Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.04.2017 ПО ДЕЛУ N А60-5346/2017

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2017 г. по делу N А60-5346/2017


Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2017 года
Полный текст решения изготовлен 17 апреля 2017 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи К.Н. Смагина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.Ф. Чечетиным, рассмотрел в судебном заседании дело N А60-5346/2017
по иску крестьянского хозяйства "ФЕРМЕР" (ИНН 6624002560, ОГРН 1026601484733)
к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области (ИНН 6670324273, ОГРН 1106670035834)
об исключении сведений о земельном участке,
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области,
при участии в судебном заседании:
от истца: Уткин А.А., представитель по доверенности от 03.04.2017 г., Ковыляев Д.В., директор, приказ N 4 от 30.04.2004 г.,
от ответчика: Ишмухаметова О.И., представитель по доверенности N 24-07-09/5 от 11.01.2017,
от третьего лица: не явился, извещен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Крестьянское хозяйство "ФЕРМЕР" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства Свердловской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:17:0101018:38, указав в резолютивной части решения, что оно является основанием для внесения соответствующей записи в реестр. Также просит расходы по уплате государственной пошлины не относить на ответчика.
13.03.2017 от ответчика через систему "Мой арбитр" поступил отзыв, в котором просит произвести замену надлежащего ответчика на Управление Росреестра по Свердловской области.
17.03.2017 от истца через систему "Мой арбитр" поступило возражение на отзыв ответчика, в котором требования поддерживает в полном объеме, надлежащим ответчиком считает Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
От третьего лица через систему "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении судебного заседания в отсутствие представителя.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Как следует из материалов дела, в целях оформления прав на лесной участок, расположенный в квартале 116 (выдел 18) Волгинского участка Косолманского участкового лесничества Верхотурского лесничества, площадью 13 га для ведения сельского хозяйства за счет средств истца подготовлен межевой план в связи с образованием части земельного участка с кадастровым номером 66:17:0000000:35, расположенного в Свердловской области, район МО Нижнетуринский район, Верхотурский лесхоз (в квартале 116 (выдел 18) Волгинского участка Косолманского участкового лесничества Верхотурского лесничества), площадью 13 га.
Однако внесение в государственный кадастр недвижимости сведений в данной части на основании подготовленного межевого плана невозможно, так как кадастровым инженером было выявлено пересечение границ образуемой части с границами ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 66:17:0101018:38 (заключение кадастрового инженера Шепелиной Н.А.).
Сведения о данном земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.01.1995, он отнесен к категории земель лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, площадь - 178 090 кв. м, право собственности Российской Федерации на него не зарегистрировано. Границы данного участка уточнены на основании приказа Департамента лесного хозяйства Свердловской области от 25.06.2012 N 732.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о ГРН), вступившим в силу с 01.01.2017, предусматривается создание Единого государственного реестра недвижимости, который объединяет в себе, в том числе, реестр прав на недвижимость (ранее - Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним) и реестр объектов недвижимости (ранее - государственный кадастр недвижимости) - часть 2 статьи 7 Закона.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:17:0101018:38 были внесены в государственный кадастр недвижимости (предшественник Единого государственного реестра недвижимости) на основании инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков.
Составление данной описи регулировалось Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (ГЗК-1-Т.Р-11-02-01, утв. Росземкадастром 10.04.2001).
Согласно Указаниям инвентаризационная опись представляет собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело (пункт 1.3 Указаний).
При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:
- - во вторых, экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);
- - во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков (пункт 2.3. Указаний).
Кроме того, истец в своем исковом заявлении указывает, что во исполнение постановления Администрации города Нижняя Тура от 17.11.1994 N 1054 между крестьянским хозяйством "Фермер" и Администрацией города Нижняя Тура был заключен договор аренды от 01.01.1995 N 688 земельного участка с кадастровым номером 66:17:0101018:38, расположенного Свердловская обл., город Нижняя Тура, Верхотурское лесничество Косолманское участковое лесничество Волгинский участок квартал 116 (части выделов 18, 19, 20, 24).
Указанные постановление и договор не могли быть основанием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и включения его в инвентаризационную опись, так как участок во владение арендатора фактически не поступил и им не использовался в силу того, что постановление было принято органом, который не имел полномочий распоряжаться землями лесного фонда.
На момент принятия постановления 17.11.1994 и заключения договора 01.01.1995 действовали Основы лесного законодательства Российской Федерации 1993 года.
Согласно статье 25 Основ предоставление лесных участков (участков лесного фонда) для ведения сельского хозяйства не предусматривалось.
Статьей 31 Основ предусматривалось, что предоставление участков лесного фонда в долгосрочное пользование производится в форме аренды на основании совместного решения районного (городского) Совета народных депутатов и владельцев лесного фонда (то есть, лесхозов).
Передача участков лесного фонда в аренду на основании лицензии производится лесхозами, а в лесах, находящихся во владении колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, этими владельцами лесного фонда.
Постановление от 17.11.1994 принято не представительным органом местного самоуправления, а главой местной администрации, лицензия на право пользования участком лесного фонда не выдавалась.
