Судебные решения, арбитраж
Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "МК-траст" - Климаченкова А.Г. (представителя по доверенности от 02.10.2017),
от администрации городского округа Королев Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК-траст" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 по делу N А41-15317/17, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МК-траст" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Королев Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 29.11.2016 в адрес общества, об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 2 732 кв. м с кадастровым номером 50:45:0020206:30, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина с авторемонтными мастерскими, категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: Московская область, г. Королев, мкр-н первомайский, ул. Советская, д. 39.
- обязать администрацию в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства, управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является арендатором земельного участка площадью 2 732 кв. м с кадастровым номером 50:45:0020206:30, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина с авторемонтными мастерскими, категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39, в соответствии с договором аренды земельного участка от 23.01.2008 N 1666/КП и договором переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от 20.06.2013 N 1-ППА (л.д. 41 - 46).
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: проходная, нежилое 1-этажное здание, общей площадью 57,60 кв. м, инв. N 68-5322, лит. В, В1; магазин с авторемонтными мастерскими, нежилое 2-этажное здание с подвалом, общей площадью 1 507,80 кв. м, инв. N 68-5322, лит. А - А3; сарай-склад, нежилое 1-этажное здание, общей площадью 70 кв. м, инв. N 68-5322, лит. Г1, расположенные на арендуемом земельном участке по адресу: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39 (л.д. 29 - 31).
Общество обратилось в администрацию городского округа Королев Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30 без проведения торгов.
Письмом от 29.11.2016 N М503-3691370290-8189916 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30, сославшись в качестве основания для отказа на заключение управления от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05, согласно которому испрашиваемый земельный участок частично находится в зоне планируемого размещения автодороги регионального значения ул. Советская "М8 "Холмогоры" - Лесные поляны - Королев", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области". Также согласно заключению управления испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения легкорельсового транспорта (л.д. 47 - 50).
Учитывая частичное размещение земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30 в зоне планируемого размещения названной автодороги регионального значения и полное размещение участка в зоне планируемого размещения легкорельсового транспорта, управление в своем заключении от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05 сделало вывод о том, что оборотоспособность данного земельного участка ограничена.
Не согласившись с администрацией, общество 28.02.2017 оспорил данный отказ от 29.11.2016 в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка в собственность, администрация сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок частично находится в зоне планируемого размещения автодороги регионального значения ул. Советская "М8 "Холмогоры" - Лесные поляны - Королев", а также на полное размещение участка в зоне планируемого размещения ЛРТ.
Суд апелляционной инстанции признал данное обстоятельство подтвержденным с учетом заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05 (л.д. 49 - 50) с приложением картографического материала: фрагмента СТП ТО МО зоны планируемого размещения линейного объекта и фрагмента публичной кадастровой карты с зоной планируемого размещения линейного объекта (л.д. 86 оборот - 87).
Оценив кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:45:0020206:30 (л.д. 52 - 54), заключение управления (л.д. 49 - 50), фрагмент Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, а также выкопировку из СТП МО ТО, утвержденной данным постановлением Правительства Московской области с наложением данных с публичной кадастровой карты земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30, с местоположением: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39, а также приняв во внимание доводы и возражения общества, апелляционный суд в соответствии со статьей 71 АПК (оценка обстоятельств) признает, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, входит в состав земель, предназначенных для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен обществу в собственность.
Данный вывод суда согласуется с указаниями, содержащимися в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15.
Обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований является правильным. Оснований для его отмены или изменения из доводов общества, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 по делу N А41-15317/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2017 N 10АП-10843/2017 ПО ДЕЛУ N А41-15317/17
Разделы:Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2017 г. по делу N А41-15317/17
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Хомякова Э.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "МК-траст" - Климаченкова А.Г. (представителя по доверенности от 02.10.2017),
от администрации городского округа Королев Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области - извещено, представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "МК-траст" на решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 по делу N А41-15317/17, принятое судьей Федуловой Л.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МК-траст" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Королев Московской области (далее - администрация), в котором просило:
- признать незаконным отказ администрации, выраженный в письме от 29.11.2016 в адрес общества, об отказе в предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 2 732 кв. м с кадастровым номером 50:45:0020206:30, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина с авторемонтными мастерскими, категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: Московская область, г. Королев, мкр-н первомайский, ул. Советская, д. 39.
