Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2017 N 20АП-4974/2017 ПО ДЕЛУ N А54-5980/2016

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2017 г. по делу N А54-5980/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 15.09.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Тимашковой Е.Н. и Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Труновой И.Ю., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (г. Рязань, ОГРН 1156234001406, ИНН 6234140830) - Семеновой Е.В. (доверенность от 01.06.2017), от заинтересованного лица - администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1026201270260, ИНН 6227000292) - Васяткиной Г.Н. (доверенность от 05.09.2017) и Лазуткина В.В. (доверенность от 11.11.2016), в отсутствие заинтересованного лица - управления градостроительства и архитектуры администрации города Рязани (г. Рязань, ОГРН 1156234007270, ИНН 6234144626), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Рязани на решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.06.2017 по делу N А54-5980/2016 (судья Шуман И.В.),
установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ПромИнвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к управлению градостроительства и архитектуры администрации города Рязани (далее - управление), администрации города Рязани (далее - администрация) о признании частично недействительным градостроительного плана земельного участка от 16.08.2016 N RU62326000-00232-16, утвержденного постановлением администрации от 16.08.2016 N 3724 (т. 1, л.д. 5).
До рассмотрения спора по существу заявитель, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил заявленные требования и просил:
- - признать недействительными градостроительный план земельного участка от 16.08.2016 N RU62326000-00232-16 и постановление от 16.08.2016 N 3724 об утверждении указанного градостроительного плана;
- - возложить на администрацию и управление обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка, соответствующего требованиям действующего законодательства. Судом уточнение принято.
Решением суда от 13.06.2017 (т. 3, л.д. 67) заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе администрация просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Оспаривая судебный акт, заявитель ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080098:17, сформированный до утверждения Правил землепользования и застройки, находится в трех территориальных зонах, что противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указывает, что вид разрешенного использования указанного земельного участка не соответствует ни одному из видов, предусмотренных для указанных зон Правилами землепользования и застройки города Рязани, однако общество вправе использовать земельный участок без установления срока приведения в соответствие градостроительному регламенту (часть 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Отмечает, что утвержденной формой градостроительного плана земельного участка не предусмотрена возможность внесения в его графы информации, касающейся разных территориальных зон, указание нескольких предельных параметров разрешенного строительства (предельное количество этажей, процент застройки и т.п.).
В отзыве общество просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Указывает на то, что действующее законодательство не предусматривает ограничений по оформлению градостроительного плана в отношении земельного участка, находящегося в нескольких территориальных зонах. Отмечает, что спорный земельный участок был сформирован ранее принятия Правил землепользования и застройки и формирования соответствующих территориальных зон. Ссылается на то, что обществом предпринимались неоднократные действия по приведению спорного земельного участка к одной функциональной зоне Ж-5, однако администрацией внесение изменений в Правила землепользования и застройки признано нецелесообразным; одновременно обществу разъяснена возможность использования земельного участка без установления срока приведения участка в соответствии с градостроительным регламентом. Обращает внимание на то, что для земель с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства" предусмотрена возможность ведения теплично-парникового строительства.
В судебном заседании представители общества и администрации поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании 05.09.2017, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 14 час.5 мин 13.09.2017.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителей общества и администрации (до перерыва), Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080098:17, общей площадью 73 657 кв. метров, расположенный по адресу: г. Рязань, р-н Кальное (Советский округ), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: ведение сельскохозяйственного производства (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 28.04.2015, договор купли-продажи от 15.04.2015). Земельный участок приобретен по договору купли-продажи от 15.04.2015, заключенному с гражданином Гарцевым А.А.
12.07.2016 общество через многофункуциональный центр обратилось с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка для осуществления проектирования, в целях последующего строительства на указанном земельном участке теплично-парникового хозяйства (т. 1, л.д. 26).
18.08.2016 управлением выдан градостроительный план земельного участка от 16.08.2016 N RU 62326000-00232-16, который утвержден постановлением администрации города Рязани от 16.08.2016 N 3724 (т. 1, л.д. 17).
