Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 19.05.2017 N Ф06-20088/2017 ПО ДЕЛУ N А65-5394/2016

Требование: О признании недействительным постановления уполномоченного органа.

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Оспариваемым постановлением начата процедура изъятия принадлежащего обществу земельного участка для государственных нужд в целях реконструкции объекта газоснабжения регионального значения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 г. N Ф06-20088/2017

Дело N А65-5394/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 мая 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Фатхутдиновой А.Ф.,
судей Петрушкина В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя - Гайфуллина Ф.А., директора (решение от 15.07.2015), Ахмадиева М.Ш. (доверенность от 06.10.2016),
ответчика - Авдеева Д.А. (доверенность от 29.12.2016 N 21-53/16228),
третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеева Д.А. (доверенность от 27.12.2016 N 1-30/16340),
Министерства финансов Республики Татарстан - Галимовой М.М. (доверенность от 14.03.2016 N 17-84/30),
общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" - Степанова А.А. (доверенность от 25.10.2016 N 815),
общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт" - Доминго Е.В. (доверенность от 01.01.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт"
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 (председательствующий судья Корнилов А.Б., судьи Филиппова Е.Г., Сергеева Н.В.)
по делу N А65-5394/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроТакт", Высокогорский район, с. Высокая Гора, к Кабинету Министров Республики Татарстан, г. Казань, с участием третьих лиц: Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань, Министерства финансов Республики Татарстан, г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань", г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт", Московская область, г. Щелково, о признании недействительным постановления от 14.01.2016 N 10,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "АгроТакт" (далее - ООО "АгроТак", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан к Кабинету Министров Республики Татарстан с требованием о признании недействительным постановления от 14.01.2016 N 10 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд".
Арбитражным судом было вынесено протокольное определение об удовлетворении ходатайства заявителя об уточнении наименования ответчика на Аппарат Кабинета Министров Республики Татарстан.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан, общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - ООО "Газпром трансгаз Казань"), общество с ограниченной ответственностью "Газпром центрремонт" (далее - ООО "Газпром центрремонт"), Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 по отменено, принят новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены.
Суд признал недействительным постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 N 10 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд".
Обязал Кабинет Министров Республики Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "АгроТак".
ООО "Газпром центрремонт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан также обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, мотивируя неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители Кабинета Министров Республики Татарстан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ООО "Газпром центрремонт", Министерства финансов РТ, ООО "Газпром трансгаз Казань" поддержали позиции, изложенные в кассационных жалобах, а представители заявителя, считая доводы жалоб несостоятельными, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 12.05.2017 до 12 часов 00 минут, после окончания которого судебное заседание продолжено в том же составе суда. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "АгроТак" на праве собственности принадлежит объект недвижимости: земельный участок, кадастровый номер 16:16:040603:108, назначение: земли сельскохозяйственного назначения, площадь 1082102 кв. м, адрес: Республика Татарстан, Высокогорский район, Березинское сельское поселение, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.04.2016 N 90-16845764.
14 января 2016 г. Кабинетом Министров Республики Татарстан в целях реализации проекта "Реконструкция газопровода Миннибаево - Казань на участке 220-285 км", в соответствии со статьей 49, главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан, принято постановление N 10 "Об изъятии земельного участка для государственных нужд" (далее - Постановление).
- Указанным документом Кабинет Министров Республики Татарстан постановил: 1) принять предложение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан об изъятии путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 16:16:040603:108 площадью 108.2102 гектара, расположенного в Высокогорском муниципальном районе (далее - земельный участок), находящегося в собственности ООО "АгроТакт", для размещения объектов газоснабжения;
2) Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в установленном порядке обеспечить:
- - определение выкупной цены земельного участка и заключение соответствующего соглашения с его собственником;
- - уведомление собственника о предстоящем изъятии земельного участка;
- - проведение государственной регистрации настоящего постановления и извещение собственника земельного участка о произведенной регистрации с указанием ее даты;
- - предъявление соответствующих исков в суд в случае несогласия собственника с решением об изъятии земельного участка;
- - проведение государственной регистрации права собственности Республики Татарстан на выкупленный земельный участок.
3) Министерству финансов Республики Татарстан после определения выкупной цены земельного участка внести в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения об объемах и источниках финансирования затрат на приобретение в собственность Республики Татарстан земельного участка.
Полагая, что данным постановлением нарушены права и законные интересы ООО "АгроТак", заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действующей с 1 апреля 2015 г., допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3).
Исключение из этого правила установлено для тех случаев, когда до 1 апреля 2015 г. принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта в целях изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В этом случае подготовка проекта планировки территории, предусматривающего размещение объекта государственного или муниципального значения, для размещения которого изымается земельный участок для государственных или муниципальных нужд, не требуется, а местоположение границ земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, устанавливается на основании утвержденного акта о выборе земельного участка и приложенной к нему схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (часть 2 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2015 г. (часть 4 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
Названная правовая позиция изложена также в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015.
Пунктом 1 статьи 49 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрена возможность изъятия земельного участка, путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, в том числе, - в случае размещения линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.