- обязать администрацию в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда подготовить и направить в адрес общества проект договора купли-продажи данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства, управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество является арендатором земельного участка площадью 2 732 кв. м с кадастровым номером 50:45:0020206:30, вид разрешенного использования - для обслуживания магазина с авторемонтными мастерскими, категория земель - земли населенных пунктов, адрес местоположения: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39, в соответствии с договором аренды земельного участка от 23.01.2008 N 1666/КП и договором переуступки права аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от 20.06.2013 N 1-ППА (л.д. 41 - 46).
Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: проходная, нежилое 1-этажное здание, общей площадью 57,60 кв. м, инв. N 68-5322, лит. В, В1; магазин с авторемонтными мастерскими, нежилое 2-этажное здание с подвалом, общей площадью 1 507,80 кв. м, инв. N 68-5322, лит. А - А3; сарай-склад, нежилое 1-этажное здание, общей площадью 70 кв. м, инв. N 68-5322, лит. Г1, расположенные на арендуемом земельном участке по адресу: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39 (л.д. 29 - 31).
Общество обратилось в администрацию городского округа Королев Московской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30 без проведения торгов.
Письмом от 29.11.2016 N М503-3691370290-8189916 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30, сославшись в качестве основания для отказа на заключение управления от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05, согласно которому испрашиваемый земельный участок частично находится в зоне планируемого размещения автодороги регионального значения ул. Советская "М8 "Холмогоры" - Лесные поляны - Королев", утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8 "Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области". Также согласно заключению управления испрашиваемый земельный участок расположен в зоне планируемого размещения легкорельсового транспорта (л.д. 47 - 50).
Учитывая частичное размещение земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30 в зоне планируемого размещения названной автодороги регионального значения и полное размещение участка в зоне планируемого размещения легкорельсового транспорта, управление в своем заключении от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05 сделало вывод о том, что оборотоспособность данного земельного участка ограничена.
Не согласившись с администрацией, общество 28.02.2017 оспорил данный отказ от 29.11.2016 в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 5 статьи 39.20 Земельного кодекса для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (статья 39.1 Земельного кодекса).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; либо указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка; либо предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается; либо границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Отказывая обществу в предоставлении земельного участка в собственность, администрация сослалась на то, что испрашиваемый земельный участок частично находится в зоне планируемого размещения автодороги регионального значения ул. Советская "М8 "Холмогоры" - Лесные поляны - Королев", а также на полное размещение участка в зоне планируемого размещения ЛРТ.
Суд апелляционной инстанции признал данное обстоятельство подтвержденным с учетом заключения Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 19.10.2016 N 31Исх-68237/Т-05 (л.д. 49 - 50) с приложением картографического материала: фрагмента СТП ТО МО зоны планируемого размещения линейного объекта и фрагмента публичной кадастровой карты с зоной планируемого размещения линейного объекта (л.д. 86 оборот - 87).
Оценив кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:45:0020206:30 (л.д. 52 - 54), заключение управления (л.д. 49 - 50), фрагмент Схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, а также выкопировку из СТП МО ТО, утвержденной данным постановлением Правительства Московской области с наложением данных с публичной кадастровой карты земельного участка с кадастровым номером 50:45:0020206:30, с местоположением: Московская область, г. Королев, мкр-н Первомайский, ул. Советская, д. 39, а также приняв во внимание доводы и возражения общества, апелляционный суд в соответствии со статьей 71 АПК (оценка обстоятельств) признает, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования транспортного обслуживания Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 230/8, входит в состав земель, предназначенных для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В силу положений пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том случае, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
В данном случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии со Схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд организации скоростного легкорельсового транспорта, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен обществу в собственность.
Данный вывод суда согласуется с указаниями, содержащимися в определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.12.2016 N 305-КГ16-10498 по делу N А41-70884/15.
Обжалуемое решение суда об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований является правильным. Оснований для его отмены или изменения из доводов общества, материалов дела не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2017 по делу N А41-15317/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Э.Г.ХОМЯКОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Э.Г.ХОМЯКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)