Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 18.05.2017 N Ф06-19213/2017 ПО ДЕЛУ N А57-18149/2016

Требование: О признании недействительным постановления органа местного самоуправления о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельных участках в части включения в него земельного участка, находящегося в пользовании заявителя, обязании внести изменения в указанное постановление, исключив из него земельный участок заявителя.

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения
Обстоятельства: По мнению заявителя, оспариваемое постановление нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. N Ф06-19213/2017

Дело N А57-18149/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Коноплевой М.В., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
акционерного общества "Туристская база "Волга" - Рыскиной В.А., доверенность от 01.11.2016,
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Псардия Н.Н., удостоверение,
в отсутствие:
администрации Саратовского муниципального района Саратовской области - извещена надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Туристская база "Волга"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2016 (судья Калинина А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 (председательствующий судья Смирников А.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А57-18149/2016
по заявлению акционерного общества "Туристская база "Волга" (ОГРН 1026401175811, ИНН 6432015380), заинтересованные лица: администрация Саратовского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401178484, ИНН 6432003218), Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (ОГРН 1026900561610, ИНН 6905010905) о признании недействительным постановления,

установил:

в Арбитражный суд Саратовской области обратилось акционерное общество "Туристская база "Волга" (далее - АО "Туристская база "Волга", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным постановления администрации Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация, орган местного самоуправления) от 27.06.2016 N 386 "О проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельных участках" в части проведения общественных слушаний об установлении публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером 64:32:024618:384 общей площадью 80 116 кв. м, категория земель: земли территорий и объектов, вид разрешенного земли особо охраняемых использования: под турбазой; обязании администрации в течение трех дней с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Саратовской области по настоящему делу внести изменения в постановление администрации от 27.06.2016 N 386 "О проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельных участках", исключив земельный участок с кадастровым номером 64:32:024618:384 общей площадью 80 116 кв. м, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под турбазой.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2016, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение судами норм процессуального права. По мнению заявителя жалобы, администрация не доказала законность включения земельного участка с кадастровым номером 64:32:024618:384 в оспариваемое постановление, тем самым не доказала законность его издания.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "Туристская база "Волга" принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером: 64:32:024618:384 площадью 80 116 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на землях колхоза им. Фрунзе, с видом разрешенного использования: под турбазой, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
Право постоянного бессрочного пользования земельным участком зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.09.2006, запись регистрации N 64-01-40/081/2006-62.
Постановлением от 27.06.2016 N 386 "О проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельных участках" (далее - постановление от 27.06.2016 N 386) администрация назначила проведение общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута с целью обеспечения свободного доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища на земельные участки, расположенные в границах Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, в том числе и земельный участок с кадастровым номером: 64:32:024618:384 площадью 80 116 кв. м, расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, на землях колхоза им. Фрунзе, с видом разрешенного использования: под турбазой, с категорией земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
АО "Туристская база "Волга", полагая, что постановление администрации от 27.06.2016 N 386 в части решения о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельном участке с кадастровым номером: 64:32:024618:384 площадью 80 116 кв. м является незаконным, нарушает его права и охраняемые законом интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 2 статьи 23 ЗК РФ).
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 23 ЗК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
На основании пункта 5 статьи 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
Применительно к обстоятельствам настоящего спора судами установлено, что процедура проведения публичных слушаний регламентируется Положением о порядке проведения общественных слушаний при установлении публичного сервитута на земельные участки в Саратовском муниципальном районе Саратовской области, утвержденным решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 25.03.2016 N 1-07/307 (далее - Положение об общественных слушаниях).
