Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 25.07.2017 N 4ГА-1477/2017

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июля 2017 г. N 4Га-1477/2017

ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ КАССАЦИОННОЙ ЖАЛОБЫ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ
В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Судья Верховного Суда Республики Крым Яковлев С.В., изучив кассационную жалобу Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года,

установил:

Е. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 г. N 623-п об отказе Е. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 440 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес>, возложить на Администрацию г. Ялта Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Е. о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 года административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п об отказе Е. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 440 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, в границах, указанных в кадастровом паспорте, на Администрацию г. Ялта Республики Крым возложена обязанность в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление Е. от 8 декабря 2015 года о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв. м по адресу: <адрес> и принять решение с учетом установленных судом обстоятельств.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 года отменено, принято по делу новое решение, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поступившей в Верховный Суд Республики Крым 19 мая 2017 года, Е. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года, а решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 года оставить без изменений.
Дело истребовано в суд кассационной инстанции 22 мая 2017 года, поступило в Верховный Суд Республики Крым 08 июня 2017 года и передано судье на изучение.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 323 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
В силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При изучении доводов кассационной жалобы заявителя не установлены основания для передачи данной кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым.
Отменяя решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 31 августа 2016 года и отказывая в удовлетворении административного искового заявления Е., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым исходила из того, что постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п об отказе Е. в предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка общей площадью 440 кв. м из земель населенных пунктов с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, является законным и обоснованным.
Данные выводы судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Из материалов дела следует, что решением 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 года N 3 Е. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, пгт. Голубой залив, участок N 9.
Решением 29-й сессии Симеизского поселкового совета от 22 февраля 2008 года N 16 внесены изменения в решение 29 сессии Симеизского поселкового совета N 3, которым была изменена площадь отводимого земельного участка и адрес его месторасположения.
Между Е. и ООО "Спец-Проект" 15 марта 2010 года заключен договор N 395 на изготовление проекта землеустройства по отводу указанного выше земельного участка.
Решением 55-й сессии 5-го созыва Симеизского поселкового совета N 4 от 02 июля 2010 года утвержден генеральный план застройки отводимого Е. земельного участка и установлена категория земель - земли жилой и общественной застройки.
Е. 08 декабря 2015 года обратился в Администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв. м по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п Е. отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 440 кв. м в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером N, по адресу: <адрес> в связи с несоответствием места расположения земельного участка градостроительной документации населенного пункта.
Статьей 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее Закон N 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Согласно п. 21 ст. 9 Закона N 6-ФКЗ в течение переходного периода обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (статьи 9 - 11 ЗК РФ).
Статьей 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Закон Республики Крым N 38-ЗРК от 31.07.2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК) устанавливает особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
Статья 1 этого закона определяет, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
В статье 13 Закона N 38-ЗРК установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в части 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
- - предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- - несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как указано выше, Е. 08 декабря 2015 года обратился в Администрацию г. Ялта Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 440 кв. м по адресу: <адрес>.
Копия указанного выше заявления Е. Администрацией г. Ялта Республики Крым была направлена в уполномоченный орган местного самоуправления в сфере градостроительства и архитектуры, которым была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта укрупненной схеме размещения, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, (Генеральному плану города Ялты).
Администрацией г. Ялта Республики Крым 20 декабря 2015 года было получено заключение, согласно которому Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым не согласовывает испрашиваемый истцом земельный участок, поскольку вид функционального использования земельного участка "территория земель сельскохозяйственного назначения" в соответствии с Генеральным планом г. Ялта, утвержденным решением 36-й сессии 6-го созыва Ялтинского городского совета N 33 от 27 ноября 2013 года.
В силу изложенного становится очевидным, что испрашиваемый Е. земельный участок имеет вид функционального использования "территория земель сельскохозяйственного назначения" и его месторасположение не соответствует градостроительной документации, вследствие чего постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п является законным и обоснованным.
Заключение эксперта Автономной некоммерческой организации судебной экспертизы "Крым суд эксперт" N 60 от 15 июля 2016 года, согласно выводов которого фактическое целевое использование земельного участка, расположенного по адресу Республика Крым, г. Ялта, пгт. Голубой залив, участок N 9, для индивидуального жилищного гаражного и дачного строительства, не может быть доказательством незаконности постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п, поскольку понятие "фактическое целевое использование земельного участка" не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в том числе ЗК РФ.
