниматель Бабкин С.В. обратился в арбитражный суд.
При этом администрация сельского поселения полагая, что в связи с истечением срока аренды у предпринимателя Бабкина С.В. отсутствуют основания для использования земельного участка просила обязать предпринимателя освободить участок от имущества, принадлежащего главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 1 статьи 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.
В силу положений статьи 622 Гражданского кодекса Российской Федерации при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Вместе с тем, пунктом 4.3.3. договора аренды N 461 от 06.11.2007 предусмотрено, что арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока договора.
Включение в указанный договор аренды условий о том, что по истечении срока его действия необходимо заключить новый договор свидетельствует о том, что арендодатель возражает против использования земельных участков по истечении срока аренды в отсутствие нового договора аренды.
Из совокупности положений статей 209, 264, 421 и 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что намерение арендатора продлить договор аренды земельного участка не означает, что у арендодателя возникает безусловная обязанность предоставить земельный участок в аренду на новый срок.
Из материалов дела усматривается, что администрация сельского поселения 09.09.2016 уведомила предпринимателя о намерении прекратить арендные отношения. При этом, исходя из даты получения указанного уведомления предпринимателем (09.09.2016 г.), глава КФХ Бабкин С.В. достоверно знал о данном обстоятельстве не менее чем за 3 месяца до даты прекращения договора.
При таких обстоятельствах договор аренды N 461 от 06.11.2007 прекращен 12.12.2016.
Поскольку доказательств возврата земельного участка предпринимателем Бабкиным С.В. не представлено, то требование администрации об обязании освободить земельный участок от имущества, принадлежащего предпринимателю, обоснованно удовлетворены.
Оценивая правомерность требования предпринимателя Бабкина С.В. о признании незаконным решения, выраженного в письме N 317 от 09.12.2016, о возвращении заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения по правилу части 3 статьи 39.17 ЗК РФ, суд исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 ЗК РФ (в действующей редакции) арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены в статье 39.6 ЗК РФ.
- Как следует из пункта 3 статьи 39.6 ЗК РФ юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в случае, если земельный участок предоставлен юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации);
- На основании пункта 4 статьи 39.6 ЗК РФ юридическое лицо, являющееся арендатором земельного участка, имеет право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации случаях при наличии в совокупности ряда условий, одним из которым установлено, что на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Правилом подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому допускается заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, который надлежащим образом использовал такой земельный участок, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действующей на момент обращения предпринимателя - 30.11.2016).
Суд первой инстанции, применив п. 4 ст. 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 336-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пришел к выводу, что на момент обращения предпринимателя с заявлением закон не предусматривал обязанности заявителя предоставлять документы, подтверждающие надлежащее использование. Оснований возвращения документов без рассмотрения не имелось.
Кроме того, в отсутствие нормативного указания на подтверждение надлежащего использования земельного участка определенным способом, бремя доказывания вывода о нарушении заявителем земельного законодательства возлагается на административный орган. При этом, недостаточность по его мнению, представленных заявителем документов, о нарушениях не свидетельствует.
При наличии сомнений, в такой ситуации, спор подлежит рассмотрению, с учетом того, обоснованные ли они, предпринимались ли им меры по проверке заявления. Иной подход не обеспечит баланса публичных и частных интересов при решении вопроса о наличии у арендатора права на приобретение арендуемого земельного участка в собственность, может создать угрозу того, что орган власти будет неоднократно отказывать заявителям, требуя от них разного рода документы, ссылаясь на то, что представленные документы не подтверждают надлежащего использования земельных участков. (Данный подход сформулирован в постановлении АС ЦО от 27.01.2015 по делу N А14-4484/2014).
Таким образом, возврат заявления предпринимателя Бабкина С.В. администрацией сельского поселения письмом N 317 от 09.12.2016 не основан на законе.
Вместе с тем, нарушения прав заявителя не допущено.
04.04.2017 администрацией Липецкой области принято постановление N 152 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов. Кроме того, названный земельный участок отнесен к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (л.д. 86, т. 1).
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 36 от 13.09.2016 в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области были внесены изменения, согласно которым изменены функциональное зонирование и категория земель участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351 площадью 48,9 га, расположенного на берегу реки Матыра в районе бывших карьеров, из сельскохозяйственной зоны в зону особо охраняемых природных территорий местного значения (л.д. 118-132, т. 1).
