Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2017 N 11АП-5410/2017 ПО ДЕЛУ N А55-17116/2016

Разделы:
Изъятие земли; Сделки с землей; Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2017 г. по делу N А55-17116/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токтаровой А.С.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчиков:
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - Борисова Е.В., доверенность от 08 октября 2015 года N 79,
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
от третьих лиц:
ТУ Росимущества в Самарской области - не явился, извещен,
Министерства строительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2017 года по делу N А55-17116/2016 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань Самарской области, город Сызрань Самарской области,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, город Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, город Самара,
с участием третьих лиц:
ТУ Росимущества в Самарской области, город Самара,
Министерство строительства Самарской области, город Самара,
о признании незаконным отказа и обязании совершить определенные действия,
установил:

Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - 1 ответчик, кадастровая палата) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - 2 ответчик, управление), с привлечением третьих лиц ТУ Росимущества в Самарской области, Министерства строительства Самарской области, с уточнением заявленных требований, принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа кадастровой палаты от 06.06.2016 г. N 63-00-119/16-86257 в учете изменений объекта недвижимости - земельный участок с КН 63:08:0201018:14, местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Шахтная, д. 6, и обязании Управления Росреестра по Самарской области внести в ЕГРН учет изменений по объекту недвижимости - земельный участок с КН 63:08:0201018:14, местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Шахтная, д. 6 на основании заявления администрации от 19.02.2016 г. N 63-0-1-46/3201/2016-281.
Решением суда заявленные администрацией требования удовлетворены полностью.
Кадастровая палата, не согласившись с решением суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об отказе администрации в удовлетворении заявленных требований, о чем в судебном заседании просил и представитель кадастровой палаты.
Администрация, апелляционную жалобу отклонила, по основаниям, приведенным в возражениях, приобщенных к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя кадастровой палаты, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрация, действующая от имени муниципального образования городской округ Сызрань, обратилась в кадастровую палату с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости - земельный участок с КН 63:08:0201018:14 с местоположением: Самарская область, г. Сызрань, ул. Шахтная, 6, к которому были приложены следующие документы: межевой план (оптический компакт-диск) б/н от 28.12.2015 г., постановление Администрации городского округа Сызрань от 19.11.2015 г. N 3425 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу", письмо КИО N 08-17/1605 от 16.03.2016 г., межевой план (оптический компакт-диск) б/н от 08.04.2016 г.
06.06.2016 г. кадастровая палата решением N 63-00-119/16-86257 отказала администрации в учете изменений объекта недвижимости, мотивировав тем, что не представлен документ, удостоверяющий право на земельный участок с КН 63:08:0201018:14.
Считая решение незаконным, администрация оспорила его в судебном порядке.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные администрацией требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, а также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 8 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплены аналогичные положения о сведениях, вносимых в кадастр недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о кадастре с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В п. 2 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также закреплены следующие положения: при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: 1) представленному уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, которыми выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в порядке, предусмотренном ст. 19 настоящего Закона, - при государственном кадастровом учете созданного объекта недвижимости; 2) собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства - при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) собственника объекта недвижимости или лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственном кадастровом учете в связи с образованием или прекращением существования части объекта недвижимости, если в соответствии с федеральным законом такие ограничение или обременение возникают независимо от момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости; 4) собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости; 5) кадастрового инженера в случаях, установленных федеральным законом; 6) иного лица в случаях, установленных федеральным законом.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для предъявления к собственникам жилых помещений требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет собственных средств.
В случае, если снос не осуществлен, принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, для муниципальных нужд.
