Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ОТ 22.11.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-4463/2017

Требование: Об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истец указал, что является инвалидом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, в принятии которого было отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 ноября 2017 г. по делу N 33а-4463/2017


Судья Кочкина А.А.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Сыреновой С.Н., Оконешниковой М.М.,
при секретаре Г.,
с участием административного истца И., представителя административного ответчика К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2017 года, которым по делу по административному иску И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги
постановлено:
Административные исковые требования И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об отказе в принятии заявления И. от 16 августа 2017 года.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска принять и рассмотреть заявление И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М., пояснения сторон, судебная коллегия

установила:

И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав о том, что является инвалидом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, обратился в Окружную Администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по адресу: .........., в принятии которого было отказано со ссылкой на основания, не предусмотренные Административным регламентом и законом. Не согласившись с отказом, просил признать его незаконным и обязать ответчика принять и рассмотреть по существу его заявление.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением, представитель административного ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное постановление в связи с нарушением норм материального права. Считает, что оспариваемое письмо судом оценен как отказ, когда как оно носит рекомендательный характер и не является препятствием для повторного обращения истца после устранения указанных недостатков. Истцу было отказано в приеме документов обоснованно, при этом считает, что отсутствуют правовые основания для предварительного согласования предоставления земельного участка на праве аренды в заявительном порядке инвалиду либо семье имеющей инвалида.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как установил суд и следует из материалов дела, И. является инвалидом, нуждающимся в обеспечении жилым помещением, что подтверждается справкой МСЭ и сообщением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельного участка, расположенного по адресу: ...........
Ответчик сообщением от 16 августа 2017 года отказал истцу в принятии и рассмотрении заявления по существу, указав в качестве основания не представление документов, подтверждающих государственные и ведомственные награды, государственные премии и знак отличия в случае обращения Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги не имелось, поскольку документы, предусмотренные п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) И. были приложены, на несоответствие заявления пункту 1 ст. 39.15 ЗК РФ ответчик не ссылался, оснований для возвращения заявления И. без рассмотрения у административного ответчика не имелось. Отказ в рассмотрении заявления по существу является незаконным и нарушает права административного истца.
Судебная коллегия, считая указанный вывод суда обоснованным, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка помимо предоставления схемы расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, также должен быть приложен документ, подтверждающий право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2015 N 36258) для граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, предусмотрен следующий перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок (п. 39 Перечня):
- - Выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;
- - Выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке).
И. при подаче заявления для получения муниципальной услуги предоставил справку *** N... от 22.10.2014 г. об установлении ему с 01.11.2014 г. *** группы инвалидности бессрочно (л.д. 10). Указанный документ подтверждает принадлежность гражданина к льготной категории лиц.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с п. 3 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Оспариваемый отказ не мотивирован, не содержит всех оснований отказа, в том числе указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, не соответствует требованиям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Доводы административного истца о незаконности оспариваемого отказа от 16 августа 2017 года не опровергнуты.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Кроме того, судебная коллегия считает возможным отметить следующее.
Во исполнение установленных законом мер социальной поддержки инвалидов в жилищной сфере Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
Пунктом 1 данных Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями указанных Правил.
Указанными Правилами определены основания признания названной категории лиц нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет, а также порядок ведения такого учета.
Первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а лишь на тех лиц из указанной категории, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
В данном случае наличие в деле извещения МКУ "ДЖО" ГО "Город Якутск" от 05.04.2017 г. о постановке И. на учет с 24.01.2013 г. для получения жилой площади (л.д. 13) указывает на обоснованность заявленных требований, поскольку право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Административный истец, предоставив доказательства своей нуждаемости в улучшении жилищных условий, подтвердил обоснованность заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 сентября 2017 года по делу по административному иску И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании отказа в предоставлении муниципальной услуги оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В.НОЕВА

Судьи
С.Н.СЫРЕНОВА
М.М.ОКОНЕШНИКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)