Правомерность решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области N 36 от 13.09.2016 о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки территории сельского поселения была предметом судебного рассмотрения Липецким областным судом в деле N 3а- 7/2017, решением от 03.02.2017, которым было отказано предпринимателю Бабкину С.В. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим названного решения Совета депутатов сельского поселения.
В судебном акте по дела N 3а-7/2017 Липецким областным судом указано, что вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию земель может быть поставлен после установления их особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного ценного значения, после чего необходимо изъятие полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, установление особого правового режима.
Вместе с тем, областным судом отмечено, что эти вопросы подлежат разрешению не при изменении функциональной и территориальной зон, а иными актами, принятыми в установленном законом порядке.
На основании Решения Совета депутатов сельского поселения Грязинский сельсовет N 44 от 15.12.2016, на территории сельского поселения создана особо охраняемая природная территория местного значения "Ермаковский берег" и утверждено "Положение об особо охраняемой природной территории местного значения "Ермаковский берег" (л.д. 133, т. 1).
Согласно "Положению" границами ООПТ "Ермаковский берег" являются границы земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадь которого составляет 489000 кв. м, что составляет 100% от общей площади земельных участков, находящихся в собственности сельского поселения Грязинский сельсовет. При этом основными задачами ООПТ "Ермаковский берег" являются охрана ландшафта, биологического разнообразия растительного и животного мира, организация отдыха населения (л.д. 134-135, т. 1).
На указанной территории полностью запрещается: захламление территории отходами производства и потребления, выпас скота, иные виды хозяйственной деятельности, способные привести к ухудшению состояния компонентов природной среды, рекреационного потенциала территории.
Администрацией Липецкой области принято постановление N 152 от 04.04.2017 о переводе земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 48:02:1001301:0351, площадью 489000 кв. м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Липецкая область, Грязинский район, сельское поселение Грязинский сельсовет, район п. Песковатский, для охраны природных территорий, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Таким образом, с учетом изменения категории земель спорного земельного участка и отнесения его к землям особо охраняемых территорий и объектов, предоставление земельного участка с кадастровым номером 48:02:1001301:351 с целью осуществления сельскохозяйственной деятельности - разведения крупнорогатого скота, на данный момент невозможно.
В любом случае, после вступления в силу вышеуказанных нормативных правовых актов, использование спорного земельного участка для целей, указанных им в заявлении, будет незаконным.
Установленный нормами права запрет означает отсутствие у Администрации оснований для предоставления участка для разведения скота, а у предпринимателя - такого права, подлежащего защите в судебном порядке.
Суд исходит из принципа добросовестности участников гражданских правоотношений и не имеет оснований полагать возможным при таких обстоятельствах по результатам рассмотрения заявления КФХ принятие положительного решения.
При таких обстоятельствах, несмотря на неправомерность возвращения заявления со ссылкой на не предоставление заявителем всех необходимых документов, но с учетом правовой позиции заинтересованного лица в ходе судебного разбирательства и действующих правовых норм, возобновление процедуры рассмотрения заявления КФХ не приведет к принятию положительного решения.
В связи с чем, суд не усмотрел совокупности условий, предусмотренных статьей 201 АПК РФ, для удовлетворения заявленных требований, а именно - пришел к выводу об отсутствии нарушений земельных прав заявителя и невозможности их восстановления по результатам рассмотрения заявленных требований.
В связи с чем, тот факт, что арбитражный суд области, принял это во внимание, разрешая дело - исходил из сути спора, которой посчитал отстаивание заявителем своих прав на землю, исследовал вопрос о возможности использования земельного участка в тех же целях, процессуально исключив дальнейшие споры, не может явиться основанием для отмены решения.
Кроме того, поскольку одним из условий заключения договора аренды земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов является надлежащее его использование заявителем, то установление факта несоблюдения этого требования может явиться правомерным основанием для отказа.
Исходя из этого, учитывая, что именно на это было указано при возврате документов, поступивших от главы КФХ, то решение о возврате расцениваться как отказ в заключении нового договора аренды без торгов.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, решения суда первой инстанции отмене не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя и им уплачены.
Индивидуальному предпринимателю Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Бабкину Сергею Викторовичу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина по чеку-ордеру N 25 от 10.08.2017 в размере 1500 руб., поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ госпошлина при подаче апелляционной жалобы для юридических лиц составляет не 3000 рублей, а 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 14.07.2017 по делу N А36-344/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)