Статьей 56.3 ЗК РФ также установлен случай для принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, если таковое обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с требованиями ст. 56.7 ЗК РФ в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (далее также - соглашение об изъятии недвижимости) уполномоченный орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии: 1) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования земельных участков, подлежащих изъятию, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной схемой расположения земельного участка; 2) выступают заказчиком кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельных участков, подлежащих изъятию, в случае, если границы таких земельных участков подлежат уточнению; 3) выступают заказчиком кадастровых работ в целях образования находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков для их предоставления взамен изымаемых земельных участков; 4) обращаются от имени правообладателя изымаемой недвижимости без доверенности с заявлением о кадастровом учете земельных участков, подлежащих изъятию, земельных участков, предоставляемых взамен изымаемых земельных участков, или земельных участков, границы которых подлежат уточнению в связи с изъятием, если необходимо проведение государственного кадастрового учета таких земельных участков.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что в соответствии с ЖК РФ, ЗК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 22.05.2013 г. N 1351 "Об утверждении адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Сызрань" на 2013-2014 г., в целях решения вопроса о переселении граждан из многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, было принято постановление Администрации городского округа Сызрань от 19.11.2015 г. N 3425 "Об изъятии земельных участков для муниципальных нужд, на которых расположены многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу".
Для проведения межевания земельных участков, в соответствии с требованиями ЗК РФ, был проведен электронный аукцион и по результатам подведения итогов электронного аукциона был заключен муниципальный контракт N 383-15 от 14.12.2015 г. на выполнение работ по землеустройству с целью проведения государственного кадастрового учета земельных участков, находящихся в границах городского округа Сызрань.
В рамках муниципального контракта, ООО "Эксперт" был подготовлен межевой план земельного участка в связи с уточнением границ спорного земельного участка.
В оспариваемом решении заинтересованное лицо ссылается на то, что заявителем не представлен документ, подтверждающий право на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0201018:14.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок сформирован после введения в действие названного Кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Статьей 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, а также земельный участок, на котором расположен дом, и иное общее имущество многоквартирного дома.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Судом установлено, что в государственном кадастре недвижимости содержались сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:08:0201018:14, декларированной площадью 1 574.40 кв. м, с видом разрешенного использования - под домом малоэтажной жилой застройки, с категорией земель - земли населенных пунктов, расположенном по адресу: Самарская обл., г. Сызрань, ул. Шахтная, д. 6, а согласно сведениям ГКН правообладателем данного земельного участка является РФ.
Вместе с тем, суд правильно посчитал, что спорный земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, в силу закона на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений многоквартирного жилого дома, и государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение в многоквартирном жилом доме одновременно является государственной регистрацией права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом.
Судом установлено, что согласно реестру муниципальной собственности квартиры N 1, 3, 4, 7, 8 в доме N 6 по ул. Шахтная, в г. Сызрань, являются муниципальной собственностью и составляют имущество казны, а поскольку право собственности на квартиры в многоквартирном жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 63:08:0201018:14 зарегистрированы, а поэтому пришел к правильному выводу, что такая регистрация одновременно является государственной регистрацией права общей долевой собственности на данный земельный участок.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что спорный земельный участок находится в общей долевой собственности собственников помещений, в том числе муниципального образования городской округ Сызрань, в силу закона, в связи с чем, довод жалобы о не представлении заявителем, который действовал от имени муниципального образования по доверенности, документа, подтверждающего право на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0201018:14, необоснован.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение кадастровой палаты от 06.06.2016 г. N 63-00-119/16-86257 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы администрации, а поэтому правомерно, в соответствии с ч. 2 и 4 ст. 201 АПК РФ, признал его незаконным и обязал управление по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в единый государственный реестр недвижимости учет изменений по объекту недвижимости - земельный участок с КН 63:08:0201018:14 на основании заявления органа местного самоуправления от 19.02.2016 г. N 63-0-1-46/3201/2016-281.
Аналогичная правовая позиция изложена по делам в постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 г. N А55-17114/2016 и от 17.02.2017 г. N А55-17112/2016.
Вышеизложенное в совокупности свидетельствует о том, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении заявленных администрацией требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2017 года по делу N А55-17116/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
П.В.БАЖАН
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)