Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2017 N 10АП-6162/2017 ПО ДЕЛУ N А41-64567/16

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. по делу N А41-64567/16


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Диаковской Н.В.,
судей Марченковой Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от закрытого акционерного общества "Знаменское": Бут С.А. по доверенности от 02.09.2016;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: Савилова Е.А. по доверенности от 01.02.2017;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16.03.2017 по делу N А41-64567/16,
по заявлению закрытого акционерного общества "Знаменское"
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области и Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения.

установил:

закрытое акционерное общество "Знаменское" (далее - заявитель, ЗАО "Знаменское", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата) и Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области, в котором просило суд о нижеследующем:
- - признать незаконным решение кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета от 19.08.2016 N МО-16/РКФ-314620;
- - обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11, в отношении которых в кадастровую палату подано заявление о постановке на кадастровый учет двух земельных участков, образуемых в результате раздела, зарегистрированное 05.05.2016 за N 50-0-1-80/3002/2016-774 и межевой план.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.03.2017 по делу N А41-64567/16 заявление удовлетворено (т. 3 л.д. 62 - 66).
Не согласившись с данным судебным актом, кадастровая палата обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельствам, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителя Управления Росреестра по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель кадастровой палаты поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель ЗАО "Знаменское" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителей кадастровой палаты и общества, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Знаменское" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11, категории земли: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 1 277 991 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Рузский район, земли АО "Октябрьское" вблизи д. Ватулино (т. 1 л.д. 21).
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11 определены в соответствии с действующим законодательством: координаты характерных точек границ земельного участка внесены в ГКН, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 11.10.2012 и копией кадастрового дела.
Обществом принято решение о разделе вышеназванного земельного участка на два земельных участка и подготовлен межевой план.
05 мая 2016 года общество обратилось к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет двух земельных участков (т. 1 л.д. 14), образуемых в результате раздела (зарег. за N 50-0-1-80/3002/2016-774), а также представило межевой план от 29.04.2016 (т. 1 л.д. 15 - 20).
19 мая 2016 года кадастровой палатой было принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета N МО-16/РКФ-186001 (т. 1 л.д. 22) в соответствии с пунктами 1, 5, 7 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в котором указано, что:
- - имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах и кадастровыми сведениями о данных объектах недвижимости в части указания местоположения границ образуемых земельных участков (по представленным координатам границы образуемых земельных участков не совпадают с границами исходного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11);
- - в нарушение пункта 50 Приказа Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 года N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (далее - Приказ N 42) в реквизите 4 раздела "Сведения об образуемых земельных участках" внесены сведения об адресе (местоположении) образуемых земельных участков не в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС);
- - границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление в соответствии с кадастровыми сведениями, пересекают границы населенного пункта деревни Ватулино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
После доработки межевого плана и представления его кадастровой палате последняя последовательно приняла ряд решений об отказе в снятии приостановления, в которых было указано, что основания, приведенные в решении о приостановлении осуществления кадастрового учета, не устранены (решение от 27.06.2016 N МО-16/РКФ-237908 (т. 1 л.д. 23), решение от 04.08.2016 N МО-16/РКФ-294392 (т. 1 л.д. 24 - 25), решение от 11.08.2016 N МО-16/РКФ-302954).
19 августа 2016 года ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области приняло решение N МО-16/РКФ-314620 об отказе в осуществлении кадастрового учета (т. 1 л.д. 26).
Полагая, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета является незаконным и нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности, ЗАО "Знаменское" обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В случае образования двух и более объектов недвижимости в результате преобразования объекта или объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех одновременно образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ).
Согласно статье 27 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровая палата отказывает в постановке на кадастровый учет в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
В ходе рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции были назначены судебная экспертиза (т. 2 л.д. 131 - 132) и дополнительная судебная экспертиза (т. 3 л.д. 26 - 27), по результатам проведения которых эксперты пришли к следующим выводам:
- - местоположение (границы), образуемых по межевому плану от 29.04.2016 (в редакции межевого плана от 03.08.2016) земельных участков (50:19:0040210:11:ЗУ1 и 50:19:0040210:11:ЗУ2) соответствуют местоположению исходного земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11, общей площадью 1 277 991,1 кв. м согласно листу КВ.1 выписки и площадью 1 277 995,2 кв. м согласно координатам поворотных точек границ земельного участка;
- - границы земельных участков (50:19:0040210:11:ЗУ1 и 50:19:0040210:11:ЗУ2) не пересекают границы населенного пункта д. Ватулино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, определенных Генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290. Отображаемое графическое пересечение в Приложении 4 вызвано погрешностью необходимого округления значения координат поворотных точек границы с точностью до 1 см согласно Приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков". В масштабе схемы ширина линии наложения составляет в среднем не более 1 мм, что не может быть расценено как фактическое пересечение границ земельных участков. Вместе с тем, граница земельного участка 50:19:0040210:11:ЗУ2 на всем протяжении находится в пределах контура границы населенного пункта д. Ватулино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, определенных Генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25.01.2013 N 55/290 (т. 3 л.д. 40 - 57).
Оценив экспертные заключения, суд первой инстанции обоснованно признал их надлежащими доказательствами по делу и, учитывая, что в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ кадастровая палата не представила доказательств, опровергающих выводы экспертов и обосновывающих принятие оспариваемого решения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 19.08.2016 N МО-16/РКФ-314620 является незаконным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального Закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав на недвижимое имущество), по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Согласно части 3 статьи 3 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
8) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 72 Федерального Закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением части 4 статьи 66 и статьи 68 настоящего Федерального закона.
Следовательно, с 01.01.2017 полномочиями по государственному кадастровому учету наделено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 21.02.2007 N 966/07, при передаче функций от одного органа другому происходит процессуальное правопреемство.
При этом такая передача не обязательно вызвана упразднением органа, ранее ведавшего этими же вопросами, и может не основываться на гражданско-правовом правопреемстве.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции обоснованно обязал Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:19:0040210:11.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, последним не допущено.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 16 марта 2017 года по делу N А41-64567/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.ДИАКОВСКАЯ

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)