Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.05.2016 ПО ДЕЛУ N 33-10089/2016

Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи участка.

Разделы:
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что пользуется спорным участком на основании договора аренды, считает, что при наличии на земельном участке жилого дома, принадлежащего ей на праве собственности, имеет право приобрести участок в собственность, в связи с чем отказ администрации в предоставлении ей в собственность участка является незаконным.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 мая 2016 г. по делу N 33-10089/2016


Судья Жирнова М.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Рыковой Г.М.,
судей Гусевой Е.В., Кумачевой И.А.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в судебном заседании 04 мая 2016 года апелляционную жалобу Н. на решение Можайского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года по делу по иску Н. о признании решения незаконным, обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка,
заслушав доклад судьи Рыковой Г.М.,
объяснения Н. и ее представителя Б., представителя Администрации Можайского муниципального района Московской области - Д.,
установила:

Н. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа Администрации Можайского муниципального района Московской области в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:18:0070206:531, земли поселения, для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <...> об обязании Администрацию Можайского муниципального района Московской области заключить с ней договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:18:0070206:531, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <...>.
В обоснование требований ссылалась на то, что с 09.08.2011 пользуется указанным земельным участком на основании договора аренды, заключенного с Администрацией Можайского муниципального района Московской области. Считает, что при наличии на земельном участке на праве собственности жилого дома имеет право приобрести его в собственность, в связи с чем, отказ администрации в предоставлении ей в собственность земельного участка незаконен. Кроме того считает, что земельный участок не располагается во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, поскольку схема территориального планирования Московской области не содержит описания границ второго пояса водоохранной зоны.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Администрации Можайского муниципального района Московской области в удовлетворении иска просил отказать.
Решением Можайского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Н. обжалует его в апелляционном порядке и просит отменить, удовлетворив исковые требования, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Н. с 09.08.2011 пользуется земельным участком с кадастровым номером 50:18:0070206:531, площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <...> на основании договора аренды N 3.1078/2011 от 09.08.2011, заключенного с Администрацией Можайского муниципального района Московской области.
30.06.2015 Н. обратилась в Администрацию Можайского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении ей в собственность арендуемого земельного участка.
21.07.2015 решением Администрации Можайского муниципального района Московской области Н. отказано, поскольку, указанный земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствие такого документа факт отнесения земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтвержден документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для Можайского гидроузла (пункт 2.3.1).
Согласно пункту 3.3.1 названных Правил границы первого пояса зоны санитарной охраны Можайского гидроузла - полоса шириной 100 метров по обоим берегам от плотины водохранилища до створа д. Блазново - д. Криушино и акватория водохранилища между указанным створом и плотиной гидроузла.
Пунктом 3.4.3 Правил установлено, что боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы, но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса зоны санитарной охраны водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 организация зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов,
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункт 1.13 СанПиН).
В соответствии с п. п. 4, 5 статьи 18 Федерального закона проект округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждается, а границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В силу пункта 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящим СанПиН.
При этом, само по себе отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения не может свидетельствовать о том, что на земельные участки, попадающие в указанные зоны в соответствии с требованиями СанПиН, не распространяются ограничения, установленные законом.
Законодательством не предусмотрена обязанность закрепления границ зон санитарной охраны на местности.
При этом, следует отметить, что Н. не соблюдена процедура рассмотрения заявления о представлении земельного участка гражданам.
Согласно ч. 3 ст. 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-03 реализация полномочий, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Согласно п. 13.1.2. Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московская области от 29.10.2007 N 842/27 (ред. от 11.11.2014), Министерство осуществляет полномочия по изданию нормативных и иных правовых актов по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательных для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.
Порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов договоров купли-продажи, аренды земельных участков, находящихся в государственной неразграниченной собственности, заключаемых без проведения торгов, утвержден Распоряжением Минмособлимущества от 08.07.2015 N 12ВР-1073.
Согласно п. 2 указанного Порядка при продаже земельного участка: орган местного самоуправления:
- обеспечивает проверку земельного участка на предмет наличия ограничений оборотоспособности (для случаев продажи земельного участка):
1) о нахождении земельного участка в пределах береговой полосы;
2) об отсутствии в границах земельного участка объектов прудов, обводненных карьеров;
3) о нахождении земельного участка в границах территорий общего пользования;
4) о нахождении земельного участка в I, II поясах зон санитарной охраны водных объектов;
5) о нахождении на земельном участке особо ценных объектов культурного наследия.
Проверка ограничения оборотоспособности земельных участков подтверждается заключениями Территориального отдела Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Согласно п. 13.1.12. Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Московской области, утвержденным Постановлением Правительства МО от 14.11.2007 N 858/28, Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области предоставляет согласие органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области по реализации государственных полномочий в соответствии с законодательством Московской области.
Таким образом, заключение Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области является обязательными для исполнения органами местного самоуправления.
Основанием принятия оспариваемого отказа явилось заключение Территориального отдела Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 16.07.2015 N 31Исх-15136, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 50:18:0070206:531, расположен во втором поясе зоны санитарной охраны питьевого источника г. Москвы
Достаточных доказательств обратного Н. не представлено.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок находится в зоне санитарной охраны, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Разрешая данный спор, суд свои выводы мотивировал в судебном решении со ссылкой на исследованные в судебном заседании доказательства, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, постановил законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены и отклоняются по указанным выше мотивам, а также как не содержащие оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 193, 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Можайского городского суда Московской области от 08 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)