В соответствии с требованиями пункта 2.1. названного Положения, решение о проведении общественных слушаний по вопросу установления публичного сервитута на земельные участки (земельный участок) для обеспечения интересов местного самоуправления Саратовского муниципального района Саратовской области или населения Саратовского муниципального района Саратовской области (далее - общественные слушания) принимается администрацией по результатам рассмотрения ходатайства органов местного самоуправления Саратовского муниципального района Саратовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований поселений, входящих в состав Саратовского муниципального района Саратовской области, или по собственной инициативе, либо по ходатайству граждан.
Из пункта 2.2. Положения об общественных слушаниях следует, что подготовку и проведение общественных слушаний осуществляет уполномоченный орган, определяемый администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области.
Объявление о проведении общественных слушаний в целях доведения его до заинтересованных лиц, публикуется в средствах массовой информации, осуществляющих официальное опубликование муниципальных правовых актов Саратовского муниципального района Саратовской области, в срок не позднее чем за 30 (тридцать) календарных дней до дня их проведения (пункт 2.5 Положения об общественных слушаниях).
В соответствии с пунктом 2.7. Положения об общественных слушаниях уполномоченный орган направляет правообладателю земельного участка (правообладателям земельных участков), в отношении которого (которых) предполагается установить публичный сервитут, уведомления о проведении общественных слушаний.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что оспариваемое постановление от 27.06.2016 N 386 принято в связи с неоднократными жалобами жителей в органы прокуратуры, Управление Росприроднадзора по Саратовской области, Губернатору Саратовской области, Уполномоченному по правам человека в Саратовской области, Общественную палату Саратовской области на то, что в 2015 году был перекрыт доступ к водному объекту в районе расположения заявителя, и на основании решения заседания постоянно действующего координационного совещания по обеспечению правопорядка в Саратовской области от 25.05.2016 N 43; названное постановление опубликовано 01.07.2016 в районной газете "Большая Волга" N 25 (198); уведомления о проведении общественных слушаний правообладателям земельных участков, в отношении которых предполагается установить публичный сервитут, в том числе заявителю, направлены.
Исходя из указанного, суды пришли к правомерному выводу о том, что орган местного самоуправления действовал в рамках предоставленных ему полномочий, отсутствует нарушение порядка назначения процедуры публичных слушаний, при назначении публичных слушаний соблюдены требования Положения об общественных слушаниях, оспариваемое постановление издано в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает прав и охраняемых законом интересов общества.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии свободного доступа к береговой полосе Волгоградского водохранилища через соседние земельные участки, что исключает установление публичного сервитута на земельном участке, принадлежащем ему на праве постоянного бессрочного пользования, в силу пункта 1 статьи 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, были предметом оценки судов, мотивированно ими отклонены.
Пунктом 2 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено требование о том, что установлению публичного сервитута должны предшествовать общественные слушания, которые обеспечивают соблюдение необходимого баланса публичного и частного интереса при использовании земельного участка.
Проведение общественных слушаний является обязательным этапом в процедуре установления публичного сервитута. Соблюдение процедуры установления публичного сервитута является обязательным условием законности и обоснованности соответствующего нормативного акта органа местного самоуправления.
Возможность установления публичного сервитута основана на положениях подпункта 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, в котором закреплен принцип сочетания при использовании и охране земель интересов заинтересованных лиц и законных интересов лиц, которым принадлежат земельные участки.
Поскольку проведение общественных слушаний является обязательным этапом в процедуре установления публичного сервитута и его задачей является выявление необходимости установления публичного сервитута и общественное одобрение либо неодобрение данной инициативы, суд апелляционной инстанции правильно указал, что вынесение обжалуемого постановления администрации, которым не устанавливается публичный сервитут, а назначаются только слушания о возможности его установления, не может нарушать прав и интересов общества.
При таких обстоятельствах обоснован вывод судебных инстанций о доказанности администрацией Саратовского муниципального района Саратовской области законности оспариваемого постановления.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающего данный вывод судов, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статей 110, 112 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы. Поскольку заявителю при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка в уплате государственной пошлины, то государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, 289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.10.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2016 по делу N А57-18149/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с акционерного общества "Туристская база "Волга" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1500 рублей.
Поручить Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные законом.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Судьи
М.В.КОНОПЛЕВА
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)