Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Поскольку лесоустройство не проведено, земельные участки, вверенные истцу, в полном объеме на кадастровый учет не поставлены, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Рублева Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организовать проведение лесоустройства лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края "Соликамское лесничество".
Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поставить на кадастровый учет лесные участки в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество".
Срок исполнения решения суда установить три года со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., представителя прокуратуры - Кузнецовой С.Н., проверив дело, судебная коллегия
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства, поставить на государственный кадастровый учет лесные участки в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество" (далее - ГКУ "Соликамское лесничество"), установив срок для исполнения решения суда три года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд не принял во внимание, что реализация федеральных полномочий в области лесных отношений производится за счет и в соответствии с объемами федеральных субвенций. На основании доведенных Рослесхозом планов и выделенного финансирования Министерство проводит аукционы, по результатам которых заключает государственные контракты на проведение работ по лесоустройству лесничеств. Без плана лесоустройства, утвержденного Рослесхозом, Министерство не сможет провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество". За Министерством не закреплены функции по межеванию и постановке на кадастровый учет земель лесного фонда. В отношении лесных участков, предоставленных в аренду, пользователи таких участков вправе самостоятельно обеспечить постановку участков на кадастровый учет.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на территории Соликамского лесничества давность материалов лесоустройства ГКУ "Соликамское лесничество" составляет более 10 лет.
Лесным планом Пермского края на 2008-2017 гг. проведение лесоустройства лесов ГКУ "Соликамское лесничество" не предусмотрено.
Согласно выписке из Лесохозяйственного регламента ГКУ "Соликамское лесничество" площадь лесничества составляет 510573 га.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровый учет лесных участков проведен на площади 677, 7306 га.
Доказательства проведения в отношении всех лесных участков лесоустройства в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
На основании п. 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 г. N 756-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования.
Согласно п. 3.4. Положения, Министерство в области лесных отношений осуществляет закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройству, за исключением проектирования лесничества и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в пределах установленной компетенции выполняет иные функции в области лесных отношений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных в границах лесных участков, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество", является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Поскольку лесоустройство не проведено, земельные участки, вверенные ГКУ "Соликамское лесничество" в полном объеме на кадастровый учет не поставлены, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов. Полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах Соликамского округа, ответчик обладает в силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы, что функции по межеванию и постановке на ГКУ земель лесного фонда не закреплены за Министерством, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, кадастровые работы фактически проводятся, в том числе проведены на части земель, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество". В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Несмотря на то, что планы работ по землеустройству на землях лесного фонда формируются Рослесхозом, информация о необходимости включения тех или иных лесничеств в план работ доводится органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Это же относится и к вопросам лесоустройства.
Следует отметить, что к переданным Российской Федерацией полномочиям относится предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, поэтому принятие мер для постановки лесных участков на государственный кадастровый учет не противоречит функциям Министерства.
Доводы жалобы о том, что без плана лесоустройства, утвержденного Рослесхозом, и выделенного финансирования Министерство не сможет провести лесоустройство, отмену решения не влекут. Как было указано выше, Министерство не лишено возможности доводить до сведения Рослесхоза информацию о необходимости проведения работ в том или ином лесничестве.
То обстоятельство, что Министерством планируются определенные мероприятия, направленные на защиту и воспроизводство лесов, не исключает необходимости проведения иных работ в рамках предоставленных полномочий.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на проведение перечисленных в решении суда мероприятий в пределах финансирования из федерального бюджета, исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, и учитывая, что средства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета, то проведение мероприятий, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета лесных участков, и проведение лесоустройства соответственно осуществляется в пределах объемов финансирования из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
Апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 года оставить без удовлетворения.
Уточнить абзац второй и третий резолютивной части решения Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 года, изложив в следующей редакции:
"Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организовать проведение лесоустройства лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края "Соликамское лесничество", и принять меры для постановки на кадастровый учет лесных участков в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество", в пределах объемов финансирования из федерального бюджета".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.04.2016 ПО ДЕЛУ N 33-4187/2016
Требование: О возложении обязанности организовать проведение лесоустройства лесов, поставить на кадастровый учет лесные участки.Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Поскольку лесоустройство не проведено, земельные участки, вверенные истцу, в полном объеме на кадастровый учет не поставлены, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2016 г. по делу N 33-4187
Судья Рублева Н.В.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Никитиной Т.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 г., которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организовать проведение лесоустройства лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края "Соликамское лесничество".
Обязать Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края поставить на кадастровый учет лесные участки в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество".