Таким образом, Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми упрощена процедура изъятия земельных участков, используемых субъектами естественных монополий для строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта линейных объектов, у частных собственников для государственных и муниципальных нужд.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Законом Республики Татарстан от 13.01.2007 N 7-ЗРТ "Об утверждении Программы развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006 - 2020 годы" предусмотрена реконструкция участка газопровода "Миннибаево - Казань".
Законом Республики Татарстан от 17.06.2015 N 41-ЗРТ "Об утверждении стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан" в целях обеспечения надежного и бесперебойного газоснабжения Закамской зоны Республики Татарстан и г. Казани с учетом перспективного развития до 2030 года также предусмотрена реконструкция участка газопровода "Миннибаево - Казань" на участке 220-285 км.
Во исполнение названных законов субъекта Российской Федерации постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 N 134 (ред. от 04.05.2013) утверждена Схема территориального планирования Республики Татарстан, согласно которой реконструкция участка газопровода "Миннибаево - Казань" протяженностью 65 километров включена в мероприятия по развитию газоснабжения республики (раздел 3.8.5).
Решением Совета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от 31.03.2014 N 340 утверждена Схема территориального планирования Высокогорского муниципального района.
В материалы дела представлена техническая документация по проекту "Реконструкция газопровода Миннибаево - Казань на участке 220-285 км", в частности: задание на разработку проекта от 17.06.2003, технические требования на разработку проекта, положительное заключение государственной экспертизы N 0504-12/КГЭ-1702/02 от 10.12.2012, подготовленное Федеральным государственным учреждение "Главное управление государственной экспертизы", согласно которым работы по реконструкции не могут быть проведены в другом месте от уже существующих линий газификации.
При установленных по делу обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания полагать, что в рассматриваемом случае целью изъятия участка является освобождение территории для государственных нужд, а именно реконструкции объекта газоснабжения регионального значения - газопровода "Миннибаево - Казань".
Суд апелляционной инстанции ошибочно полагает, что Кабинетом Министров Республики Татарстан пропущен трехлетний срок со дня утверждения проекта планировки территории, предусмотренного для принятия решения об изъятии, который, по мнению заявителя, следует исчислять вступления в силу постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2012 N 134, утвердившего Схему территориального планирования Республики Татарстан. Суд не принял во внимание, что норма части 3 статьи 56.3 ЗК РФ корреспондируется с нормой пункта 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) об установлении предельного срока действия проекта планировки территории, предусматривающего размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов (три года со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов), также введенной в действие Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ. При этом согласно пункту 15 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ положения части 12.6 статьи 45 ГрК РФ не применяются в отношении проектов планировки территории, утвержденных до дня вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
Кроме того, не требуется наличия утвержденных документов территориального планирования и утвержденного проекта планировки территории для принятия решения об изъятии земельного участка, необходимого для эксплуатации линейного объекта из числа указанных в статье 49 ЗК РФ, если такой линейный объект расположен на земельном участке, на который у собственника линейного объекта или лица, которому он принадлежит на иных правах, отсутствуют права, а право собственности или иные права на такой линейный объект возникли до 1 апреля 2015 г. (часть 4 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ).
Судом первой инстанции наличие названных обстоятельств установлено.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции сослался на то, что в рассматриваемом случае оснований для изъятия всего земельного участка площадью более 100 га не имеется, поскольку объект - газопровод Миннибаево - Казань на участке 220-285 км, для реконструкции которого предполагается изъять земельный участок, принадлежащий ООО "АгроТак", уже находится на этой территории, газопроводы на этом участке размещены с 70-х годов двадцатого века (т. 2 л.д. 49 - 59), препятствий для их функционирования и обслуживания не имелось.
Исходя из пункта 11 статьи 1 ГрК РФ трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Реконструкцией линейных объектов в силу пункта 14.1 статьи 1 ГрК РФ является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Как следует из материалов дела и представителями сторон данный факт не оспаривался, на земельном участке с кадастровым номером 16:16:040603:108 расположен коридор магистральных газопроводов (8 ниток), в том числе линии магистрального газопровода Уренгой - Центр1 и Уренгой - Ужгород, присоединение к которым осуществляется в рамках реализации Проекта реконструкции газопровода Миннибаево - Казань. В результате реконструкции линейного объекта изменены границы, структура и объем охранных зон, площадь охранных зон и зон минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов занимает большую часть спорного земельного участка.
При указанных обстоятельствах интересы собственника линейных объектов с учетом технологических особенностей последних не могут быть обеспечены установлением публичного либо частного сервитута.
Суд апелляционной инстанции не применил при разрешении спора положения статьи 49 ЗК РФ, статьи 26 Федерального закона Российской Федерации от 31.12.2014 N 499-ФЗ и без правовых оснований переоценил установленные судом первой инстанции обстоятельства, подтверждающие факт необходимости изъятия спорного земельного участка для публичных интересов.
После принятия решения подготавливается соглашение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии (статья 56.7 ЗК РФ).
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, с учетом приведенных правовых норм и установленных обстоятельств, пришел к правильному выводу, что постановление принято в соответствии с положениями статьи 279 ГК РФ, статьями 49, 55, 63 ЗК РФ и на оспариваемом этапе изъятия земельного участка права Общества не нарушены.
Суд первой инстанции правильно разрешил спор по существу, нарушения им норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, кассационной инстанцией не установлены.
С учетом изложенного постановление апелляционной инстанции подлежит отмене на основании пункта 5 части 1 статьи 287, части 1, пункта 2 части 2 статьи 288 АПК РФ, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2017 по делу N А65-5394/2016 отменить, оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и срок, предусмотренном статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА

Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)