После установления данных обстоятельств в связи с нахождением арендуемого участка на землях лесного фонда договор аренды от 01.01.1995 N 688 расторгнут по соглашению сторон от 01.01.2013.
Однако, несмотря на прекращение договорных отношений, запись о спорном земельном участке в реестре недвижимости до сих пор не исключена, что препятствует образованию части земельного (лесного) участка в соответствии с действующим земельным законодательством и Лесоустроительной инструкцией.
В целях предоставления земельного участка с кадастровым номером 66:17:0101018:38 была проведена совместная работа Истца и Ответчика по уточнению его границ и внесению сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Ответчиком был подготовлен приказ от 25.06.2012 N 732 об уточнении местоположения земельного участка. Истцом был подготовлен межевой план об уточнении границ земельного участка.
Таким образом, сведения о границах участка 66:17:0101018:38 установлены в соответствии с действующим законодательством.
Однако, его предоставление для ведения сельского хозяйства невозможно.
Согласно пункту 46 данной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков для ведения сельского хозяйства является лесотаксационный выдел (целиком).
В то время как в состав участка 66:17:0101018:38 входят части выделов 18, 19, 20, 24.
Изменение конфигурации образуемой части земельного участка 66:17:0000000:35 также невозможно, так как данная часть представляет собой выдел 18 квартала 116 целиком, в случае исключения из границ данного выдела территории, составляющей пересечение двух земельных участков, будут нарушены требования Лесоустроительной инструкции.
Из вышеизложенного следует, что решение данного вопроса возможно только путем исключения сведений о земельном участке 66:17:0101018:38 из Единого государственного реестра недвижимости.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявлений лиц, поименованных в указанной статье.
Пунктом 4 части 2 вышеуказанной статьи установлено, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета без одновременного проведения государственной регистрации прав вправе обратиться только собственник объекта недвижимости (при изменении основных характеристик объекта недвижимости).
Земельный участок с кадастровым номером 66:17:0101018:38 отнесен к землям лесного фонда, которые в силу статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
От имени Российской Федерации с заявлениями о государственном кадастровом учете лесных участков обращается орган исполнительной власти, осуществляющий переданные полномочия в области лесных отношений, Департамент лесного хозяйства Свердловской области.
КФХ "Фермер" обращалось в Департамент с заявлением о принятии мер по снятию земельного участка с кадастровым номером 66:17:0101018:38 с кадастрового учета. На данное заявление был получено письмо от 19.12.2016. N 24-01-82/10177 с отказом в связи с тем, что действующим законодательством (Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") не предусмотрена возможность снятия с учета земельных участков со статусом "ранее учтенный" в административном порядке, заявителю предложено обратиться в суд.
Департаментом были осуществлены действия по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 66:17:0101018:38 - принят приказ от 25.06.2012 N 732. На основании данного приказа и межевого плана, подготовленного за счет КФХ "Фермер" в связи с отсутствием необходимых денежных средств у Департамента, были установлены границы данного земельного участка. При этом данные границы определены с нарушением правил пункта 46 Лесоустроительной инструкции, что препятствует организации проведения торгов и организации использования данного лесного участка для ведения сельского хозяйства, а также формированию части земельного участка с кадастровым номером 66:17:0000000:35.
Действия органа кадастрового учета в рамках настоящего дела не могут быть признаны незаконными:
1) уполномоченный Российской Федерацией орган (Департамент) не обращался в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка 66:17:0101018:38 с кадастрового учета, соответственно никаких действий по данному вопросу органом кадастрового учета не предпринималось и не должно было быть предпринято;
2) КФХ "Фермер" не является правообладателем земельного участка 66:17:0101018:38 и не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии с учета;
3) государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости на основании приказа Департамента от 25.06.2012 N 732 был осуществлен в соответствии с действовавшим в то время Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Оснований для отказа в проведении кадастрового учета, предусмотренных статьей 27 данного закона, не имелось.
Проверка соответствия границ лесного участка требованиям Лесоустроительной инструкции в обязанности органа кадастрового учета не входит, это исключительно полномочия Департамента.
4) внесение сведений о земельном участке 66:17:0101018:38 в государственный кадастр недвижимости осуществлялось на основании сведений, предоставленных органом местного самоуправления, при наличии договора аренды от 01.01.1995 N 688.
Проведение правовой экспертизы данного договора в обязанности органа кадастрового учета не входит.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, будет являться исключение сведений о земельном участке 66:17:0101018:38 из государственного реестра недвижимости путем представления Департаментом, как правообладателем данного участка, в орган кадастрового учета соответствующего заявления и копии судебного акта с отметкой о вступлении в законную силу.
На основании вышеизложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу заключенного между КФХ "Фермер" и Департаментом лесного хозяйства Свердловской области соглашения об отнесении судебных расходов на истца - КФХ "Фермер", расходы по государственной пошлине и оплате услуг представителя распределению не подлежат (ст. 110 АПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 66:17:0101018:38.
Настоящее решение является основание для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
К.Н.СМАГИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)