Срок исполнения решения суда установить три года со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., представителя прокуратуры - Кузнецовой С.Н., проверив дело, судебная коллегия
установила:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточненных требований) в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края о возложении обязанности организовать проведение лесоустройства, поставить на государственный кадастровый учет лесные участки в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество" (далее - ГКУ "Соликамское лесничество"), установив срок для исполнения решения суда три года.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным в связи с неправильным применением норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Суд не принял во внимание, что реализация федеральных полномочий в области лесных отношений производится за счет и в соответствии с объемами федеральных субвенций. На основании доведенных Рослесхозом планов и выделенного финансирования Министерство проводит аукционы, по результатам которых заключает государственные контракты на проведение работ по лесоустройству лесничеств. Без плана лесоустройства, утвержденного Рослесхозом, Министерство не сможет провести лесоустройство лесов, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество". За Министерством не закреплены функции по межеванию и постановке на кадастровый учет земель лесного фонда. В отношении лесных участков, предоставленных в аренду, пользователи таких участков вправе самостоятельно обеспечить постановку участков на кадастровый учет.
Судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), и не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на территории Соликамского лесничества давность материалов лесоустройства ГКУ "Соликамское лесничество" составляет более 10 лет.
Лесным планом Пермского края на 2008-2017 гг. проведение лесоустройства лесов ГКУ "Соликамское лесничество" не предусмотрено.
Согласно выписке из Лесохозяйственного регламента ГКУ "Соликамское лесничество" площадь лесничества составляет 510573 га.
Судом первой инстанции установлено, что кадастровый учет лесных участков проведен на площади 677, 7306 га.
Доказательства проведения в отношении всех лесных участков лесоустройства в установленном законом порядке в материалах дела отсутствуют и ответчиком не представлены.
Согласно ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
На основании п. 1.1. Положения о Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 г. N 756-п, Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере владения и распоряжения всеми видами природных ресурсов, отнесенных к ведению Пермского края федеральным законодательством, а также правоприменительные функции в сфере природопользования.
Согласно п. 3.4. Положения, Министерство в области лесных отношений осуществляет закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоустройству, за исключением проектирования лесничества и лесопарков, проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; в пределах установленной компетенции выполняет иные функции в области лесных отношений.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных в границах лесных участков, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество", является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Поскольку лесоустройство не проведено, земельные участки, вверенные ГКУ "Соликамское лесничество" в полном объеме на кадастровый учет не поставлены, имеются препятствия для надлежащего использования и охраны лесов. Полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах Соликамского округа, ответчик обладает в силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы, что функции по межеванию и постановке на ГКУ земель лесного фонда не закреплены за Министерством, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, кадастровые работы фактически проводятся, в том числе проведены на части земель, вверенных ГКУ "Соликамское лесничество". В соответствии с ч. 2 ст. 20 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. Несмотря на то, что планы работ по землеустройству на землях лесного фонда формируются Рослесхозом, информация о необходимости включения тех или иных лесничеств в план работ доводится органами исполнительной власти субъектов РФ в области лесных отношений. Это же относится и к вопросам лесоустройства.
Следует отметить, что к переданным Российской Федерацией полномочиям относится предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, поэтому принятие мер для постановки лесных участков на государственный кадастровый учет не противоречит функциям Министерства.
Доводы жалобы о том, что без плана лесоустройства, утвержденного Рослесхозом, и выделенного финансирования Министерство не сможет провести лесоустройство, отмену решения не влекут. Как было указано выше, Министерство не лишено возможности доводить до сведения Рослесхоза информацию о необходимости проведения работ в том или ином лесничестве.
То обстоятельство, что Министерством планируются определенные мероприятия, направленные на защиту и воспроизводство лесов, не исключает необходимости проведения иных работ в рамках предоставленных полномочий.
Вместе с тем, судебная коллегия считает возможным дополнить резолютивную часть решения суда указанием на проведение перечисленных в решении суда мероприятий в пределах финансирования из федерального бюджета, исходя из следующего.
Согласно ч. 3 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, средства на осуществление переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
В силу ч. 4 ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации, субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с ч. 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, количества проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Поскольку земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, и учитывая, что средства на осуществление переданных субъектам Российской Федерации полномочий предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций из федерального бюджета, то проведение мероприятий, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета лесных участков, и проведение лесоустройства соответственно осуществляется в пределах объемов финансирования из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 года оставить без удовлетворения.
Уточнить абзац второй и третий резолютивной части решения Соликамского городского суда Пермского края от 29 января 2016 года, изложив в следующей редакции:
"Возложить обязанность на Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края организовать проведение лесоустройства лесов, вверенных Государственному казенному учреждению Пермского края "Соликамское лесничество", и принять меры для постановки на кадастровый учет лесных участков в границах Государственного казенного учреждения Пермского края "Соликамское лесничество", в пределах объемов финансирования из федерального бюджета".
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)