Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.04.2016 ПО ДЕЛУ N А60-57752/2015

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 апреля 2016 г. по делу N А60-57752/2015


Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселева Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гасановой Г.В. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет" (ИНН 6662000973, ОГРН 1026605426814, далее - учреждение) к Административной комиссии Железнодорожного района муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - комиссия) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании приняли участие представители: учреждения - Бечин М.В. по доверенности от 21.01.2015 N 20; комиссии - Таушканова А.А. по доверенности от 13.10.2015 N 469.

Учреждение 01.12.2015 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления комиссии от 16.10.2015 по делу об административном правонарушении N 151006483 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной ст. 15 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" (далее - Закон N 52-ОЗ), в виде штрафа в размере 25000 рублей.
Постановление мотивировано тем, что закрепленные за учреждением земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0209092:1 и 66:41:0209091:1, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, п. Северка, находятся в неудовлетворительном состоянии: захламлены отходами потребления (бытовым мусором).
В обоснование своего требования учреждение ссылалось на то, что Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, не распространяются на спорные земельные участки, поскольку те относятся к землям лесного фонда.
Дело принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
22.12.2015 комиссия представила материалы административного дела.
24.12.2015 комиссия представила отзыв, считала постановление законным и обоснованным, ссылаясь на то, что решением Екатеринбургской думы от 26.10.2010 N 66/30 спорные земельные участки включены в состав территории муниципального образования "город Екатеринбург".
26.01.2016 учреждение представило пояснения, заявило о необоснованности выводов комиссии.
При рассмотрении дела суд
установил:

что учреждением не представлено прямых доказательств того, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда. В свою очередь комиссией данный довод учреждения также не опровергнут, доказательств изменения категории спорных земельных участков на "земли населенных пунктов" не представлено. Вместе с тем, по мнению суда, установление данного обстоятельства необходимо для разрешения вопроса о правильности квалификации деяния учреждения.
27.01.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства на основании ч. 5 ст. 227 АПК РФ.
08.04.2016 комиссия представила служебную записку Земельного комитета от 30.03.2016 N 490/51/23.1-28 с информацией о земельных участках с кадастровыми номерами 66:41:0209092:1 и 66:41:0209091:1, входящими в состав участка с кадастровым номером 66:41:0000000:44, который согласно кадастровой выписке филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от 05.06.2013 N 66/301/13-246030 имеет категорию земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "земли предприятий лесного хозяйства".
В судебном заседании 19.04.2016 учреждение и комиссия поддержали свои требования и возражения соответственно.
Кроме того, учреждение ходатайствовало о приобщении к материалам дела сообщения Управления Росреестра по Свердловской области от 03.07.2015 об отказе во внесении изменений в ЕГРП в части перевода земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:44 из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов. Учреждение пояснило, что, по его мнению, процедура перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов была лишь начата принятием Екатеринбургской думой решения от 26.10.2010 N 66/30, однако до настоящего времени не завершена. Иных заявлений, ходатайств не поступило.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

24.08.2015 главным специалистом МБУ "Инспекция ООС" Мальковой Е.А. и ведущим специалистом МБУ "Инспекция ООС" Романовской А.А. проведено обследование земельных участков с кадастровыми номерами 66:41:0209092:1 и 66:41:0209091:1, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, п. Северка. Результаты обследования зафиксированы в акте обследования экологического состояния территории от 24.08.2015 N 08/52.
В ходе обследования установлено, что названные земельные участки находятся в неудовлетворительном состоянии, захламлены отходами.
По данному факту в отношении учреждения заместителем председателя Комитета по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга Патрушевым Р.В. составлен протокол от 03.09.2015 N 170 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15 Закона N 52-ОЗ. Материалы проверки направлены для рассмотрения в комиссию.
По итогам рассмотрения материалов административного дела комиссией вынесено оспариваемое постановление от 16.10.2015 по делу об административном правонарушении N 151006483, которым учреждение привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 25000 руб.
Считая постановление комиссии незаконным, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд считает, что требование учреждения следует удовлетворить.
В соответствии со ст. 15 Закона N 52-ОЗ нарушение порядка проведения работ по уборке территории, установленного муниципальными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - Правила благоустройства).
Согласно пункту 6 Правил благоустройства собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающей территории, а также очистку этих территорий от мусора, отходов, снега, скоплений дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений; вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора.
Пунктом 7 Правил благоустройства на территории муниципального образования "город Екатеринбург" запрещается, в частности, несанкционированная свалка мусора на отведенных и (или) прилегающих территориях; размещение, сброс бытового и строительного мусора, металлического лома, отходов производства, тары, вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, ветвей деревьев, листвы в не отведенных под эти цели местах.
Из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0209092:1 и 66:41:0209091:1 входят в состав единого землепользования с кадастровым номером 66:41:0000000:44, который в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области представлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, комиссией сделан обоснованный вывод о том, что учреждение является ответственным лицом за содержание указанных земельных участков.
Комиссией установлено, что по состоянию на 24.08.2015 земельные участки с кадастровыми номерами 66:41:0209092:1 и 66:41:0209091:1, расположенные по адресу: г. Екатеринбург, п. Северка, захламлены бытовым мусором. Данное обстоятельство подтверждено актом обследования от 24.08.2015 N 08/52, приложенными к нему фотографиями и учреждением не оспаривается. При таких обстоятельствах суд считает, что комиссия пришла к обоснованному выводу о ненадлежащем исполнении учреждением обязанности по содержанию спорных земельных участков.
Вместе с тем суд считает, что при вынесении оспариваемого постановления комиссией не было учтено следующее.
Согласно представленному в материалы дела свидетельству о государственной регистрации права от 27.11.2008 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:44 имеет категорию - земли лесного фонда.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения границы населенного пункта; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; 4) создания туристско-рекреационных особых экономических зон.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что решением Екатеринбургской городской Думы от 26.10.2010 N 66/30 земельный участок с кадастровым номером 66:41:0000000:44 включен в границу города Екатеринбурга.
Вместе с тем согласно пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации.
В данном случае комиссией не представлены доказательства перевода спорных земельных участков из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктом.
Таким образом, суд считает, что комиссия не опровергла довод учреждения о том, что на момент совершения (обнаружения) вменяемого учреждению правонарушения спорные земельные участки не приобрели в установленном законодательством порядке статус земель населенных пунктов и не перестали быть землями лесного фонда.
Вместе с тем административная ответственность за загрязнение лесов, в частности, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса предусмотрена федеральным законом, а именно ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из приоритетного значения специальной правовой нормы федерального закона, в случае ее конкуренции с общей нормой регионального закона, ответственность правонарушителя наступает за совершение правонарушения, устанавливающего ответственность по специальной норме.
Таким образом, суд считает, что в данном случае комиссия неверно квалифицировала действия (бездействие) учреждения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Поскольку оспариваемое постановление комиссии содержит неправильную квалификацию правонарушения, его следует признать незаконным и отменить.
При подаче заявления учреждением была уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 18.11.2015 N 42927.
Вместе с тем в соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

Требование Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет" удовлетворить.
Постановление Административной комиссии Железнодорожного района муниципального образования "город Екатеринбург" от 16.10.2015 N 151006483 о назначении административного наказания Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет" признать незаконным и отменить.
Возвратить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Уральский государственный лесотехнический университет" (ИНН 6662000973, ОГРН 1026605426814) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья
Ю.К.КИСЕЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)