Ссылаясь на то, что градостроительный план земельного участка не содержал всех, предусмотренных сведений, в том числе описания допустимого местоположения объекта капитального строительства на земельном участке; минимальных отступов от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; мест допустимого размещения объекта капитального строительства; точек подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения за исключением сетей электроснабжения; требований к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке; предельных размерах земельного участка и предельных параметров разрешенного строительства; площади застройки земельного участка; предельного количества этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений, а также максимального процента застройки в границах земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям применимы нормы законодательства в редакции, действовавшей на момент их возникновения.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана поселения и правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план поселения, утверждаемый представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно частям 6, 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов осуществляется зонирование территорий.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки, которым устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (часть 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса). Согласно пункту 9 статьи 1, части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о градостроительном регламенте. При этом в градостроительном плане земельного участка должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1633/13 сформулирована правовая позиция о том, что по смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении его строительных ограничениях.
При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Таким образом, отражение в градостроительном плане определенных характеристик, не установленных в плане застройки и землепользования, при отсутствии градостроительных регламентов противоречит требованиям градостроительного законодательства, следовательно, такой градостроительный план земельного участка не может быть признан законным.
Исходя из этого, градостроительный план не может устанавливать соответствующие характеристики вне правил землепользования и застройки, а должен лишь воспроизводить те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен земельный участок.
При рассмотрение дела судом апелляционной инстанции установлено, что земельный участок с кадастровым номером 62:29:0080098:17 площадью 73 657 кв. метров, принадлежащий обществу на праве собственности, являющийся ранее учтенным (поставлен на кадастровый учет 22.02.2005), исходя из Правил землепользования и застройки в городе Рязани, утвержденных решением Рязанской городской думы от 11.12.2008 N 897-I, оказался расположенным в трех различных территориальных зонах - Ж1 (предназначена для размещения многоквартирных жилых домов), Ж5 (предназначена для размещения преимущественно объектов обслуживания районного значения, и сочетающейся с ними жилой застройки вне зоны исторического ядра города), РЗ (зона городских парков, скверов, бульваров).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30 - 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта, официальную публикацию сообщения о принятии такого решения, проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования, направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в комиссию на доработку, проведение комиссией публичных слушаний по проекту, внесение комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации, который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения.
Правила землепользования и застройки обществом не оспорены, а сам по себе отказ администрации от внесения изменений в указанные Правила в части отнесения спорного земельного участка к определенной градостроительной зоне, условием для удовлетворения настоящих требований являться не может.
Нормы статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующие необходимость указания в градостроительном плане определенных параметров, по смыслу градостроительного законодательства (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации) предполагают их указание в отношении земельного участка, расположенного в одной территориальной зоне. Таким образом, указание этих параметров для земельного участка, расположенного в нескольких территориальных зонах, до приведения в соответствие расположения земельного участка требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, объективно невозможно.
В данном случае выданный администрацией градостроительный план соответствует проекту планировки территории (пункт 33 Правил землепользования и застройки в городе Рязани), являющемуся составной частью градостроительной документации (включающей в себя чертеж планировки территории, на котором отображаются, в том числе, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый градостроительный план земельного участка, соответствующий Правилам землепользования и застройки, не может считаться недействительным.
Не оспорив в установленном порядке Правила землепользования и застройки, на основании которых выдан градостроительный план, обращение общества с настоящими требованиями следует признать преждевременным (определение Верховного Суда Российской Федерации от 29.12.2015 N 309-КГ15-17015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.09.2014 N А53-25250/2013, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.09.2015 N Ф09-6641/15, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2017 N А68-6822/2015).
Таким образом, решение подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110, частью 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины за подачу заявления относятся на общество. Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы не взыскивается, поскольку жалоба подана лицами, освобожденными от ее уплаты (статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Рязанской области от 13.06.2017 по делу N А54-5980/2016 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.А.КАПУСТИНА
Судьи
Е.Н.ТИМАШКОВА
О.Г.ТУЧКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)