Рассматривая возможность оценки законности постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п в связи с тем, что решение 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 года N 3, которым Е. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> является действующим, необходимо указать следующее.
Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым утвержден Постановлением Совета Министров Республики Крым от 02.09.2014 года N 313 (далее Порядок N 313).
П. 4 Порядка N 313 установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
Как указано, выше решением 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 года N 3 Е. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>.
Решением 29-й сессии Симеизского поселкового совета от 22 февраля 2008 года N 16 внесены изменения в решение N 3 29 сессии Симеизского поселкового совета, которым была изменена площадь отводимого земельного участка и адрес его месторасположения.
Рассматривая вопрос о завершении оформления Е. права на земельный участок, начатого до принятия Закона N 6-ФКЗ, необходимо установить факт возникновения у него такого права в соответствии с действовавшим до 21.03.2014 года на территории Республики Крым законодательством.
Так, статья 14 Конституции Украины предусматривает, что земля является основным национальным богатством, которое находится под особенной охраной государства. Права на землю приобретаются и реализуются гражданами и субъектами хозяйственной деятельности (юридическими и физическими лицами) исключительно в соответствии с законом.
Порядок урегулирования земельных отношений на Украине установлен Земельным кодексом Украины (далее ЗК Украины).
К предусмотренным статьей 12 ЗК Украины полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений относится передача земельных участков в собственность гражданам.
В соответствии со статьей 83 ЗК Украины в коммунальной собственности находились все земли в пределах населенных пунктом, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещались объекты коммунальной собственности.
Согласно статье 116 ЗК Украины граждане приобретают право собственности или право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных ЗК Украины. Приобретения права на землю осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.
Согласно части 6 статьи 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных сооружений и построек (приусадебный участок) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайства в соответствующие районные, Киевскую или Севастопольскую городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы по месторасположению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое предназначение земельного участка и его примерные размеры. К ходатайству прилагаются в том числе графические материалы, на которых указано желаемое месторасположение земельного участка.
Совет Министров Автономной Республики Крым, районная, Киевская или Севастопольская городские государственные администрации или в сельские, поселковые, городские советы рассматривает ходатайство в месячный срок и дает согласие на разработку проекта землеустройства по отведению земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении (пункт 7 статьи 118 ЗК Украины).
В дальнейшем, 16 сентября 2008 года был принят Закон Украины N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству", согласно которому были изменены положения статью 118 ЗК Украины, согласно которым выдача разрешения на составление проекта землеустройства подлежала осуществлению согласно положений статьи 151 ЗК Украины, а также изложена в новой редакции ст. 151 ЗК Украины, в части 11 которой был установлен срок действия разрешения на составления проекта отвода земельного участка.
В пункте 3 Раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008 года N 509 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству" было указано, что принятые и не исполненные до вступления в силу этого Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на разработку проекта отвода земельного участка сохраняют силу на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона.
Указанный закон вступил в силу 14.10.2008 года.
10.12.2009 года вступил в силу Закон Украины от 05.11.2009 года N 1702-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю", которым статья 151 ЗК Украины была изложена в новой редакции, и отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.
Законом Украины от 29.06.2010 года N 2367-VI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственного регулирования в сфере строительства жилья" п. 3 раздела 2 Заключительных положений Закона Украины от 16.09.2008 года N 509 изложен в новой редакции, в соответствии с которой принятые и не исполненные до вступления этим Законом решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о согласовании места расположения объекта или о даче разрешения на составление проекта отвода земельного участка сохраняют действие на протяжении двух лет со дня вступления в силу этого Закона, а разработанные в соответствии с этими решениями проекты землеустройства по отводу земельных участков рассматриваются в установленном законом порядке. Передача в аренду таких земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности осуществляется без проведения земельных торгов (аукционов).
Указанный Закон вступил в законную силу 23.07.2010 года.
В силу изложенного становится очевидным, что решение 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 года N 3, которым Е. дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,040 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес> на момент его обращения в Администрацию г. Ялта с заявлением о завершении оформления права собственности на указанный земельный участок является действующим.
Однако, принимая во внимание то, что материалами дела подтверждается несоответствие месторасположения испрашиваемого Е. земельного участка градостроительной документации и несоответствие его виду функционального использования, становится очевидным, что то обстоятельство, что решение 21-й сессии Симеизского поселкового совета 5-го созыва от 20 июня 2007 года N 3 является действующим, не может быть безусловным основанием для отмены постановления Администрации г. Ялта Республики Крым от 21 марта 2016 года N 623-п.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 323, 324, 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья,

определил:

В передаче кассационной жалобы Е. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 февраля 2017 года для рассмотрения в судебном заседании президиума Верховного Суда Республики Крым отказать.
Судья
С.В.ЯКОВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)